08.12.2011 г.
Vatican Insider / La Stampa
Под автостоянкой в Ватикане обнаружены «малые Помпеи»

Сле­дую­щей вес­ной будет открыт для посе­ще­ний нек­ро­поль «Три­ум­фаль­ной доро­ги», — сооб­ща­ет газе­та «L’Osservatore Romano». Воз­ле вати­кан­ской авто­сто­ян­ки рас­пахнет свои две­ри архео­ло­ги­че­ский уча­сток, име­ю­щий важ­ное исто­ри­че­ское зна­че­ние.


В ходе рас­ко­пок обна­ру­же­но сорок погре­баль­ных соору­же­ний и более двух­сот отдель­ных могил, суще­ст­во­вав­ших бок о бок, а ино­гда и одна поверх дру­гой, с кон­ца I в. в тече­ние II в. н. э. Соглас­но сооб­ще­нию вати­кан­ской газе­ты, стра­ти­гра­фия пока­за­ла, что к середине II в. этот уча­сток зем­ли был покрыт гря­зе­вым ополз­нем, кото­рый запе­ча­тал более древ­ние моги­лы. Поверх них позд­нее были выко­па­ны новые.


Терра­ко­то­вые вазы в древ­нем нек­ро­по­ле, обна­ру­жен­ном под Вати­ка­ном. Фото: AP.

Вати­кан­ская газе­та разъ­яс­ня­ет, каким обра­зом «моги­лы груп­пи­ро­ва­лись в несколь­ко ост­ров­ков, раз­бро­сан­ных по хол­му и спус­кав­ших­ся в доли­ну. Они соеди­ня­лись друг с дру­гом бес­по­рядоч­но про­ло­жен­ны­ми тро­па­ми, кото­рые схо­ди­лись вниз к Три­ум­фаль­ной доро­ге. Отдель­ные моги­лы, кото­рые встре­ча­ют­ся чаще все­го, при­над­ле­жа­ли людям из ниж­ней стра­ты сред­не­го соци­аль­но­го клас­са. В них нахо­дят­ся кера­ми­че­ские урны с кре­ми­ро­ван­ны­ми остан­ка­ми, кото­рые были зары­ты пря­мо в зем­лю, на глу­би­ну мет­ра. Они име­ют терра­ко­то­вые труб­ки, похо­жие на дымо­хо­ды, куда опус­ка­ли пищу во вре­мя риту­а­ла воз­ли­я­ний».

Воз­ле доро­ги, делив­шей нек­ро­поль попо­лам, най­де­на так­же уст­ри­на (ustrina), место погре­баль­но­го кост­ра, где насла­и­ва­ют­ся друг на дру­га терра­ко­та и зем­ля­ные отло­же­ния с кус­ка­ми угля, сос­но­вы­ми ореш­ка­ми и обго­рев­ши­ми сос­но­вы­ми шиш­ка­ми, кото­ры­ми раз­жи­га­ли костер. Над уст­ри­ной архео­ло­ги нашли несколь­ко про­стых ям, выко­пан­ных в зем­ле для ингу­ма­ци­он­ных захо­ро­не­ний.


Чер­но-белый моза­ич­ный пол, обна­ру­жен­ный на древ­нем архео­ло­ги­че­ском участ­ке. Фото: AP.

Газе­та «L’Osservatore Romano» ука­за­ла, что «име­ет­ся несколь­ко семей­ных гроб­ниц, где совер­ша­лись захо­ро­не­ния по обряду кре­ма­ции или ингу­ма­ции, кото­рые дати­ру­ют­ся I в. н. э.». «Боль­шин­ство из них — четы­рех­уголь­ные, с бочар­ны­ми сво­да­ми, укра­шен­ные цве­точ­ным или гео­мет­ри­че­ским орна­мен­том; сна­ру­жи они покры­ты крас­ной шту­ка­тур­кой. Бла­го­да­ря пре­крас­ной сохран­но­сти, алта­ри, сар­ко­фа­ги и раз­лич­ная утварь про­ли­ли свет на подроб­но­сти погре­баль­ных риту­а­лов, о кото­рых до сих пор мало было извест­но. Чтобы души покой­ных после смер­ти оста­ва­лись в загроб­ном мире, воз­ле отвер­стий высту­паю­щих тру­бок вби­ва­ли длин­ные гвозди; а в более бога­тых гроб­ни­цах на моза­ич­ных полах изо­бра­жен так назы­вае­мый “узел Соло­мо­на”, сим­во­ли­зи­ро­вав­ший решет­ку».

Бла­го­да­ря мно­го­чис­лен­ным над­пи­сям появи­лась воз­мож­ность вос­ста­но­вить соци­аль­но-исто­ри­че­скую среду, ранее не извест­ную. Дей­ст­ви­тель­но, самые бога­тые погре­бе­ния при­над­ле­жа­ли импе­ра­тор­ским воль­ноот­пу­щен­ни­кам, кото­рые были очень зажи­точ­ны, но не сохра­ни­лись в памя­ти. Преж­де все­го, это семья Натро­ни­ев. В их семей­ной гроб­ни­це (20—40 г. н. э.) архео­ло­ги нашли пол­но­стью сохра­нив­ший­ся мра­мор­ный порт­рет Тибе­рия Натро­ния Сма­рагда в воз­расте 4 лет, 4 меся­цев и 10 дней. На над­гроб­ной сте­ле, кото­рую ему поста­ви­ла мать Натро­ния Син­фи­ла, он выглядит таким милым, что роди­те­ли назва­ли его Вену­стом (пре­лест­ным), несмот­ря на груст­ное выра­же­ние лица.


Над­гроб­ная сте­ла, най­ден­ная на участ­ке. Фото: romeguide.

С дру­гой сто­ро­ны, семье Пас­си­е­нов при­над­ле­жал колум­ба­рий (50—70 гг. н. э.), укра­шен­ный дву­мя пре­крас­ны­ми алта­ря­ми, на кото­рых назва­ны име­на вла­дель­цев, чле­нов фами­лии Цеза­рей. Пер­вый алтарь бога­то укра­шен фрук­то­вой гир­лян­дой, свя­зы­ваю­щей две бара­ньи голо­вы. Он посвя­щен Фло­ре ее роди­те­ля­ми: Пас­си­е­ной При­мой и Тибе­ри­ем Клав­ди­ем Опта­том, одним из воль­ноот­пу­щен­ни­ков Неро­на, кото­рый был tabularius a patrimoniis, то есть, архи­ва­ри­усом, отве­чав­шим за управ­ле­ние част­ны­ми вла­де­ни­я­ми импе­ра­то­ра. В верх­ней части вто­ро­го алта­ря изо­бра­жен порт­рет покой­ной; воль­ноот­пу­щен­ник Луций Пас­си­ен Эва­рист посвя­тил сво­ей быв­шей гос­по­же Пас­си­ене При­ме. Таким обра­зом, Пас­си­е­ны — это груп­па воль­ноот­пу­щен­ни­ков, кото­рые пря­мо или опо­сре­до­ван­но могут быть свя­за­ны с Гаем Сал­лю­сти­ем Кри­спом Пас­си­е­ном, вто­рым мужем Агрип­пи­ны, мате­ри Неро­на.

Этот ари­сто­крат, по неко­то­рым сведе­ни­ям, уби­тый сво­ей авгу­стей­шей супру­гой, вла­дел огром­ным иму­ще­ст­вом, кото­рое было уна­сле­до­ва­но Агрип­пи­ной и в кон­це кон­цов вошло в состав импе­ра­тор­ских вла­де­ний. «Тут мож­но задать­ся вопро­сом, не состав­ля­ли ли часть это­го иму­ще­ства сады Агрип­пи­ны, рас­по­ло­жен­ные, как сооб­ща­ет­ся, вбли­зи Вати­ка­на», — ука­зы­ва­ет «L’Osservatore Romano».


Рим­ский нек­ро­поль на Три­ум­фаль­ной доро­ге. Фото: romeguide.

Сре­ди рас­ко­пан­ных пред­ме­тов най­де­на малень­кая мра­мор­ная ста­туя раба-лан­тер­на­рия (servus lanternarius) — ред­кий и ранее неиз­вест­ный скульп­тур­ный сюжет. Этот раб дол­жен был ожи­дать гос­по­ди­на, воз­вра­щаю­ще­го­ся ночью домой, у вход­ной две­ри, — и эту позу вос­про­из­во­дит его изо­бра­же­ние, охра­ня­ю­щее гроб­ни­цу, — и хоро­шо осве­щать печаль­ный и тем­ный путь к послед­не­му при­юту. Но сре­ди этих неве­ро­ят­но инте­рес­ных нахо­док насто­я­щей сен­са­ци­ей ста­ло обна­ру­же­ние могил двух худож­ни­ков. Одну из них посвя­ти­ла скуль­п­то­ру Тибе­рию Клав­дию Тесму его жена в пер­вой поло­вине I в. На ней покой­ный изо­бра­жен в про­цес­се работы над бюстом, а рядом с ним — соба­ка. Вто­рую моги­лу Фабия посвя­ти­ла сво­е­му мужу Алки­му, теат­раль­но­му деко­ра­то­ру.

Алким был слу­гой Неро­на и работал деко­ра­то­ром в теат­ре Пом­пея. Поэто­му он дер­жит в руке резец, а вокруг изо­бра­же­ны его орудия труда: уголь­ник, цир­куль и зем­ле­мер­ный уро­вень. Две древ­не­рим­ские жен­щи­ны, две любя­щие, пре­дан­ные и почти­тель­ные жены, поз­во­ли­ли нам узнать о двух худож­ни­ках, кото­рые ред­ко упо­ми­на­ют­ся в исто­ри­че­ских повест­во­ва­ни­ях этой эпо­хи.


Рим­ский сар­ко­фаг, най­ден­ный на участ­ке. Фото: romeguide.

«Вати­кан­ским нек­ро­по­лем обыч­но назы­ва­ют под­зем­ное клад­би­ще под бази­ли­кой Свя­то­го Пет­ра, кото­рое вырос­ло вдоль Кор­не­ли­е­вой доро­ги вокруг моги­лы пер­во­го из апо­сто­лов», — отме­ча­ет вати­кан­ская газе­та. «Но к весне 2012 г. все изме­нит­ся, так как для посе­ще­ний будет открыт вто­рой нек­ро­поль. Он рас­по­ло­жен вдоль древ­ней Три­ум­фаль­ной доро­ги, кото­рая оги­ба­ла Вати­кан­ский холм, соеди­няя импе­ра­тор­ский Рим с древним горо­дом Вейи». Никто, про­хо­дя по Виа-дел­ла-Поста, не зна­ет, что нахо­дит­ся чуть поза­ди вати­кан­ской апте­ки, так как сна­ру­жи вид­ны толь­ко совре­мен­ные зда­ния.

Одна­ко доста­точ­но лишь спу­стить­ся на несколь­ко мет­ров по про­хо­ду, постро­ен­но­му меж­ду вати­кан­ской авто­сто­ян­кой и новым мно­го­функ­цио­наль­ным зда­ни­ем «Сан­та Роза» (где рас­по­ло­жен цен­траль­ный офис Вати­кан­ской теле­фон­ной служ­бы), чтобы вер­нуть­ся на две тыся­чи лет назад. «Слов­но ока­зы­ва­ешь­ся в малых Пом­пе­ях, в клад­би­щен­ском вари­ан­те, — так как мож­но вос­ста­но­вить круп­ные фраг­мен­ты повсе­днев­ной жиз­ни клад­би­ща, кото­рая неко­гда пре­рва­лась и была забы­та», — ска­зал в интер­вью «L’Osservatore Romano» Джан­до­ме­ни­ко Спи­но­ла, кура­тор сек­ции гре­че­ских и рим­ских древ­но­стей Вати­кан­ских музеев.


План рим­ско­го нек­ро­по­ля Сан­та-Роза / Три­ум­фаль­ная доро­га. Фото: flickr / melissa hargis.

Сей­час гос­по­дин Спи­но­ла руко­во­дит рас­коп­ка­ми с помо­щью Лео­нар­до ди Бла­зи и Мони­ки Рич­чар­ди. Рас­коп­ки до сих пор ведут­ся, хотя терри­то­рию на Три­ум­фаль­ной доро­ге, где постро­ен нек­ро­поль, обна­ру­жил меж­ду 1956 и 1958 гг. Филип­по Маджи при стро­и­тель­стве авто­сто­ян­ки. Но попасть туда мог­ли толь­ко уче­ные. Затем в 2003 г. при стро­и­тель­стве ново­го гара­жа «Сан­та Роза» была най­де­на еще одна часть нек­ро­по­ля, кото­рая была откры­та для посе­ще­ний толь­ко в 2006—2008 гг.

Бла­го­да­ря веду­щим­ся рас­коп­кам две части одно­го нек­ро­по­ля были соеди­не­ны и пре­кра­ще­ны в еди­ное музей­ное про­стран­ство пло­ща­дью более тыся­чи квад­рат­ных мет­ров. Вати­кан­ская газе­та под­чер­ки­ва­ет, что «нек­ро­поль, дати­ру­е­мый эпо­хой ран­ней Импе­рии, рас­по­ла­га­ет­ся вдоль севе­ро-восточ­но­го скло­на Вати­кан­ско­го хол­ма, воз­ле свя­ти­ли­ща Вели­кой Мате­ри и импе­ра­тор­ских садов, при­над­ле­жав­ших Агрип­пине. На этой терри­то­рии так­же есть несколь­ко особ­ня­ков. Кали­гу­ла постро­ил здесь нав­ма­хию и Гай­ян, цирк для колес­нич­ных состя­за­ний. Позд­нее его вос­ста­но­вил Нерон. Соглас­но пре­да­нию, имен­но в этом цир­ке Свя­той Петр встре­тил муче­ни­че­скую смерть».

Джа­ко­мо Гале­ац­ци

© 2011 г. Vatican Insider / La Stampa.
© 2011 г. News Network Archaeology.
© 2011 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА