06.01.2012 г.
CNN
Проект реставрации осыпающегося Колизея вызвал лавину недовольства в Риме

Коли­зей в Риме. Фото­гра­фия сде­ла­на в декаб­ре 2010 г., когда Диего дел­ла Вал­ле, вла­де­лец элит­ной мар­ки Tod’s, подал заяв­ку на уча­стие в кон­кур­се на его рестав­ра­цию.

Он рас­по­ло­жен в серд­це древ­не­го Рима и слу­жит эмбле­мой вели­че­ст­вен­ной исто­рии горо­да и сим­во­лом Ита­лии.

Но пла­ны рестав­ра­ции рим­ско­го Коли­зея, кото­ро­му почти 2000 лет, вызва­ли ропот у хра­ни­те­лей наследия и рестав­ра­то­ров, кото­рый усу­гу­бил­ся декабрь­ски­ми сооб­ще­ни­я­ми, что от кро­ша­щих­ся стен памят­ни­ка отва­ли­лись неболь­шие кус­ки.

Нынеш­ние пла­ны рестав­ра­ции амфи­те­ат­ра Фла­ви­ев, где неко­гда устра­и­ва­ли захва­ты­ваю­щие зре­ли­ща и ужас­ные гла­ди­а­тор­ские бои, финан­си­ру­ет в объ­е­ме 33 мил­ли­о­на дол­ла­ров (25 мил­ли­о­нов евро) Диего дел­ла Вал­ле, вла­де­лец элит­ной италь­ян­ской мар­ки Tod’s, в обмен на реклам­ные пра­ва.

Рестав­ра­ция памят­ни­ка, кото­рый при­вле­ка­ет до двух мил­ли­о­нов тури­стов в год, долж­на начать­ся в мар­те и будет вклю­чать очист­ку тра­вер­ти­но­вой внеш­ней сте­ны, ремонт под­зем­ных поме­ще­ний, устрой­ство ново­го вхо­да, пере­нос пунк­тов тури­сти­че­ско­го обслу­жи­ва­ния за пре­де­лы само­го зда­ния и уси­ле­ние видео­си­стем без­опас­но­сти.

Но чле­ны Италь­ян­ской ассо­ци­а­ции рестав­ра­то­ров недо­воль­ны эти­ми пла­на­ми, кото­рые, по их мне­нию, отстра­ня­ют про­фес­сио­на­лов от работы в поль­зу непро­фес­сио­наль­ных рестав­ра­то­ров и «могут при­чи­нить непо­пра­ви­мый ущерб памят­ни­ку», — как заяви­ла Кар­ла Тома­зи, пре­зи­дент ассо­ци­а­ции.

«Мы не счи­та­ем, что нуж­но обра­щать­ся к пред­при­я­ти­ям обще­го про­фи­ля, когда в Ита­лии живут луч­шие в мире рестав­ра­то­ры; это реше­ние не толь­ко под­вер­га­ет памят­ник рис­ку, но и ста­вит под вопрос нашу работу и ухуд­ша­ет имидж наше­го наро­да в мире», — ска­за­ла Тома­зи.

Одна­ко поста­нов­ле­ние, кото­рое Государ­ст­вен­ный совет Ита­лии в кон­це декаб­ря вынес в поль­зу Мини­стер­ства куль­тур­но­го наследия и дея­тель­но­сти, раз­ре­ша­ет начать рестав­ра­цию.

«Италь­ян­ский закон гла­сит, что рестав­ра­то­ры могут вос­ста­нав­ли­вать такие пред­ме­ты, как ста­туи, кера­ми­ку, моза­и­ку и деко­ра­тив­ные поверх­но­сти, но не архи­тек­тур­ные памят­ни­ки», — ска­за­ла Рос­сел­ла Реа, дирек­тор Коли­зея, доба­вив, что на самом деле работ­ни­ки, наня­тые для рестав­ра­ции, «спе­ци­а­ли­зи­ру­ют­ся в архи­тек­тур­ной рестав­ра­ции, это не про­стые рабо­чие».

Реа так­же поспе­ши­ла под­черк­нуть, что сооб­ще­ния об обру­ше­нии Коли­зея лож­ны: отва­ли­лось лишь 8 см туфа (пори­стый камень, обра­зо­вав­ший­ся в резуль­та­те затвер­де­ния вул­ка­ни­че­ско­го пеп­ла), «что посто­ян­но слу­ча­ет­ся с памят­ни­ка­ми».

Но она доба­ви­ла, что в послед­нее вре­мя Коли­зей стра­дал от недо­стат­ка финан­си­ро­ва­ния, сокра­щен­но­го пра­ви­тель­ст­вом, и что выруч­ка от про­да­жи биле­тов лишь покры­ва­ет годич­ное содер­жа­ние антич­ных памят­ни­ков горо­да, в том чис­ле сосед­не­го фору­ма и Пала­ти­на.

Ост­ро тре­бу­ют­ся спон­со­ры, хотя най­ти их непро­сто, так как с пожерт­во­ва­ний им при­хо­дит­ся пла­тить НДС.

Сне­ш­ка Ква­двлиг-Михай­ло­вич — гене­раль­ный сек­ре­тарь орга­ни­за­ции «Наша Евро­па», кото­рая зани­ма­ет­ся защи­той куль­тур­но­го наследия в Евро­пе. Она ска­за­ла: «И мы в “Нашей Евро­пе”, и любой, кто зани­ма­ет­ся куль­тур­ным наследи­ем, может ска­зать, что это заме­ча­тель­но, когда част­ные ком­па­нии и част­ные лица жела­ют ока­зать под­держ­ку наследию во вре­ме­на, когда государ­ст­вен­ные бюд­же­ты сокра­ща­ют­ся».

Но она так­же пре­до­сте­рег­ла, что в нынеш­нем эко­но­ми­че­ском кли­ма­те евро­пей­ским пра­ви­тель­ствам не сле­ду­ет ослаб­лять огра­ни­че­ния на рестав­ра­ци­он­ные работы и на рестав­ра­ци­он­ные пла­ны, кото­рые финан­си­ру­ют­ся из част­ных средств и не соот­вет­ст­ву­ют стро­гим нор­ма­ти­вам.

И если новый про­ект рестав­ра­ции Коли­зея поз­во­лит улуч­шить обслу­жи­ва­ние тури­стов, а так­же очи­стить и вос­ста­но­вить амфи­те­атр, то Ква­двлиг-Михай­ло­вич счи­та­ет, что необ­хо­ди­мо так­же решить его основ­ные про­бле­мы, и глав­ная из них — улич­ное дви­же­ние вокруг памят­ни­ка, из-за кото­ро­го внеш­няя сте­на загряз­ня­ет­ся и туск­не­ет.

«Мож­но выпол­нить пре­крас­ную рестав­ра­цию, но за транс­порт, кото­рый про­дол­жа­ет нано­сить ущерб, еще даже не бра­лись, а этой про­бле­мой долж­ны зани­мать­ся город­ские вла­сти», — ска­за­ла она.

«Эта про­бле­ма обсуж­да­ет­ся в Риме мно­го лет», — ска­за­ла Реа, доба­вив, что наде­ет­ся на то, что после откры­тия новой стан­ции мет­ро рядом с Коли­зе­ем доро­ги вокруг памят­ни­ка будут закры­ты для авто­мо­би­лей — хотя хра­ни­те­ли куль­тур­но­го наследия уже дав­но жалу­ют­ся, что виб­ра­ция от про­хо­дя­щих рядом поездов мет­ро тоже вредит зда­нию.

Борь­ба про­дол­жа­ет­ся, — ска­за­ла Реа, но она наде­ет­ся на победу.

В кон­це кон­цов, все­го шесть­де­сят лет назад в амфи­те­ат­ре пар­ко­ва­ли авто­мо­би­ли.

Лау­ра Олсоп

© 2012 г. CNN.
© 2012 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА