CNN |
Он расположен в сердце древнего Рима и служит эмблемой величественной истории города и символом Италии.
Но планы реставрации римского Колизея, которому почти 2000 лет, вызвали ропот у хранителей наследия и реставраторов, который усугубился декабрьскими сообщениями, что от крошащихся стен памятника отвалились небольшие куски.
Нынешние планы реставрации амфитеатра Флавиев, где некогда устраивали захватывающие зрелища и ужасные гладиаторские бои, финансирует в объеме 33 миллиона долларов (25 миллионов евро) Диего делла Валле, владелец элитной итальянской марки Tod’s, в обмен на рекламные права.
Реставрация памятника, который привлекает до двух миллионов туристов в год, должна начаться в марте и будет включать очистку травертиновой внешней стены, ремонт подземных помещений, устройство нового входа, перенос пунктов туристического обслуживания за пределы самого здания и усиление видеосистем безопасности.
Но члены Итальянской ассоциации реставраторов недовольны этими планами, которые, по их мнению, отстраняют профессионалов от работы в пользу непрофессиональных реставраторов и «могут причинить непоправимый ущерб памятнику», — как заявила Карла Томази, президент ассоциации.
«Мы не считаем, что нужно обращаться к предприятиям общего профиля, когда в Италии живут лучшие в мире реставраторы; это решение не только подвергает памятник риску, но и ставит под вопрос нашу работу и ухудшает имидж нашего народа в мире», — сказала Томази.
Однако постановление, которое Государственный совет Италии в конце декабря вынес в пользу Министерства культурного наследия и деятельности, разрешает начать реставрацию.
«Итальянский закон гласит, что реставраторы могут восстанавливать такие предметы, как статуи, керамику, мозаику и декоративные поверхности, но не архитектурные памятники», — сказала Росселла Реа, директор Колизея, добавив, что на самом деле работники, нанятые для реставрации, «специализируются в архитектурной реставрации, это не простые рабочие».
Реа также поспешила подчеркнуть, что сообщения об обрушении Колизея ложны: отвалилось лишь 8 см туфа (пористый камень, образовавшийся в результате затвердения вулканического пепла), «что постоянно случается с памятниками».
Но она добавила, что в последнее время Колизей страдал от недостатка финансирования, сокращенного правительством, и что выручка от продажи билетов лишь покрывает годичное содержание античных памятников города, в том числе соседнего форума и Палатина.
Остро требуются спонсоры, хотя найти их непросто, так как с пожертвований им приходится платить НДС.
Снешка Квадвлиг-Михайлович — генеральный секретарь организации «Наша Европа», которая занимается защитой культурного наследия в Европе. Она сказала: «И мы в “Нашей Европе”, и любой, кто занимается культурным наследием, может сказать, что это замечательно, когда частные компании и частные лица желают оказать поддержку наследию во времена, когда государственные бюджеты сокращаются».
Но она также предостерегла, что в нынешнем экономическом климате европейским правительствам не следует ослаблять ограничения на реставрационные работы и на реставрационные планы, которые финансируются из частных средств и не соответствуют строгим нормативам.
И если новый проект реставрации Колизея позволит улучшить обслуживание туристов, а также очистить и восстановить амфитеатр, то Квадвлиг-Михайлович считает, что необходимо также решить его основные проблемы, и главная из них — уличное движение вокруг памятника, из-за которого внешняя стена загрязняется и тускнеет.
«Можно выполнить прекрасную реставрацию, но за транспорт, который продолжает наносить ущерб, еще даже не брались, а этой проблемой должны заниматься городские власти», — сказала она.
«Эта проблема обсуждается в Риме много лет», — сказала Реа, добавив, что надеется на то, что после открытия новой станции метро рядом с Колизеем дороги вокруг памятника будут закрыты для автомобилей — хотя хранители культурного наследия уже давно жалуются, что вибрация от проходящих рядом поездов метро тоже вредит зданию.
Борьба продолжается, — сказала Реа, но она надеется на победу.
В конце концов, всего шестьдесят лет назад в амфитеатре парковали автомобили.