03.12.2010 г.
Inrap
Нумизматические находки в Отёне

Фото: Шар­лин Рю / Inrap

Архео­ло­ги­че­ские рас­коп­ки в пред­ме­стье Арруа, к севе­ру от Отё­на, про­во­див­ши­е­ся в рам­ках стро­и­тель­ства соци­аль­но­го жилья, поз­во­ли­ли обна­ру­жить древ­ний рай­он, кото­рый дели­ли меж­ду собой ремес­лен­ни­ки и зажи­точ­ные горо­жане. В част­но­сти, архео­ло­ги извлек­ли на свет мастер­скую coroplathou (куколь­ни­ка) Пистил­ла: гон­чар­ная печь, фор­мы, фигур­ки и испор­чен­ные при обжи­ге пред­ме­ты с под­пи­сью «Пистилл» под­твер­жда­ют, что в Отёне была такая мастер­ская. Его работа, хоть и про­сто­на­род­ная, харак­те­ри­зу­ет­ся акку­рат­но­стью ста­ту­эток и раз­но­об­ра­зи­ем тем: боги­ни-покро­ви­тель­ни­цы, Вене­ра, Изоби­лие, живот­ные, а так­же и тро­га­тель­ные изо­бра­же­ния рим­ской сер­деч­ной бли­зо­сти. В послед­ние неде­ли рас­ко­пок, кото­рые были посвя­ще­ны в основ­ном иссле­до­ва­нию ком­плек­са руин эпо­хи Авгу­ста (нача­ло I в. н. э.), был обна­ру­жен важ­ный клад монет.


Фото: Луи де Кар­гуэ / Inrap

Более 100000 рим­ских монет

Этот клад был скрыт в яме, напол­нен­ной чере­пи­цей. Он весит око­ло 38 кг и состо­ит более чем из 100000 рим­ских монет кон­ца III в. н. э. Это раз­но­об­раз­ные брон­зо­вые экзем­пля­ры весом менее 0,4 г; они не явля­ют­ся офи­ци­аль­ны­ми, как и мно­гие моне­ты, нахо­див­ши­е­ся в обра­ще­нии в очень тяже­лое вре­мя во вто­рой поло­вине III в., а воз­мож­но, даже в IV в.

В этот пери­од импе­рию пора­зил серь­ез­ный кри­зис: бес­ко­неч­ные вой­ны меж­ду пре­тен­ден­та­ми на трон, эпиде­мии, финан­со­вое и поли­ти­че­ское бре­мя армии, угро­зы на гра­ни­цах, эко­но­ми­че­ский кри­зис и т. д. Рим­ское государ­ство боль­ше не в состо­я­нии было обес­пе­чи­вать пол­ное посто­ян­ство монет­ной систе­мы и кон­троль над ней. Тогда появи­лись малень­кие брон­зо­вые выпус­ки мел­ких монет, кото­рые мож­но назвать «чекан­ка по необ­хо­ди­мо­сти»: их про­из­во­ди­ли част­ные лица, но государ­ство более или менее тер­пе­ло. Это посред­ст­вен­ное под­ра­жа­ние офи­ци­аль­ным выпус­кам, и изо­бра­же­ния на них мож­но иден­ти­фи­ци­ро­вать лишь с трудом. Экзем­пля­ры, обна­ру­жен­ные в Отёне, похо­жи на моне­ты, типич­ные для III в. — напри­мер, на моне­ты Тет­ри­ка.

Бла­го­да­ря высо­ко­му содер­жа­нию меди в кла­де частич­но сохра­ни­лась кор­зи­на, в кото­рой хра­ни­лись моне­ты.

Если этот клад имел опре­де­лен­ную цен­ность, то, веро­ят­но, речь идет не о спря­тан­ном сокро­ви­ще, а ско­рее о хра­не­нии вышед­ших из употреб­ле­ния экзем­пля­ров, пред­на­зна­чен­ных для пере­плав­ки. К тому же, яма нахо­дит­ся на терри­то­рии одной из метал­лур­ги­че­ских мастер­ских, обна­ру­жен­ных в этом месте. Дей­ст­ви­тель­но, чтобы оздо­ро­вить денеж­ное хозяй­ство, неко­то­рые импе­ра­то­ры пред­при­ни­ма­ли рефор­мы и пыта­лись заме­нить ста­рые экзем­пля­ры, сто­ив­шие не доро­же метал­ла, из кото­ро­го были сде­ла­ны. Воз­мож­но, клад из Отё­на свя­зан с рефор­ма­ми Дио­кле­ти­а­на в эпо­ху тет­рар­хии (конец III — нача­ло IV вв.).

Вто­рой клад дол­жен был нахо­дить­ся неда­ле­ко от пер­во­го, так как еще 2000 монет собра­ли на месте сте­ны этой же мастер­ской. Но он, види­мо, был частич­но уни­что­жен в IV или V в., когда эту клад­ку снес­ли.

Эти нумиз­ма­ти­че­ские наход­ки поз­во­лят луч­ше понять такие чер­ты неофи­ци­аль­ной чекан­ки, как выход монет из употреб­ле­ния и их пере­плав­ка в эпо­ху Импе­рии.

Воз­мож­но, к этим кла­дам при­мы­ка­ют око­ло 300 рим­ских монет — в подав­ля­ю­щем боль­шин­стве брон­зо­вых, — най­ден­ных в дру­гое вре­мя в ходе рас­ко­пок. Как и про­чие архео­ло­ги­че­ские объ­ек­ты или следы, эти моне­ты, рас­про­стра­нен­ные или ред­кие, дают цен­ные свиде­тель­ства толь­ко в том слу­чае, если обна­ру­же­ны и иссле­до­ва­ны в сво­ем архео­ло­ги­че­ском кон­тек­сте.


Фото: Луи де Кар­гуэ / Inrap

Фото: Луи де Кар­гуэ / Inrap

Обу­строй­ство: Государ­ст­вен­ная жилищ­ная служ­ба Соны и Луа­ры.

Науч­ный кон­троль: Регио­наль­ная архео­ло­ги­че­ская служ­ба (Бур­гунд­ская регио­наль­ная дирек­ция по вопро­сам куль­ту­ры).

Науч­ный руко­во­ди­тель: Сте­фан Аликс, Inrap.

© 2010 г. Inrap.
© 2012 г. Перевод с франц.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА