31.01.2007 г.
Discovery News
Возвращены украденные рельефы с гладиаторами

Спря­тан­ные запа­сы
После трех­лет­не­го поли­цей­ско­го рас­сле­до­ва­ния в саду част­но­го дома в 25 милях к севе­ру от Рима были обна­ру­же­ны мра­мор­ные пане­ли, на кото­рых уве­ко­ве­че­ны обна­жен­ные до поя­са гла­ди­а­то­ры с меча­ми и щита­ми.

После трех­лет­не­го поли­цей­ско­го рас­сле­до­ва­ния в саду част­но­го дома в 25 милях к севе­ру от Рима были обна­ру­же­ны мра­мор­ные пане­ли, на кото­рых уве­ко­ве­че­ны обна­жен­ные до поя­са гла­ди­а­то­ры с меча­ми и щита­ми.

Этим релье­фам из пре­крас­но­го каррар­ско­го мра­мо­ра боль­ше двух тысяч лет; пола­га­ют, что они были укра­де­ны из рас­по­ло­жен­ной непо­да­ле­ку гроб­ни­цы, кото­рая дати­ру­ет­ся нача­лом XVIII в.

«Мы нашли мра­мор­ные релье­фы, кото­рые были акку­рат­но уло­же­ны друг рядом с дру­гом на глу­бине при­мер­но полу­мет­ра под зем­лей», — рас­ска­зал на пре­зен­та­ции релье­фов в рим­ском музее Вил­ла Джу­лия гене­рал Пьет­ро Чани из осо­бо­го отде­ла поли­ции по борь­бе с хище­ни­я­ми пред­ме­тов искус­ства.


Сын Мар­ка
Раз­би­тая над­пись на этой пли­те содер­жит сло­ва «...rius Marci filius», что озна­ча­ет «...рий, сын Мар­ка». Сле­до­ва­те­ли пола­га­ют, что неко­гда над­пись поме­ща­лась на гроб­ни­це бога­то­го маги­ст­ра­та, отве­чав­ше­го за гла­ди­а­тор­ские игры, излюб­лен­ный в Древ­нем Риме кро­ва­вый спорт.

По мне­нию сле­до­ва­те­лей, мра­мор­ные пли­ты дли­ной 90 см и тол­щи­ной 30 см соби­ра­лись пере­вез­ти в Швей­ца­рию и там про­дать кол­лек­ци­о­не­рам.

«По италь­ян­ско­му зако­ну люди, нашед­шие эти пли­ты, полу­чи­ли бы чет­верть их рыноч­ной сто­и­мо­сти, если бы пере­да­ли их архео­ло­ги­че­ско­му управ­ле­нию. Теперь им при­дет­ся удо­воль­ст­во­вать­ся судом», — ска­зал про­ку­рор Пао­ло Джор­джо Ферри.

Вме­сте с рельеф­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми гла­ди­а­то­ров поли­ция обна­ру­жи­ла фраг­мен­ты дру­гих мра­мор­ных скульп­тур, в том чис­ле остат­ки ста­туи в тоге и раз­би­тую над­пись со сло­ва­ми «...rius Marci filius», что озна­ча­ет «...рий, сын Мар­ка».


Повер­жен­ный гла­ди­а­тор
На этом релье­фе тру­бят гор­ны, а повер­жен­ный гла­ди­а­тор под­ни­ма­ет палец в моль­бе о поща­де.

«Сын Мар­ка», веро­ят­но, был бога­тым маги­ст­ра­том, отве­чав­шим за гла­ди­а­тор­ские игры, излюб­лен­ный в Древ­нем Риме кро­ва­вый спорт.

На этих пли­тах мы видим уни­каль­ное реа­ли­стич­ное изо­бра­же­ние гла­ди­а­тор­ских игр на ран­нем эта­пе раз­ви­тия. Гла­ди­а­то­ры на релье­фах воору­же­ны меча­ми, защи­ще­ны щита­ми и основ­ны­ми доспе­ха­ми и окру­же­ны тру­ба­ча­ми и гор­ни­ста­ми.

«Релье­фы очень хоро­шо сохра­ни­лись и пре­крас­но выпол­не­ны. Впе­чат­ля­ет вни­ма­ние к дета­лям», — ска­за­ла Анна Мария Морет­ти, гла­ва управ­ле­ния древ­но­стей, отве­чаю­щая за терри­то­рию к севе­ру от Рима.


Побеж­ден­ный гла­ди­а­тор
На этом релье­фе мы видим послед­ст­вия напря­жен­ной схват­ки, харак­тер­ной для эпо­хи скуль­п­то­ра: повер­жен­ный гла­ди­а­тор тер­пит пора­же­ние.

Все обна­жен­ные по пояс гла­ди­а­то­ры на этих пли­тах сра­жа­ют­ся в напря­жен­ных поедин­ках.

«Мож­но видеть, как гла­ди­а­тор вста­ет на руку сво­его про­тив­ни­ка. Повер­жен­ный гла­ди­а­тор под­ни­ма­ет палец — этим жестом обыч­но моли­ли о поща­де. В дру­гой сцене изо­бра­жен уми­раю­щий гла­ди­а­тор, кото­рый пада­ет на зем­лю, без­воз­врат­но поте­ряв щит», — ска­за­ла Морет­ти.


Победа над вра­гом
Изо­бра­жен­ный здесь гла­ди­а­тор сто­ит на руке про­тив­ни­ка в явно враж­деб­ной позе.

После рестав­ра­ции пли­ты будут выстав­ле­ны в архео­ло­ги­че­ском музее Рощи Феро­нии в Фиа­но Рома­но неда­ле­ко от Рима. Древ­няя гроб­ни­ца маги­ст­ра­та, веро­ят­но, нахо­ди­лась в роще Феро­нии, где сто­я­ло свя­ти­ли­ще боги­ни Феро­нии.

«Пли­ты в музее будут свиде­тель­ст­во­вать о том, что Роща Феро­нии — это очень важ­ный архео­ло­ги­че­ский уча­сток», — ска­зал министр куль­ту­ры Фран­че­ско Рутел­ли.

Гла­ди­а­тор тор­же­ст­ву­ет
В про­ти­во­по­лож­ность релье­фам, где гла­ди­а­то­ры бьют­ся в аго­нии или молят о поща­де, здесь выре­зан тор­же­ст­ву­ю­щий гла­ди­а­тор, кото­рый воз­вы­ша­ет­ся над про­тив­ни­ка­ми.
Рос­сел­ла Лорен­ци

© 2007 г. Discovery News.
© 2007 г. Фото: Ministero Beni Culturali.
© 2012 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА