11.01.2000 г.
Archaeological Institute of America
В ходе юбилейных раскопок в Риме найдены артефакты.

Рас­коп­ки воз­ле хра­ма Мира (сле­ва) при­нес­ли брон­зо­вую голо­ву фило­со­фа Хри­сип­па (спра­ва) и фраг­мент мра­мор­ной кар­ты Рима.

Рас­коп­ки, свя­зан­ные с юби­лей­ны­ми празд­ни­ка­ми Рима, ока­за­лись щед­ры на наход­ки: голо­ва фило­со­фа, моза­и­ка со сце­ной охоты, фраг­мент кар­ты древ­не­го Рима, база колон­ны с изо­бра­же­ни­ем из жиз­ни Гер­ку­ле­са. Голо­ву Хри­сип­па, фило­со­фа-сто­и­ка III в. до н. э., фраг­мент кар­ты с изо­бра­же­ни­ем восточ­но­го угла фору­ма Авгу­ста, обна­ру­жи­ло Архео­ло­ги­че­ское управ­ле­ние муни­ци­па­ли­те­та Рима на терри­то­рии Templum Pacis (Хра­ма Мира). Силь­ва­на Риц­цо, руко­во­ди­тель рас­ко­пок, гово­рит, что голо­ва, ско­рее все­го, дати­ру­ет­ся I в. н. э. и, веро­ят­но, была выстав­ле­на в хра­ме вме­сте с бюста­ми дру­гих фило­со­фов. Сре­ди зажи­точ­ных рим­лян было мно­го при­вер­жен­цев стои­че­ско­го уче­ния Хри­сип­па. Риц­цо пред­по­ла­га­ет, что фраг­мент кар­ты, выре­зан­ный на мра­мор­ной пли­те, кото­рую позд­нее мог­ли забра­ко­вать из-за недо­че­тов, пред­ше­ст­ву­ет хоро­шо извест­ной кар­те горо­да, создан­ной по при­ка­за­нию Сеп­ти­мия Севе­ра (193—211 гг. н. э.), так как на нем отсут­ст­ву­ет баш­ня, постро­ен­ная в прав­ле­ние Фла­ви­ев (69—96 гг. н. э.). Если так, что этот фраг­мент мог быть создан в ходе топо­гра­фи­че­ско­го обсле­до­ва­ния, про­веден­но­го по при­ка­за­нию Авгу­ста.


На фраг­мен­те кар­ты (сле­ва) изо­бра­же­на терри­то­рия фору­ма Авгу­ста (спра­ва).

Тем вре­ме­нем Джо­ван­ни Кару­зо, тоже сотруд­ник Архео­ло­ги­че­ско­го управ­ле­ния Рима, обна­ру­жил моза­и­ку с живо­пис­ны­ми сце­на­ми охоты в той же части бань Тра­я­на, где два года назад была най­де­на фрес­ка с изо­бра­же­ни­ем древ­не­го горо­да. Моза­и­ка, состо­я­щая из извест­ня­ко­вых и базаль­то­вых тес­сер, покры­ва­ла пол ком­на­ты пло­ща­дью 14 на 8 мет­ров в цен­траль­ной части бань. Сего­дня там мож­но раз­глядеть ране­но­го льва, круп­но­го зве­ря (воз­мож­но, тиг­ра), кото­рый куса­ет чело­ве­ка за ногу, и мед­ведя или дико­го быка. Изо­бра­жен так­же чело­век в охот­ни­чьей одеж­де: туни­ка с длин­ны­ми рука­ва­ми и плащ, скреп­лен­ный на пле­чах дву­мя круг­лы­ми пряж­ка­ми. У него над голо­вой над­пись «Купидон», кото­рую архео­ло­ги истол­ко­ва­ли как его имя. На осно­ва­нии при­чес­ки Купидо­на и его носа, изо­бра­жен­но­го в фор­ме пере­вер­ну­той семер­ки, Кару­зо пред­по­ло­жил, что моза­и­ку изгото­ви­ли в прав­ле­ние Тра­я­на (98—117 гг. н. э.), когда были постро­е­ны и сами бани.


Моза­и­ка со сце­ной охоты (сле­ва) най­де­на в тер­мах Тра­я­на (спра­ва).

Нако­нец, на моще­ном участ­ке поза­ди сце­ны древ­не­го теат­ра Мар­цел­ла, меж­ду Тиб­ром и запад­ным скло­ном Капи­то­лий­ско­го хол­ма, нашлось пре­крас­но сохра­нив­ше­е­ся мра­мор­ное осно­ва­ние колон­ны со сце­на­ми из жиз­ни Гер­ку­ле­са. База была обна­ру­же­на внут­ри сред­не­ве­ко­во­го соору­же­ния; ее пере­ме­сти­ли совсем неда­ле­ко от пер­во­на­чаль­но­го поло­же­ния на мра­мор­ной сту­пе­ни. На этой базе Гер­ку­лес сна­ча­ла изо­бра­жен как ребе­нок, душа­щий змей, затем как взрос­лый рядом со сво­им отцом Зев­сом и сыном Теле­фом; две остав­ши­е­ся сто­ро­ны еще не до кон­ца вос­ста­нов­ле­ны, на них изо­бра­же­на сидя­щая жен­щи­на и Гер­ку­лес, окру­жен­ный небес­ным сво­дом.


На рез­ной мра­мор­ной колонне изо­бра­жен мла­де­нец Гер­ку­лес, уби­ваю­щий змей (сле­ва), и Гер­ку­лес со сво­им сыном Теле­фом и оле­ни­хой (спра­ва).

Робер­то Бар­то­ло­ни

© 2000 г. Archaeology.
© 2000 г. Фото: Роберто Бартолини.
© 2012 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА