20.04.2012 г.
Discovery News
Опознаны дети Антония и Клеопатры

Дети, изо­бра­жен­ные на этой извест­ня­ко­вой скульп­ту­ре, пред­по­ло­жи­тель­но иден­ти­фи­ци­ро­ва­ны как близ­не­цы Алек­сандр Гелиос и Клео­пат­ра Селе­на, дети Клео­пат­ры. Фото: Джу­зеп­пи­на Каприот­ти.

Близ­не­цы, рож­ден­ные Клео­патрой, теперь обре­ли лицо. Италь­ян­ский егип­то­лог обна­ру­жил скульп­тур­ное изо­бра­же­ние Алек­сандра Гелиоса и Клео­пат­ры Селе­ны, детей Мар­ка Анто­ния и Клео­пат­ры VII, в Еги­пет­ском музее в Каи­ре.

Эта ста­туя из извест­ня­ка была обна­ру­же­на в 1918 г. рядом с хра­мом в Ден­де­ре на запад­ном бере­гу Нила и при­об­ре­те­на Еги­пет­ским музе­ем, но в целом не при­вле­ка­ла к себе вни­ма­ния.

Скульп­ту­ре око­ло мет­ра высотой при­сво­ен номер JE 46278; на ее зад­ней части выре­за­но несколь­ко звезд, кото­рые, веро­ят­но, ука­зы­ва­ют, что пер­во­на­чаль­но камень был частью потол­ка. Но в осталь­ном ста­туя выглядит доволь­но необыч­но.

«Она изо­бра­жа­ет двух обна­жен­ных детей, маль­чи­ка и девоч­ку, оди­на­ко­во­го роста, кото­рые сто­ят внут­ри колец двух свер­нув­ших­ся змей. Дети поло­жи­ли руки на пле­чи друг дру­гу, а вто­рой рукой каж­дый сжи­ма­ет по змее», — рас­ска­за­ла «Дис­ка­ве­ри Ньюс» Джу­зеп­пи­на Каприот­ти, егип­то­лог Италь­ян­ско­го нацио­наль­но­го иссле­до­ва­тель­ско­го сове­та.

На осно­ва­нии подроб­но­го сти­ли­сти­че­ско­го и ико­но­гра­фи­че­ско­го ана­ли­за, опуб­ли­ко­ван­но­го Поль­ским цен­тром сре­ди­зем­но­мор­ской архео­ло­гии при Вар­шав­ском уни­вер­си­те­те, иссле­до­ва­тель­ни­ца иден­ти­фи­ци­ро­ва­ла детей как Алек­сандра Гелиоса и Клео­пат­ру Селе­ну, близ­не­цов, родив­ших­ся у Анто­ния и Клео­пат­ры.

Каприот­ти заме­ти­ла на голо­ве у маль­чи­ка сол­неч­ный диск, а на голо­ве у девоч­ки — полу­ме­сяц и лун­ный диск. Змеи — веро­ят­но, две коб­ры, — по ее сло­вам, тоже в иной фор­ме сим­во­ли­зи­ру­ют солн­це и луну. Оба дис­ка укра­ше­ны зна­ком Уад­жет, кото­рый назы­ва­ет­ся так­же гла­зом Гора и очень рас­про­стра­нен в еги­пет­ском искус­стве.

«К сожа­ле­нию, лица не слиш­ком хоро­шо сохра­ни­лись, но мож­но видеть, что у маль­чи­ка куд­ря­вые воло­сы и коса спра­ва, харак­тер­ная для еги­пет­ских детей. Воло­сы девоч­ки уло­же­ны в при­чес­ку, похо­жую на так назы­вае­мую m‬elonenfrisur (при­чес­ка в фор­ме дыни), — слож­ная уклад­ка, кото­рую часто свя­зы­ва­ют с дина­сти­ей Пто­ле­ме­ев и осо­бен­но с Клео­патрой», — ска­за­ла Каприот­ти.

Иссле­до­ва­тель­ни­ца срав­ни­ла эту скульп­тур­ную груп­пу с дру­гой скульп­ту­рой эпо­хи Пто­ле­ме­ев — ста­ту­ей Пахо­ма, намест­ни­ка Ден­де­ры, кото­рая сего­дня нахо­дит­ся в Дет­ройт­ском инсти­ту­те искус­ства.


Фото: Джу­зеп­пи­на Каприот­ти.

«У этих ста­туй несколь­ко общих сти­ли­сти­че­ских черт. Напри­мер, у фигур круг­лые лица, малень­кие под­бо­род­ки и боль­шие гла­за», — сооб­щи­ла Каприот­ти.

Посколь­ку ста­туя Пахо­ма дати­ру­ет­ся 50—30 гг. до н. э., она сде­ла­ла вывод, что ста­туя близ­не­цов была изготов­ле­на еги­пет­ским скуль­п­то­ром в кон­це прав­ле­ния Пто­ле­ме­ев, после того, как рим­ский три­ум­вир Марк Анто­ний при­знал близ­не­цов в 37 г. до н. э.

Они не были у Клео­пат­ры пер­вен­ца­ми. В 47 г. до н. э. цари­ца Егип­та уже роди­ла Юлию Цеза­рю сына Цеза­ри­о­на. В 36 г. до н. э. она пода­ри­ла Анто­нию еще одно­го сына, Пто­ле­мея Фила­дель­фа.

В 40 г. до н. э., при рож­де­нии, близ­не­цы назы­ва­лись про­сто Клео­пат­ра и Алек­сандр. Спу­стя три года они были офи­ци­аль­но при­зна­ны отцом, когда Анто­ний вер­нул­ся в Антио­хию, на терри­то­рии совре­мен­ной Тур­ции, а Клео­пат­ра при­со­еди­ни­лась к нему, — и полу­чи­ли име­на Алек­сандр Гелиос (Солн­це) и Клео­пат­ра Селе­на (Луна).

«Объ­яв­ле­ние Анто­ния о при­зна­нии детей сов­па­ло с затме­ни­ем. Веро­ят­но, по этой при­чине — а так­же для мифо­ло­ги­за­ции их одно­вре­мен­но­го рож­де­ния — детям были при­бав­ле­ны име­на све­тил. Хотя в Егип­те Луна была муж­ским боже­ст­вом, в скульп­ту­ре пол был изме­нен в соот­вет­ст­вии с гре­че­ской тра­ди­ци­ей», — ска­за­ла Каприот­ти.

В 30 г., после пора­же­ния в бит­ве, Клео­пат­ра и Марк Анто­ний покон­чи­ли с собой, и об остав­ших­ся после них детях извест­но мало.

Окта­виан при­ка­зал убить Цеза­ри­о­на, но поща­дил трех детей Анто­ния и Клео­пат­ры.

Деся­ти­лет­них Клео­пат­ру Селе­ну и Алек­сандра Гелиоса и четы­рех­лет­не­го Пто­ле­мея Фила­дель­фа пере­вез­ли в Рим и отда­ли под опе­ку Окта­вии, сест­ры Окта­ви­а­на, на кото­рой был женат Анто­ний.

Через несколь­ко лет Алек­сандр Гелиос и Пто­ле­мей Фила­дельф бес­след­но исче­за­ют. Выжи­ла лишь Клео­пат­ра Селе­на. Она вышла замуж за Юбу II, царя Мавре­та­нии, и роди­ла по мень­шей мере одно­го ребен­ка, Пто­ле­мея Фила­дель­фа, кото­рый, веро­ят­но, был назван в честь ее млад­ше­го бра­та.

Ее порт­рет чека­ни­ли на моне­тах рядом с порт­ре­том Юбы, что пред­по­ла­га­ет, что она была рав­ной ему сопра­ви­тель­ни­цей.

«Теперь у нас есть ее порт­рет в дет­стве, вме­сте с бра­том-близ­не­цом. Эта скульп­ту­ра, сме­ши­ваю­щая еги­пет­ские мифы с гре­че­ской куль­ту­рой, пре­крас­но пред­став­ля­ет Еги­пет вре­мен Клео­пат­ры», — ска­за­ла Каприот­ти.

Рос­сел­ла Лорен­ци

© 2012 г. Discovery News.
© 2012 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА