03.08.2010 г.
Inrap
В Анже обнаружено святилище Митры

Рас­коп­ки в Анже, на участ­ке, где преж­де нахо­ди­лась кли­ни­ка Сен-Луи, орга­ни­зо­ва­ны государ­ст­вом (Регио­наль­ной архео­ло­ги­че­ской служ­бой Земель Луа­ры) и про­во­дят­ся груп­пой архео­ло­гов-сотруд­ни­ков «Энра». Пло­щадь участ­ка 9 тыс. квад­рат­ных мет­ров. К насто­я­ще­му вре­ме­ни рас­ко­па­ны остат­ки свя­ти­ли­ща, где отправ­лял­ся куль­ты Мит­ры, индо-иран­ско­го боже­ства.

Веро­ят­но, мит­ра­изм при­нес­ли в Импе­рию рим­ские сол­да­ты и восточ­ные куп­цы; он стал попу­ля­рен в кон­це I в. н. э. Этот мисти­че­ский культ, к кото­ро­му допус­ка­лись лишь муж­чи­ны, сна­ча­ла при­влек к себе эли­ту, а затем рас­про­стра­нил­ся на все обще­ст­вен­ные слои. Он сопер­ни­чал с хри­сти­ан­ст­вом, кото­рое с ним отча­ян­но боро­лось, и в кон­це кон­цов был запре­щен импе­ра­то­ром Фео­до­си­ем в 392 г. н. э.


Часть посвя­ще­ния богу Мит­ре на вазе, Déchelette 72, изготов­лен­ной в Лезу (нача­ло III в. н. э.)
Фото: Эрве Петье, «Энра».

Антич­ный квар­тал


Иссле­до­ва­те­ли пола­га­ют, что эта часть Анже была засе­ле­на в нача­ле нашей эры, в прав­ле­ние Авгу­ста. На участ­ке вид­ны глав­ные доро­ги жило­го рай­о­на: кар­до (с севе­ра на юг) и деку­ман (с восто­ка на запад), а так­же кана­вы и пеше­ход­ные дорож­ки. Недав­но этот квар­тал дати­ро­ва­ли очень ран­ним, по мер­кам Анже, вре­ме­нем: око­ло 10 г. до н. э. В кон­це I в. в этом квар­та­ле было постро­е­но один или два особ­ня­ка (domus). В этих бога­то отде­лан­ных рези­ден­ци­ях име­лись колон­на­ды и систе­ма под­поль­но­го отоп­ле­ния (гипо­ка­уст). Мно­гие зда­ния в этом рай­оне были уни­что­же­ны пожа­ром.


Мит­рей


По мень­шей мере уже в III в. н. э. к севе­ро-запа­ду от это­го участ­ка было воз­веде­но пря­мо­уголь­ное зда­ние, кото­рое ныне рас­ко­па­но. Оно име­ет архи­тек­ту­ру мит­рея — стро­е­ния, посвя­щен­но­го куль­ту Мит­ры. Такие хра­мы выглядят как малень­кие свод­ча­тые свя­ти­ли­ща, в кото­рых про­ис­хо­ди­ли пиры и жерт­во­при­но­ше­ния в честь Мит­ры. Рас­пис­ной свод обыч­но укра­ша­ли изо­бра­же­ни­ем звезд­но­го неба. В Анже обна­ру­же­ны стерж­ни колонн или, воз­мож­но, осно­ва­ния алта­рей. В свя­ти­ли­щах Мит­ры все­гда име­ет­ся баре­льеф с изо­бра­же­ни­ем боже­ства во фри­гий­ской шап­ке. По при­ка­за­нию вер­хов­но­го бога он пере­ре­за­ет гор­ло быку, сим­во­ли­зи­ру­ю­ще­му зло, кровь кото­ро­го порож­да­ет новую жизнь. Сего­дня в ходе рас­ко­пок антич­ных руин на рю Рене Бре­мон обна­ру­же­ны части этих рас­кра­шен­ных ста­туй: кус­ки баре­лье­фа Мит­ры с при­ме­ча­тель­ны­ми фраг­мен­та­ми дадо­фо­ров (факе­ло­нос­цев) и вои­на (копье­нос­ца), а рядом с ними мно­же­ство пред­ме­тов IV в. н. э.


Пред­ме­ты из мит­рея


В хра­ме и вокруг него раз­бро­са­но мно­го монет (око­ло 200) и фраг­мен­тов кера­ми­ки, а так­же целые мас­ля­ные лам­пы, фраг­мен­ты ред­ко­го терра­ко­то­во­го кан­де­ляб­ра с фигу­ра­ми нубий­цев, брон­зо­вая кре­сто­об­раз­ная фибу­ла, харак­тер­ная для чинов­ни­ков IV в. н. э., остан­ки живот­ных, пре­иму­ще­ст­вен­но кури­ные кости (пету­хи были люби­мым блюдом на куль­то­вых пирах), необык­но­вен­ная зооморф­ная ваза с хоро­шо сохра­нив­ши­ми­ся руч­ка­ми.

На рельеф­ной кера­ми­че­ской вазе, изготов­лен­ной в мастер­ских Лезу (Пю-де-Дюм) перед обжи­гом было выре­за­но посвя­ще­ние неко­е­го Гени­а­ла, жив­ше­го в пер­вой поло­вине III в. н. э.: «DEO [INVIC]TO MYTRH[AE]…/…]VS GENIALIS CIVES MA […]VS EXVOTO D[…/…]RIBVS OMNIS LOCO OMNIS (…)»: «Непо­беди­мо­му Мит­ре (...) Гени­ал, граж­да­нин (...), посвя­тил по обе­ту (эту вазу)».

Кусок обра­ботан­но­го стро­и­тель­но­го кам­ня, укра­шен­но­го паль­мет­та­ми, име­ет кар­туш с гре­че­ской над­пи­сью в четы­ре стро­ки, кото­рая была частич­но рас­шиф­ро­ва­на. Она ука­зы­ва­ет на посвя­ще­ние, кото­рое сде­лал некий Тео­фил, восточ­но­го про­ис­хож­де­ния, на бла­го Рети­ту­и­та, имя кото­ро­го зву­чит по-галль­ски.

Посколь­ку наход­ки мно­го­чис­лен­ны, руи­ны в хоро­шей сохран­но­сти, эпи­гра­фи­ка име­ет важ­ное зна­че­ние, и это пер­вый мит­рей, най­ден­ный на запа­де Фран­ции, архео­ло­ги «Энра» полу­ча­ют воз­мож­ность ново­го иссле­до­ва­ния в обла­сти архео­ло­гии, исто­рии искус­ства и рели­гии.

Эта наход­ка откры­ва­ет новые пер­спек­ти­вы в исто­рии Анже и ран­ней хри­сти­а­ни­за­ции в IV в. Впредь Анже — вслед за Бор­до, Страс­бур­гом, Бисай­мом, Сетё­ем, Тирль­мо­ном (Бель­гия), Мар­ти­ньи (Швей­ца­рия), Римом и Ости­ей, зани­ма­ет соб­ст­вен­ное место в неболь­шом пере­чне мит­ре­ев, най­ден­ных в Запад­ной Евро­пе.


Фото: Жан Бро­дер, «Энра».

Гре­че­ское посвя­ще­ние на стро­и­тель­ном камне из мит­рея.
Фото: Эрве Петье, «Энра».

Извест­ня­ко­вая над­гроб­ная пли­та Сене­ци­о­на из семьи Сене­ци­а­нов с посвя­ще­ни­ем богам манам.
Фото: Эрве Петье, «Энра».

Фото: Эрве Петье, «Энра».

Резер­ву­ар антро­по­морф­ной мас­ля­ной лам­пы (голо­ва нубий­ца).
Фото: Эрве Петье, «Энра».

Мас­ля­ная лам­па.
Фото: Эрве Петье, «Энра».

Литой рельеф­ный кубок, мастер­ские запа­да цен­траль­ной Фран­ции (90—150 гг. н. э.), Drag 37.
Фото: Эрве Петье, «Энра».

Ваза с посвя­ще­ни­ем Мит­ре по обе­ту, Déchelette 72 (нача­ло III в. н. э.).
Фото: Эрве Петье, «Энра».

Фото: Эрве Петье, «Энра».

Фото: Эрве Петье, «Энра».

Фото: Эрве Петье, «Энра».

Зооморф­ная ваза, най­ден­ная в хра­ме Мит­ры; олень с тре­мя отвер­сти­я­ми в голо­ве. Мастер­ские запа­да цен­траль­ной Фран­ции (IV в. н. э.).
Фото: Эрве Петье, «Энра».

Фото: Эрве Петье, «Энра».

Фото: Эрве Петье, «Энра».

Фото: Эрве Петье, «Энра».

Фото: Эрве Петье, «Энра».

Фото: Эрве Петье, «Энра».

Фото: Эрве Петье, «Энра».

Фото: Эрве Петье, «Энра».

Фото: Эрве Петье, «Энра».

Фото: Эрве Петье, «Энра».

«Энра».


Обу­строй­ство: «Эффаж Иммо­би­лье Уэс».

Науч­ный кон­троль: Регио­наль­ная архео­ло­ги­че­ская служ­ба (Регио­наль­ная дирек­ция по вопро­сам куль­ту­ры Земель Луа­ры).

Науч­ный руко­во­ди­тель: Жан Бро­дер, «Энра».

© 2010 г. Inrap.
© 2012 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА