Spanish National Research Council (CSIC) |
В нескольких древнеримских текстах описано убийство Юлия Цезаря в Риме, в курии Помпея в 44 г. до н. э., в результате заговора группы сенаторов с целью устранения полководца. Это привело к созданию второго триумвирата и последней вспышке гражданских войн. Сегодня, через 2056 лет, группа исследователей из Национального исследовательского совета Испании (CSIC) обнаружила точное место, где был заколот полководец.
Подсказкой для исследователей послужило бетонное сооружение шириной три метра и высотой более двух метров, которое поставил Август (приемный сын и наследник Юлия Цезаря), чтобы осудить убийство своего отца. Эта находка подтверждает, что полководец был заколот прямо в нижней части курии Помпея, когда он, сидя в кресле, руководил заседанием сената. Сегодня остатки этого здания находятся на археологическом участке Торре Арджентина, прямо в историческом центре римской столицы.
Антонио Монтерросо, исследователь из CSIC, сотрудник Института истории Центра гуманитарных и общественных наук (CCHS-CSIC), утверждает: «Мы всегда знали, что Юлий Цезарь был убит в курии Помпея 15 марта 44 г. до н. э., потому что об этом сообщают классические тексты, но до сих пор не было обнаружено материальных свидетельств этого события, которое так часто изображается в исторической живописи и кинематографе».
Античные источники сообщают о закрытии (через несколько лет после убийства) курии, которая стала памятным святилищем. Исследователь из CSIC поясняет: «Мы точно знаем, что место, где Юлий Цезарь руководил заседанием сената и пал заколотым, было закрыто прямоугольным сооружением, состоявшим из четырех стен, пространство между которыми было заполнено римским бетоном. Но неизвестно, привело ли это ограждение к тому, что здание стало полностью недоступным».
На Торре Арджентина ученые, помимо самой курии Помпея, начали изучать руины портика Ста Колонн (Hecatostylon). Их цель — установить взаимосвязь между археологией, историей искусства и кинематографом в области изображения смерти Цезаря. «Также мы стремимся лучше понять ощущение закрытости и мрачности этого места, описанное в источниках», — добавил Монтероссо.
Оба строения входят в состав большого комплекса (примерно 54000 м2), который построил в столице примерно в 55 г. до н. э. Помпей Великий, один из величайших полководцев в истории Рима, чтобы увековечить свои военные успехи на Востоке.
Монтероссо также заявил: «Для горожанина и гражданина очень привлекательно, что совсем рядом с тем местом, где 2056 лет назад был заколот Юлий Цезарь, тысячи людей садятся на автобус или трамвай или посещают театр, ведь главный театр столицы — это Театро Арджентина, также находящийся рядом».
Проект сроком в три года ведется с одобрения и при поддержке Инспекции по культурному наследию при Городском совете Рима, при финансовой поддержке Национального плана на 2008—