LiveScience |
В Турции найдены две безглавые римские статуи, поддерживающие средневековую платформу; они служат примером того, как древности повторно использовались следующими поколениями как простой строительный материал.
Головы античных статуй не сохранились, но их одежда предполагает, что одна из них изображала местного аристократа, а вторая — императорского чиновника, — сказал
«Предварительное исследование керамики, связанной со встраиванием статуй в платформу, показывает, что это было сделано уже в VII в., — сказал Смит. — То есть, в эпоху раннего средневековья, которая пришла непосредственно на смену античности».
Афродисиада находилась рядом с каменоломнями, где добывали мрамор, и искусство ваяния процветало в ней между 30 г. до н. э. и 600 г. н. э., в эпоху Римской империи. С 2008 г. Смит и его коллеги раскапывают «улицу Тетрапилона» — городской бульвар, ведущий от городского святилища богини Афродиты к главному храму, который назывался Себастеем. В ходе раскопок обнаружились следы «крупного пожара», как выразился Смит: упавшие колонны, разбитое стекло, фрагменты мозаики и обгоревшее дерево, перемешанные друг с другом. В августе археологи, ведущие раскопки выше этого слоя разрушения, нашли сборную платформу, основанием которой служили две безглавые статуи, расположенные под прямым углом друг к другу.
Статуи размером примерно в человеческий рост, вероятно, утратили головы раньше, чем были использованы как строительный материал, — сказал Смит. Но даже не имея лиц, статуи могут кое-что поведать. Первая из них, изготовленная, вероятно, около 200 г. н. э., одета в плащ и тунику — обычную одежду знатного гражданина. Мужчина изображен в позе оратора, правой рукой он делает жест, словно во время речи, а в левой руке держит свиток, вырезанный настолько детально, что видны скрученные листы папируса.
«Это точная и необычная деталь, — сказал Смит. — Изображенный человек, вероятно был членом местной элиты и представлен в позе оратора, выступающего публично: он оживлен и активен, но при этом сдержан и хорошо владеет собой».
По словам Смита, вторая статуя, изготовленная на несколько веков позже, одета в тогу и зашнурованные сапоги и изображает высокопоставленного императорского чиновника, вероятно, — наместника провинции. Довольно необычно, что скульптор не следовал стандартному изображению тела, а передал личные особенности мужчины: у него большой живот, а грудь широкая и бочкообразная.
Смит рассказал, что руины Афродисиады хорошо сохранились, поэтому головы могут находиться где-то в каменной кладке, и, возможно, их еще найдут. По его словам, статуи изготовлены удивительно тщательно и искусно, но свидетельствуют и о том, сколь многочисленны были скульптуры в Афродисиаде.
«Их обнаружение в платформе, вероятно, VII в., — это поразительное свидетельство о том, когда местные жители начали считать такие статуи, ранее изобиловавшие в античном городе, не драгоценными общественными памятниками, а полезным и прочным строительным материалом», — сказал Смит.