17.09.2012 г.
LiveScience
В древнем городе найдены безглавые римские статуи

Сред­не­ве­ко­вые стро­и­те­ли исполь­зо­ва­ли две без­гла­вые рим­ские ста­туи как стро­и­тель­ный мате­ри­ал для фун­да­мен­та.

В Тур­ции най­де­ны две без­гла­вые рим­ские ста­туи, под­дер­жи­ваю­щие сред­не­ве­ко­вую плат­фор­му; они слу­жат при­ме­ром того, как древ­но­сти повтор­но исполь­зо­ва­лись сле­дую­щи­ми поко­ле­ни­я­ми как про­стой стро­и­тель­ный мате­ри­ал.

Голо­вы антич­ных ста­туй не сохра­ни­лись, но их одеж­да пред­по­ла­га­ет, что одна из них изо­бра­жа­ла мест­но­го ари­сто­кра­та, а вто­рая — импе­ра­тор­ско­го чинов­ни­ка, — ска­зал Р. Р. Р. Смит, руко­во­ди­тель рас­ко­пок Нью-Йорк­ско­го уни­вер­си­те­та в Афро­ди­сиа­де, древ­нем рим­ском горо­де в нынеш­ней Тур­ции. Одна из ста­туй дати­ру­ет­ся при­мер­но 200 г. н. э., а вто­рая — око­ло 450 г. н. э. Веро­ят­но, они были повтор­но исполь­зо­ва­ны к VII в., — сооб­щил Смит жур­на­ли­стам «LiveScience».

«Пред­ва­ри­тель­ное иссле­до­ва­ние кера­ми­ки, свя­зан­ной со встра­и­ва­ни­ем ста­туй в плат­фор­му, пока­зы­ва­ет, что это было сде­ла­но уже в VII в., — ска­зал Смит. — То есть, в эпо­ху ран­не­го сред­не­ве­ко­вья, кото­рая при­шла непо­сред­ст­вен­но на сме­ну антич­но­сти».

Афро­ди­си­а­да нахо­ди­лась рядом с каме­но­лом­ня­ми, где добы­ва­ли мра­мор, и искус­ство вая­ния про­цве­та­ло в ней меж­ду 30 г. до н. э. и 600 г. н. э., в эпо­ху Рим­ской импе­рии. С 2008 г. Смит и его кол­ле­ги рас­ка­пы­ва­ют «ули­цу Тет­ра­пи­ло­на» — город­ской буль­вар, веду­щий от город­ско­го свя­ти­ли­ща боги­ни Афро­ди­ты к глав­но­му хра­му, кото­рый назы­вал­ся Себасте­ем. В ходе рас­ко­пок обна­ру­жи­лись следы «круп­но­го пожа­ра», как выра­зил­ся Смит: упав­шие колон­ны, раз­би­тое стек­ло, фраг­мен­ты моза­и­ки и обго­рев­шее дере­во, пере­ме­шан­ные друг с дру­гом. В авгу­сте архео­ло­ги, веду­щие рас­коп­ки выше это­го слоя раз­ру­ше­ния, нашли сбор­ную плат­фор­му, осно­ва­ни­ем кото­рой слу­жи­ли две без­гла­вые ста­туи, рас­по­ло­жен­ные под пря­мым углом друг к дру­гу.


Ора­тор и намест­ник

Ста­туи раз­ме­ром при­мер­но в чело­ве­че­ский рост, веро­ят­но, утра­ти­ли голо­вы рань­ше, чем были исполь­зо­ва­ны как стро­и­тель­ный мате­ри­ал, — ска­зал Смит. Но даже не имея лиц, ста­туи могут кое-что поведать. Пер­вая из них, изготов­лен­ная, веро­ят­но, око­ло 200 г. н. э., оде­та в плащ и туни­ку — обыч­ную одеж­ду знат­но­го граж­да­ни­на. Муж­чи­на изо­бра­жен в позе ора­то­ра, пра­вой рукой он дела­ет жест, слов­но во вре­мя речи, а в левой руке дер­жит сви­ток, выре­зан­ный настоль­ко деталь­но, что вид­ны скру­чен­ные листы папи­ру­са.


Ста­туя A оде­та в граж­дан­ское пла­тье: плащ и туни­ку.

«Это точ­ная и необыч­ная деталь, — ска­зал Смит. — Изо­бра­жен­ный чело­век, веро­ят­но был чле­ном мест­ной эли­ты и пред­став­лен в позе ора­то­ра, высту­паю­ще­го пуб­лич­но: он ожив­лен и акти­вен, но при этом сдер­жан и хоро­шо вла­де­ет собой».


Ста­туя B дати­ру­ет­ся V в. н. э. Изо­бра­жен­ный чело­век одет в сена­тор­ские сапо­ги со шну­ров­кой и тогу.

По сло­вам Сми­та, вто­рая ста­туя, изготов­лен­ная на несколь­ко веков поз­же, оде­та в тогу и зашну­ро­ван­ные сапо­ги и изо­бра­жа­ет высо­ко­по­став­лен­но­го импе­ра­тор­ско­го чинов­ни­ка, веро­ят­но, — намест­ни­ка про­вин­ции. Доволь­но необыч­но, что скуль­п­тор не сле­до­вал стан­дарт­но­му изо­бра­же­нию тела, а пере­дал лич­ные осо­бен­но­сти муж­чи­ны: у него боль­шой живот, а грудь широ­кая и боч­ко­об­раз­ная.


От искус­ства к камен­ной клад­ке.

Смит рас­ска­зал, что руи­ны Афро­ди­си­а­ды хоро­шо сохра­ни­лись, поэто­му голо­вы могут нахо­дить­ся где-то в камен­ной клад­ке, и, воз­мож­но, их еще най­дут. По его сло­вам, ста­туи изготов­ле­ны уди­ви­тель­но тща­тель­но и искус­но, но свиде­тель­ст­ву­ют и о том, сколь мно­го­чис­лен­ны были скульп­ту­ры в Афро­ди­сиа­де.

«Их обна­ру­же­ние в плат­фор­ме, веро­ят­но, VII в., — это пора­зи­тель­ное свиде­тель­ство о том, когда мест­ные жите­ли нача­ли счи­тать такие ста­туи, ранее изоби­ло­вав­шие в антич­ном горо­де, не дра­го­цен­ны­ми обще­ст­вен­ны­ми памят­ни­ка­ми, а полез­ным и проч­ным стро­и­тель­ным мате­ри­а­лом», — ска­зал Смит.


Две недав­но най­ден­ные без­гла­вые рим­ские ста­туи исполь­зо­ва­лись как стро­и­тель­ный мате­ри­ал.

Одна из ста­туй изо­бра­жа­ет мест­но­го ари­сто­кра­та, вто­рая, веро­ят­но, — намест­ни­ка. Пер­вая была изготов­ле­на око­ло 200 г. н. э., вто­рая — око­ло 450 г. н. э.
Ста­туи были най­де­ны в древ­нем горо­де Афро­ди­си­а­да, в совре­мен­ной Тур­ции.
Две без­гла­вые рим­ские ста­туи были най­де­ны в авгу­сте 2012 г.
В ран­нем сред­не­ве­ко­вье стро­и­те­ли исполь­зо­ва­ли скульп­ту­ры рим­ско­го вре­ме­ни как стро­и­тель­ный мате­ри­ал.
Архео­ло­ги счи­та­ют, что голо­вы ста­туй, веро­ят­но, были отби­ты преж­де, чем их исполь­зо­ва­ли как стро­и­тель­ный мате­ри­ал.
Одеж­да ста­туй и стиль вая­ния поз­во­ли­ли архео­ло­гам их дати­ро­вать.
Архео­лог совер­ша­ет изме­ре­ния.
Архео­лог Р. Р. Р. Смит осмат­ри­ва­ет две без­гла­вые рим­ские ста­туи, най­ден­ные в Тур­ции.
Р. Р. Р. Смит и его коман­да рас­ка­пы­ва­ют ули­цу Тет­ра­пи­ло­на (буль­вар Афро­ди­си­а­ды) с 2008 г.
Сте­фа­ни Пап­пас, стар­ший жур­на­лист LiveScience

© 2012 г. LiveScience.
© 2012 г. Фото: Р. Р. Р. Смит.
© 2012 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА