23.01.2013 г.
La Repubblica
Фьюмичино являет лик дочери императора Августа Юлии

Наход­ка была сде­ла­на в местеч­ке Ара­но­ва, на терри­то­рии огром­ной рим­ской вил­лы, обна­ру­жен­ной в декаб­ре 2012 г. во вре­мя пред­ва­ри­тель­ных рас­ко­пок на месте, отведен­ном под застрой­ку.



Лег­кий наклон голо­вы вле­во, при­даю­щий позе ари­сто­кра­тич­ность, утон­чен­ный про­филь с иде­аль­ной лини­ей носа. Веки глаз выпол­не­ны релье­фом, в ушах дыроч­ки для метал­ли­че­ских серег, веро­ят­но из золота или сереб­ра. Но имен­но изыс­кан­ная при­чес­ка ука­зы­ва­ет на импер­ское про­ис­хож­де­ние мра­мор­ной порт­рет­ной голо­вы, дати­ру­е­мой эпо­хой Авгу­ста. Она была най­де­на несколь­ко дней назад во Фью­ми­чи­но, в местеч­ке Ара­но­ва, на огром­ной рим­ской вил­ле, откры­той в декаб­ре во вре­мя пред­ва­ри­тель­ных архео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок на стро­и­тель­ном участ­ке.



Воз­мож­но, это Юлия Стар­шая, един­ст­вен­ная род­ная дочь Авгу­ста от пер­вой жены Скри­бо­нии. В этом почти уве­ре­на Аль­фон­си­на Рус­со Тальен­те (Alfonsina Russo Tagliente), глав­ный инспек­тор по южной Этру­рии, кото­рая сей­час иссле­ду­ет в рестав­ра­ци­он­ной лабо­ра­то­рии Этрус­ско­го музея вил­лы Джу­лиа эту наход­ку, сде­лан­ную груп­пой ее архео­ло­гов под управ­ле­ни­ем Данье­лы Риц­цо (Daniela Rizzo). «Стиль при­чес­ки подо­бен образ­цам зна­ме­ни­тых чле­нов семьи Юли­ев-Клав­ди­ев, — гово­рит Рус­со Тальен­те. — Со лба на вис­ки боль­ши­ми мяг­ки­ми вол­на­ми спус­ка­ют­ся две пряди, тогда как на затыл­ке пряди волос при­гла­же­ны и разде­ле­ны сре­дин­ным про­бо­ром, пере­хо­дя затем в густые косы, завя­зан­ные вни­зу в пучок. Поми­мо это­го, тения, или лен­та в два обо­рота, запле­тен­ная в воло­сы, завя­за­на на голо­ве напо­до­бие диа­де­мы».

Голо­ва, в нату­раль­ную вели­чи­ну, была най­де­на под сло­ем дер­на в боль­шом поме­ще­нии вил­лы, слу­жив­шим в каче­стве скла­да для хра­не­ния про­дук­тов. На вил­ле, дати­ру­е­мой I—II вв. н. э., была пол­но­стью рас­ко­па­на толь­ко «pars rustica», т. е. поме­ще­ния для при­слу­ги и рабов. «Вил­ла, кото­рая долж­на была соеди­нять­ся терра­са­ми на хол­ме, была огром­ной, — рас­ска­зы­ва­ет архео­лог Данье­ла Риц­цо. — Сте­ны, отно­ся­щи­е­ся к рес­пуб­ли­кан­ско­му вре­ме­ни, выло­же­ны из мощ­ных бло­ков в тех­ни­ке opera quadrata. Это самое ран­нее свиде­тель­ство импер­ской вил­лы на побе­ре­жье». Наход­ка будет про­де­мон­стри­ро­ва­на зав­тра в Музее вил­лы Джу­лиа во вре­мя круг­ло­го сто­ла на тему «Неле­галь­ная тор­гов­ля и откры­тое наследие: резуль­та­ты и пер­спек­ти­вы», орга­ни­зо­ван­но­го Глав­ным управ­ле­ни­ем в завер­ше­ние выстав­ки «Гра­би­те­ли искус­ства».









Лау­ра Лар­кан

© 2013 г. Фото, текст: La Repubblica.
© 2013 г. Перевод с итал.: Сосновский С. И.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА