The Guardian |
В центре, построенном императором Адрианом в 123 г. н. э., имелось три больших зала, куда римские нобили стекались, чтобы послушать стихотворения, речи и философские трактаты, полулежа на мраморных ложах на террасе.
Теперь, когда раскопки закончены, террасы и огромные кирпичные стены комплекса, так же как и участки изысканного напольного покрытия из серого и желтого мрамора, можно снова увидеть в яме на глубине 5,5 метров на площади Венеции, где полицейские в белых перчатках регулируют беспорядочный поток транспорта, как дирижеры, и где Муссолини произносил речь с балкона перед тысячами сторонников.
«Аудиторий Адриана — самая крупная находка в Риме со времен обнаружения Форума в
Раскопки, которые вскоре будут открыты для посещения, находятся рядом со стоянкой такси и зажаты между церковью в стиле барокко и Витториано, внушительным памятником исчезнувшей итальянской монархии, который местные жители зовут «Печатной машинкой».
Комплекс обнаружили только благодаря раскопкам, которые проводились для строительства новой линии метро, проходящей через сердце Рима. «У нас нет средств на проведение раскопок такого рода, так что находка сделана лишь благодаря новой линии метро», — говорит Реа.
Тщательный надзор археологов над всеми раскопками оказался палкой о двух концах для инженеров-железнодорожников: им пришлось перечеркнуть план двух станций в самом центре Рима, когда обнаружилось, что их выходы на поверхность проходят через римские руины.
Из-за обнаружения комплекса Адриана на площади Венеции появился риск, что у третьей линии не будет остановки в центре и поездам придется въезжать в сердце Рима с окраин и тут же проезжать дальше, на другую сторону, без остановки. Но Реа считает, что станция и руины могут сосуществовать.
«Я полагаю, что можно построить один из выходов со станции вдоль оригинального коридора комплекса, по которому римляне входили в залы», — говорит она.
Это место проливает новый свет на любовь Адриана к поэзии (он и сам писал по-латыни и по-гречески) и на его пристрастие к монументальной архитектуре: некогда над поэтами в центральном зале возвышался арочный потолок в 11 метров высотой.
Сегодня зал для выступлений изобилует колодезными печами: после того, как здесь три столетия царили искусства, с кризисом Римской империи залы пришли в негодность и стали использоваться для плавки слитков.
Посередине главного зала, словно реквизит из фильма-катастрофы, лежит массивный обломок крыши размером девять на пять метров, который, простояв семь веков, обрушился во время землетрясения 848 г.
После землетрясения залы постепенно уходили под землю, пока руководство больницы, построенной над ними в XVI в., не попыталось расширить подвал. «Мы нашли горшки, сброшенные в колодец после смерти больных, которые ими пользовались, — сказала Реа. — Их можно датировать благодаря тому, что орнамент на глазури такой же, как можно видеть на посуде, изображенной на картинах Караваджо».