12.12.2012 г.
The History Blog
Туннели под термами Каракаллы открыты для посетителей

Остат­ки терм Кара­кал­лы.

Часть обшир­ной сети тун­не­лей под тер­ма­ми Кара­кал­лы будет откры­та для посе­ще­ний с 21 декаб­ря впер­вые со дня их повтор­но­го обна­ру­же­ния в кон­це XIX в.

Стро­и­тель­ство тер­маль­но­го бан­но­го ком­плек­са, зани­маю­ще­го пло­щадь в 11 гек­та­ров, веро­ят­но, нача­лось при импе­ра­то­ре Сеп­ти­мии Севе­ре, но было завер­ше­но в 216 г. н. э. во вре­мя прав­ле­ния импе­ра­то­ра Кара­кал­лы, и поэто­му ком­плекс полу­чил его имя. Тер­мы были бес­плат­ны для обще­ст­вен­но­го поль­зо­ва­ния и мог­ли при­нять до 5000 посе­ти­те­лей в день. В ком­плек­се были гим­на­сти­че­ские залы на откры­том возду­хе (palaestrae), сухая жар­кая сау­на и ком­на­та для мас­са­жа (laconicum), горя­чая ком­на­та (caldarium), теп­лая ком­на­та (tepidarium), холод­ная ком­на­та (frigidarium) и откры­тый бас­сейн для пла­ва­ния олим­пий­ских раз­ме­ров (natatio) в 50 мет­ров в дли­ну и все­го око­ло мет­ра в глу­би­ну.

Над бас­сей­ном не было кры­ши, и он согре­вал­ся бле­стя­щи­ми пане­ля­ми, брон­зо­вы­ми зер­ка­ла­ми, под­ве­шен­ны­ми над бас­сей­ном под таким углом, чтобы отра­жать в него сол­неч­ные лучи. Внут­рен­ние ком­на­ты и их бас­сей­ны согре­ва­лись под­зем­ной печью, под­поль­ной систе­мой отоп­ле­ния, кото­рая про­во­ди­ла горя­чий воздух из печей, сжи­гаю­щих дере­во и уголь. Чем бли­же к печи рас­по­ла­га­лась ком­на­та, тем она была жар­че. Вода посту­па­ла по акве­ду­ку Анто­ни­на (кана­лу акве­ду­ка Мар­ция), постро­ен­но­му Кара­кал­лой спе­ци­аль­но для этой цели. Акве­дук закан­чи­вал­ся в гигант­ской цистерне высотой в два эта­жа с 64 свод­ча­ты­ми поме­ще­ни­я­ми, в кото­рых соби­ра­лась вода. Отсюда, из резер­ву­а­ров, вода тек­ла по ряду под­зем­ных тун­не­лей через под­зем­ную печь, где нагре­ва­лась.

Эти тер­мы были столь огром­ны, что тун­не­ли, обес­пе­чи­вав­шие их работу, долж­ны были им соот­вет­ст­во­вать. Под ком­плек­сом тун­не­ли тянут­ся на две мили на трех уров­нях. Каж­дый тун­нель име­ет 6 мет­ров в высоту и в шири­ну, этой шири­ны было доста­точ­но, чтобы бок о бок мог­ли про­ехать две повоз­ки, запря­жен­ные быка­ми. Эти­ми повоз­ка­ми пра­ви­ли мно­го­чис­лен­ные рабы, и они пере­во­зи­ли еже­днев­но тон­ны дере­ва, чтобы топить 50 печей.

Тем не менее, тер­мы были пред­на­зна­че­ны не толь­ко для купа­ния. В ком­плек­се так­же име­лись пуб­лич­ная биб­лио­те­ка с кни­га­ми на латин­ском и гре­че­ском язы­ках, все­воз­мож­ные мага­зи­ны и даже залы для собра­ний. Сады были бога­то укра­ше­ны рас­те­ни­я­ми, водя­ны­ми соору­же­ни­я­ми и скульп­ту­ра­ми. Папа Павел III из семьи Фар­не­зе даже при­ка­зал в 1545 г. рас­ко­пать тер­мы в надеж­де при­об­ре­сти несколь­ко каче­ст­вен­ных скульп­тур для семей­ной кол­лек­ции. Его меч­ты оправ­да­лись — и даже сверх того. Сре­ди сокро­вищ обна­ру­жил­ся Гер­ку­лес Фар­не­зе и Фар­нез­ский бык, кото­рые сей­час хра­нят­ся в Нацио­наль­ном музее Неа­по­ля вме­сте с осталь­ной гале­ре­ей скульп­тур Фар­не­зе.


Фар­нез­ский бык. Гре­че­ская работа. Ок. II в. до н. э.

Даже в тун­не­лях име­лись про­стран­ства, пред­на­зна­чен­ные не для бан­ных целей. Здесь был постро­ен самый боль­шой Мит­рей в мире. Таин­ст­вен­ные риту­а­лы Мит­ры все­гда про­во­ди­лись в есте­ствен­ных пеще­рах или тем­ных под­зем­ных ходах, похо­жих на пеще­ры, и в Тер­мах Кара­кал­лы было мно­же­ство подоб­ных ком­нат.


Мит­рей под тер­ма­ми Кара­кал­лы.

Тер­мы про­дол­жа­ли исполь­зо­вать­ся до 537 г. н. э., когда город был оса­жден ост­ро­гота­ми под пред­во­ди­тель­ст­вом Вити­ге­са, кото­рый пере­ре­зал акве­ду­ки, снаб­жав­шие Рим водой. Так как тер­мы нахо­ди­лись у под­но­жия Авен­ти­на, рядом с южной город­ской сте­ной, на неко­то­ром рас­сто­я­нии от исто­ри­че­ско­го цен­тра, то когда в пост­им­пер­скую эпо­ху Рим при­шел в упа­док, тер­мы были пре­до­став­ле­ны сами себе. Они пре­вра­ти­лись в руи­ны, но над ними хотя бы ниче­го не над­стро­и­ли. С тече­ни­ем вре­ме­ни люди забы­ли о систе­ме тун­не­лей в ком­плек­се, кото­рая когда-то сохра­ня­ла воду горя­чей; рас­коп­ки 1500-х гг. так дале­ко не зашли.

Пале­ст­ры с искус­ны­ми моза­ич­ны­ми пола­ми были вновь обна­ру­же­ны в пер­вой поло­вине XIX в., а осталь­ная часть ком­плек­са была откры­та в ходе ряда раз­но­об­раз­ных рас­ко­пок кон­ца XIX в. и пер­вой поло­ви­ны XX в. Тун­не­ли были не столь оча­ро­ва­тель­ны, как наруж­ные наход­ки, так что хотя тер­мы и ста­ли попу­ляр­ным тури­сти­че­ским объ­ек­том, внут­рен­ние части ком­плек­са оста­ва­лись закры­ты­ми для посе­ти­те­лей.


Моза­ич­ные полы в тер­мах Кара­кал­лы.

В 1930-х гг. Мус­со­ли­ни попы­тал­ся укре­пить их в рам­ках сво­его пла­на исполь­зо­вать руи­ны как опер­ную сце­ну. Пер­вая опе­ра лет­не­го сезо­на, «Лючия де Лам­мер­мур» Дони­цет­ти, дебю­ти­ро­ва­ла 1 авгу­ста 1937 г. на сцене шири­ной в 22 мет­ра, самой боль­шой сцене в мире на тот момент, постро­ен­ной на руи­нах каль­да­рия. Рим­ский опер­ный театр до сих пор про­во­дит лет­ний сезон в тер­мах Кара­кал­лы, хотя меж­ду 1940 и 1944 гг. был пере­рыв из-за вой­ны, а меж­ду 1994 и 2000 гг. — из-за того, что пред­став­ле­ния вреди­ли руи­нам. Теперь опе­ры ста­вят­ся не в каль­да­рии, а на зем­ле, где вели­че­ст­вен­ные руи­ны высту­па­ют в каче­стве зад­ни­ка.

В про­шед­шем году рестав­ра­ци­он­ная про­грам­ма нако­нец-то, хоть и с запозда­ни­ем, уде­ли­ла вни­ма­ние тун­не­лям. Про­грам­ма нача­лась неудач­но — с уста­нов­ки стек­лян­ных крыш над тун­не­ля­ми. Это ока­за­лось пло­хой иде­ей. Как толь­ко ранее закры­тые сте­ны ока­за­лись на све­ту и све­жем возду­хе, там посе­ли­лись водо­рос­ли. Через несколь­ко меся­цев стек­лян­ные кры­ши были закры­ты, сте­ны очи­ще­ны и уста­нов­ле­но элек­три­че­ское осве­ще­ние, чтобы тури­сты мог­ли все видеть.

Мит­рей открыл­ся для посе­ще­ний в про­шлом меся­це и оста­нет­ся откры­тым до янва­ря. Укра­ше­ний там оста­лось мало — части фрес­ки, чер­но-белый моза­ич­ный пол, часть мра­мор­но­го алта­ря — но при­ме­ча­те­лен исклю­чи­тель­ный раз­мер Мит­рея. Тун­не­ли, в кото­рых закон­че­на рестав­ра­ция, оста­нут­ся откры­ты­ми бес­сроч­но. В осталь­ных тун­не­лях рестав­ра­ция про­дол­жит­ся. Ожи­да­ет­ся, что пол­но­стью рестав­ра­ци­он­ный про­ект зай­мет еще два года.

© 2013 г. The History Blog.
© 2013 г. Перевод с англ.: Таривердиева С. Э.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА