American Chemical Society |
Попытки увидеть, что находится под поверхностью великих произведений искусства, увенчались успехом, и сегодня учёные описали первое применение технологии построения изображений, сходной с той, которая используется в полноразмерных сканерах служб безопасности аэропортов, для обнаружения лица древнего римлянина, скрытого под поверхностью настенной фрески в парижском музее Лувр.
Они описали открытие этого изображения, которому, по словам учёных и искусствоведов, может быть не одна тысяча лет, на
Дж. Бьянка Джексон, Ph. D., сделавшая доклад об этом проекте, объяснила, что исследовалась фреска, то есть, настенная живопись, выполненная по свежей штукатурке. Краска художника проникает в сырую штукатурку и застывает, когда штукатурка высыхает. Картина становится частью стены. Самые ранние из известных фресок датируются примерно 1500 г. до н. э. и были найдены на греческом острове Крит.
«Ни одна из прежних техник построения изображения, в том числе около полудюжины технологий, использующихся обычно для обнаружения скрытых изображений под живописью, поддельных подписей художников и других данных, не видимых на поверхности, не обнаружила на этой фреске утраченного изображения, — сказала Джексон. — Это открывает двери для более широкого использования данной технологии в мире искусства, и мы применили этот метод при исследовании русской иконы и стен мазанки в одном из первых человеческих поселений в древней Турции».
Эта технология — новый вклад в палитру средств, которые используют реставраторы и исследователи предметов искусства, чтобы заглянуть под поверхность и обнаружить изменения, в том числе поддельные подписи и другие переделки рисунка. Она называется терагерцевой спектроскопией и использует электромагнитное излучение, спектр которого лежит между микроволнами, вроде тех, что используются в кухонных печах, и инфракрасным излучением, которое применяется в пультах дистанционного управления телевизором. Это сравнительно слабое излучение не вредит картинам и не подвергает их воздействию губительной радиации.
«Терагерцевая технология уже некоторое время применяется, особенно для контроля качества лекарственной продукции — для обеспечения целостности таблеток и капсул, для построения биомедицинских изображений и даже в службах безопасности — в тех самых полноразмерных сканерах, которыми просвечивают одежду на пунктах досмотра в аэропортах, — сказала Джексон, которая работает сейчас в Рочестерском университете. — Но применять его для исследования артефактов и предметов искусства стали сравнительно недавно».
Художники, в том числе и некоторые великие мастера, иногда повторно использовали холст, смывая первоначальное изображение, или закрывали старые рисунки новой работой. Часто они поступали так, чтобы не тратиться на покупку нового холста или чтобы улучшить цвета и формы предыдущей композиции. Фрески тоже обновлялись, особенно когда первоначальные картины выцветали, надоедали владельцам или переходили в другие руки.
Учёные обратились к терагерцевой технологии, когда возникло подозрение, что под мазками кисти драгоценной фрески XIX в. «Три копьеносца» из луврской коллекции Кампана может находиться скрытое изображение. Джампьетро Кампана был итальянским коллекционером предметов искусства; он жил в XIX в. и его сокровища сегодня выставлены в музеях по всему миру. Когда Кампана приобретал предметы искусства, он иногда реставрировал повреждённые части или перерабатывал оригинал. Искусствоведы считают, что Кампана нарисовал «Трёх копьеносцев» после того, как фреска была снята со стены в Италии и поступила в его коллекцию.
Джексон утверждает, что картина Кампана ценна сама по себе, а терагерцевые открытия могут увеличить её ценность, показав, что под ней лежит подлинная римская фреска.
В поисках скрытого изображения Джексон и её коллеги, в том числе Жерар Моро,
«Мы были изумлены и восхищены, — сказала Джексон. — Мы не могли поверить своим глазам, когда на экране возникла картина. Мы увидели, как под изображением складок туники мужчины появляется глаз, нос, а потом рот. Перед нами, видимо, была древнеримская фреска, которой не одна тысяча лет».
Кто изображён на фреске? Римский сенатор времён Империи? Патриций? Плебей? Великий оратор? Правитель, изменивший ход истории? Или просто богатый и самолюбивый землевладелец, желавший любоваться на собственный портрет на стене?
Джексон оставляет эти вопросы искусствоведам. Её исследовательская группа уже продвинулась вперёд и применила терагерцевую технологию для исследования русской иконы и стен мазанки в одном из древнейших человеческих поселений в современной Турции.
Это исследование финансировалось за счёт проекта CHARISMA (соглашение о субсидировании № 228330) VII Рамочной программы Европейской комиссии и отчасти — за счёт Научной и культурно-исторической программы AHRC / EPSRC. Доступ предоставлен музеем Лувр и Институтом национального наследия.