10.04.2013 г.
American Chemical Society
Скрытое произведение искусства обнаружено при помощи технологии сканирования, применяемой в аэропортах

Тера­гер­це­вые лучи впер­вые обна­ру­жи­ли скры­тое изо­бра­же­ние (в крас­ном квад­ра­те) чело­ве­че­ско­го лица под зна­ме­ни­той настен­ной фреской в париж­ском музее Лувр. Фото: Дж. Бьян­ка Джек­сон, Ph. D., и Доми­ник Мар­тос-Левиф.

Попыт­ки увидеть, что нахо­дит­ся под поверх­но­стью вели­ких про­из­веде­ний искус­ства, увен­ча­лись успе­хом, и сего­дня учё­ные опи­са­ли пер­вое при­ме­не­ние тех­но­ло­гии постро­е­ния изо­бра­же­ний, сход­ной с той, кото­рая исполь­зу­ет­ся в пол­но­раз­мер­ных ска­не­рах служб без­опас­но­сти аэро­пор­тов, для обна­ру­же­ния лица древ­не­го рим­ля­ни­на, скры­то­го под поверх­но­стью настен­ной фрес­ки в париж­ском музее Лувр.

Они опи­са­ли откры­тие это­го изо­бра­же­ния, кото­ро­му, по сло­вам учё­ных и искус­ст­во­ве­дов, может быть не одна тыся­ча лет, на 245-м Нацио­наль­ном заседа­нии и выстав­ке Аме­ри­кан­ско­го хими­че­ско­го обще­ства — круп­ней­ше­го науч­но­го обще­ства в мире. Заседа­ние, на кото­ром пред­став­ле­но почти 12 тысяч пре­зен­та­ций, про­дол­жит­ся в чет­верг.

Дж. Бьян­ка Джек­сон, Ph. D., сде­лав­шая доклад об этом про­ек­те, объ­яс­ни­ла, что иссле­до­ва­лась фрес­ка, то есть, настен­ная живо­пись, выпол­нен­ная по све­жей шту­ка­тур­ке. Крас­ка худож­ни­ка про­ни­ка­ет в сырую шту­ка­тур­ку и засты­ва­ет, когда шту­ка­тур­ка высы­ха­ет. Кар­ти­на ста­но­вит­ся частью сте­ны. Самые ран­ние из извест­ных фре­сок дати­ру­ют­ся при­мер­но 1500 г. до н. э. и были най­де­ны на гре­че­ском ост­ро­ве Крит.

«Ни одна из преж­них тех­ник постро­е­ния изо­бра­же­ния, в том чис­ле око­ло полу­дю­жи­ны тех­но­ло­гий, исполь­зу­ю­щих­ся обыч­но для обна­ру­же­ния скры­тых изо­бра­же­ний под живо­пи­сью, под­дель­ных под­пи­сей худож­ни­ков и дру­гих дан­ных, не види­мых на поверх­но­сти, не обна­ру­жи­ла на этой фрес­ке утра­чен­но­го изо­бра­же­ния, — ска­за­ла Джек­сон. — Это откры­ва­ет две­ри для более широ­ко­го исполь­зо­ва­ния дан­ной тех­но­ло­гии в мире искус­ства, и мы при­ме­ни­ли этот метод при иссле­до­ва­нии рус­ской ико­ны и стен мазан­ки в одном из пер­вых чело­ве­че­ских посе­ле­ний в древ­ней Тур­ции».

Эта тех­но­ло­гия — новый вклад в палит­ру средств, кото­рые исполь­зу­ют рестав­ра­то­ры и иссле­до­ва­те­ли пред­ме­тов искус­ства, чтобы загля­нуть под поверх­ность и обна­ру­жить изме­не­ния, в том чис­ле под­дель­ные под­пи­си и дру­гие пере­дел­ки рисун­ка. Она назы­ва­ет­ся тера­гер­це­вой спек­тро­ско­пи­ей и исполь­зу­ет элек­тро­маг­нит­ное излу­че­ние, спектр кото­ро­го лежит меж­ду мик­ро­вол­на­ми, вро­де тех, что исполь­зу­ют­ся в кухон­ных печах, и инфра­крас­ным излу­че­ни­ем, кото­рое при­ме­ня­ет­ся в пуль­тах дистан­ци­он­но­го управ­ле­ния теле­ви­зо­ром. Это срав­ни­тель­но сла­бое излу­че­ние не вредит кар­ти­нам и не под­вер­га­ет их воздей­ст­вию губи­тель­ной ради­а­ции.

«Тера­гер­це­вая тех­но­ло­гия уже неко­то­рое вре­мя при­ме­ня­ет­ся, осо­бен­но для кон­тро­ля каче­ства лекар­ст­вен­ной про­дук­ции — для обес­пе­че­ния целост­но­сти таб­ле­ток и кап­сул, для постро­е­ния био­меди­цин­ских изо­бра­же­ний и даже в служ­бах без­опас­но­сти — в тех самых пол­но­раз­мер­ных ска­не­рах, кото­ры­ми про­све­чи­ва­ют одеж­ду на пунк­тах досмот­ра в аэро­пор­тах, — ска­за­ла Джек­сон, кото­рая работа­ет сей­час в Роче­стер­ском уни­вер­си­те­те. — Но при­ме­нять его для иссле­до­ва­ния арте­фак­тов и пред­ме­тов искус­ства ста­ли срав­ни­тель­но недав­но».

Худож­ни­ки, в том чис­ле и неко­то­рые вели­кие масте­ра, ино­гда повтор­но исполь­зо­ва­ли холст, смы­вая пер­во­на­чаль­ное изо­бра­же­ние, или закры­ва­ли ста­рые рисун­ки новой работой. Часто они посту­па­ли так, чтобы не тра­тить­ся на покуп­ку ново­го хол­ста или чтобы улуч­шить цве­та и фор­мы преды­ду­щей ком­по­зи­ции. Фрес­ки тоже обнов­ля­лись, осо­бен­но когда пер­во­на­чаль­ные кар­ти­ны выцве­та­ли, надо­еда­ли вла­дель­цам или пере­хо­ди­ли в дру­гие руки.

Учё­ные обра­ти­лись к тера­гер­це­вой тех­но­ло­гии, когда воз­ник­ло подо­зре­ние, что под маз­ка­ми кисти дра­го­цен­ной фрес­ки XIX в. «Три копье­нос­ца» из лувр­ской кол­лек­ции Кам­па­на может нахо­дить­ся скры­тое изо­бра­же­ние. Джам­пьет­ро Кам­па­на был италь­ян­ским кол­лек­ци­о­не­ром пред­ме­тов искус­ства; он жил в XIX в. и его сокро­ви­ща сего­дня выстав­ле­ны в музе­ях по все­му миру. Когда Кам­па­на при­об­ре­тал пред­ме­ты искус­ства, он ино­гда реста­ври­ро­вал повреж­дён­ные части или пере­ра­ба­ты­вал ори­ги­нал. Искус­ст­во­веды счи­та­ют, что Кам­па­на нари­со­вал «Трёх копье­нос­цев» после того, как фрес­ка была сня­та со сте­ны в Ита­лии и посту­пи­ла в его кол­лек­цию.

Джек­сон утвер­жда­ет, что кар­ти­на Кам­па­на цен­на сама по себе, а тера­гер­це­вые откры­тия могут уве­ли­чить её цен­ность, пока­зав, что под ней лежит под­лин­ная рим­ская фрес­ка.

В поис­ках скры­то­го изо­бра­же­ния Джек­сон и её кол­ле­ги, в том чис­ле Жерар Моро, Ph. D., из Поли­тех­ни­че­ской шко­лы, Мишель Меню, Ph. D., из Цен­тра иссле­до­ва­ний и рестав­ра­ции музеев Фран­ции, и Вен­сан Деталль из Лабо­ра­то­рии иссле­до­ва­ния исто­ри­че­ских памят­ни­ков, иссле­до­ва­ли фрес­ку с помо­щью тера­гер­це­вой тех­но­ло­гии. Это был дол­гий про­цесс, и для ана­ли­за участ­ка раз­ме­ром с бумаж­ный лист тре­бо­ва­лось несколь­ко часов.

«Мы были изум­ле­ны и вос­хи­ще­ны, — ска­за­ла Джек­сон. — Мы не мог­ли пове­рить сво­им гла­зам, когда на экране воз­ник­ла кар­ти­на. Мы увиде­ли, как под изо­бра­же­ни­ем скла­док туни­ки муж­чи­ны появ­ля­ет­ся глаз, нос, а потом рот. Перед нами, види­мо, была древ­не­рим­ская фрес­ка, кото­рой не одна тыся­ча лет».

Кто изо­бра­жён на фрес­ке? Рим­ский сена­тор вре­мён Импе­рии? Пат­ри­ций? Пле­бей? Вели­кий ора­тор? Пра­ви­тель, изме­нив­ший ход исто­рии? Или про­сто бога­тый и само­лю­би­вый земле­вла­де­лец, желав­ший любо­вать­ся на соб­ст­вен­ный порт­рет на стене?

Джек­сон остав­ля­ет эти вопро­сы искус­ст­во­ведам. Её иссле­до­ва­тель­ская груп­па уже про­дви­ну­лась впе­рёд и при­ме­ни­ла тера­гер­це­вую тех­но­ло­гию для иссле­до­ва­ния рус­ской ико­ны и стен мазан­ки в одном из древ­ней­ших чело­ве­че­ских посе­ле­ний в совре­мен­ной Тур­ции.

Это иссле­до­ва­ние финан­си­ро­ва­лось за счёт про­ек­та CHARISMA (согла­ше­ние о суб­сиди­ро­ва­нии № 228330) VII Рамоч­ной про­грам­мы Евро­пей­ской комис­сии и отча­сти — за счёт Науч­ной и куль­тур­но-исто­ри­че­ской про­грам­мы AHRC / EPSRC. Доступ пре­до­став­лен музе­ем Лувр и Инсти­ту­том нацио­наль­но­го наследия.

© 2013 г. American Chemical Society.
© 2013 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА