The History Blog |
Раскапывая гробницу во фракийском погребальном комплексе примерно в 250 милях к северу от Софии (Болгария), археологи обнаружили собрание прекрасно изготовленных золотых артефактов. Экземпляры датируются концом IV — началом III в. до н. э.; в их число входят четыре браслета со змеиными головами, тиара или ожерелье со львами и фантастическими животными, 44 маленьких золотых женских бюста, которые могли украшать конскую сбрую или одежду, 100 золотых пуговиц, большое золотое кольцо или брошь с женским лицом в высоком рельефе и невероятно натуральная миниатюрная конская голова, которая некогда крепилась к концу удил.
Высокое качество работы указывает на то, что эти украшения принадлежали знати, и действительно, гробница, в которой было обнаружено сокровище, — самая большая из 150 гробниц этого комплекса возле деревни Свештари. Комплекс был построен гетами, фракийским племенем воинственных всадников, обитавшим на Нижнем Дунае в областях, которые сегодня входят в состав Румынии и Болгарии. Сперва они ставили свои знаменитые способности к верховой езде на службу другим фракийским царям, но к концу IV в. разбились на собственные княжества.
Гетские цари имели доступ к месторождениям золота в устье Дуная, которые были одним из важнейших источников золота в античной Европе. Уже в VII в. до н. э. геты торговали с греческими колониями на западном берегу Чёрного моря, а позднее — с македонянами, проживавшими к юго-западу от них, и со скифами, обитавшими к северу от Дуная. Стиль обработки золота, обнаруженного в гробнице, отражает разнообразие культурных влияний со времён расцвета гетского правления на этой территории.
Диана Гергова, глава группы археологов, считает, что размеры гробницы и богатство её содержимого предполагают, что она имеет отношение к одному из первых гетских правителей.
«Судя по тому, что мы уже увидели, гробница может быть связана с Котеласом, первым известным гетским правителем», — сказала Гергова, известная исследовательница фракийской культуры из Национального археологического института в Софии.
Котелас прославился тем, что в 341 г. до н. э. заключил договор с македонским царём Филиппом II, когда тот сражался с балканскими племенами к западу от Фракии. Он стал вассалом Филиппа и скрепил сделку, выдав за македонского царя свою дочь Меду. Она стала его пятой женой, через шесть лет после его брака с четвёртой женой Олимпиадой, матерью Александра Великого. Когда в 336 г. до н. э. Филипп умер, Меда совершила ритуальное самоубийство, чтобы сопровождать его в загробной жизни; этот поступок, не соответствовавший ни греческим, ни македонским обычаям, дал ей место в гробнице Филиппа в Вергине.
Согласно античным источникам (например, Страбон. «География». Книга VII. Глава 3), геты поклонялись своим правителям, и это может объяснять, почему Меда покончила с собой, когда умер её царь и супруг. Царь, главенствовавший в военной и политической сфере, мог взять в качестве соправителя религиозного вождя со способностями к прорицанию, который затем давал божественное одобрение решениям царя.
Эта находка примечательна также тем, что сохранилась в археологическом контексте. Фракийское золото всегда было приманкой для грабителей, со времён захоронения и до наших дней. Большинство гробниц комплекса Свештари было разграблено в античности, а культурное наследие Болгарии расхищается вследствие огромного роста грабежей после падения «железного занавеса» в 1989 г. Геты пытались защитить свои гробницы от воров тем, что строили большие сети подземных погребений без всяких украшений или сооружений над землёй. Эта гробница, по-видимому, была спрятана особенно тщательно.
Ещё одна гробница из комплекса Свештари обрела славу и место в Списке объектов всемирного наследия ЮНЕСКО за своё необычное украшение: ряд из десяти кариатид — полуженщин-полурастений. Хотя источником вдохновения явно послужили кариатиды, поддерживавшие некоторые из самых знаменитых эллинистических храмов, эти женщины в хитонах в форме перевёрнутой пальметты представляют собой новый фракийский дизайн и совершенно уникальны.
Археологическое богатство этой гробницы, которое датируется серединой III в. до н. э., также подтверждает свидетельства античных авторов о том, что геты поклонялись своим царям. Над кариатидами расположен рельеф с богиней, которая подаёт золотой венок правителю, сидящему верхом, а процессии слуг с обеих сторон несут подношения. На стене также изображён правитель на коне, направляющийся к богу, который держит предназначенный для него лавровый венок. Остатки лошадиных скелетов указывают на то, что верховые животные царя были ритуально принесены в жертву, чтобы в загробной жизни он продолжал на них ездить.