08.11.2012 г.
The History Blog
Фракийские гробницы: там есть золото!

Фра­кий­ские золотые жен­ские бюсты.

Рас­ка­пы­вая гроб­ни­цу во фра­кий­ском погре­баль­ном ком­плек­се при­мер­но в 250 милях к севе­ру от Софии (Бол­га­рия), архео­ло­ги обна­ру­жи­ли собра­ние пре­крас­но изготов­лен­ных золотых арте­фак­тов. Экзем­пля­ры дати­ру­ют­ся кон­цом IV — нача­лом III в. до н. э.; в их чис­ло вхо­дят четы­ре брас­ле­та со зме­и­ны­ми голо­ва­ми, тиа­ра или оже­ре­лье со льва­ми и фан­та­сти­че­ски­ми живот­ны­ми, 44 малень­ких золотых жен­ских бюста, кото­рые мог­ли укра­шать кон­скую сбрую или одеж­ду, 100 золотых пуго­виц, боль­шое золо­тое коль­цо или брошь с жен­ским лицом в высо­ком релье­фе и неве­ро­ят­но нату­раль­ная мини­а­тюр­ная кон­ская голо­ва, кото­рая неко­гда кре­пи­лась к кон­цу удил.


Фра­кий­ская золотая кон­ская голо­ва.

Высо­кое каче­ство работы ука­зы­ва­ет на то, что эти укра­ше­ния при­над­ле­жа­ли зна­ти, и дей­ст­ви­тель­но, гроб­ни­ца, в кото­рой было обна­ру­же­но сокро­ви­ще, — самая боль­шая из 150 гроб­ниц это­го ком­плек­са воз­ле дерев­ни Све­шта­ри. Ком­плекс был постро­ен гета­ми, фра­кий­ским пле­ме­нем воин­ст­вен­ных всад­ни­ков, оби­тав­шим на Ниж­нем Дунае в обла­стях, кото­рые сего­дня вхо­дят в состав Румы­нии и Бол­га­рии. Спер­ва они ста­ви­ли свои зна­ме­ни­тые спо­соб­но­сти к вер­хо­вой езде на служ­бу дру­гим фра­кий­ским царям, но к кон­цу IV в. раз­би­лись на соб­ст­вен­ные кня­же­ства.


Фра­кий­ское золо­тое коль­цо или брошь.

Гет­ские цари име­ли доступ к место­рож­де­ни­ям золота в устье Дуная, кото­рые были одним из важ­ней­ших источ­ни­ков золота в антич­ной Евро­пе. Уже в VII в. до н. э. геты тор­го­ва­ли с гре­че­ски­ми коло­ни­я­ми на запад­ном бере­гу Чёр­но­го моря, а позд­нее — с македо­ня­на­ми, про­жи­вав­ши­ми к юго-запа­ду от них, и со ски­фа­ми, оби­тав­ши­ми к севе­ру от Дуная. Стиль обра­бот­ки золота, обна­ру­жен­но­го в гроб­ни­це, отра­жа­ет раз­но­об­ра­зие куль­тур­ных вли­я­ний со вре­мён рас­цве­та гет­ско­го прав­ле­ния на этой терри­то­рии.


Фра­кий­ская золотая тиа­ра или оже­ре­лье.

Диа­на Гер­го­ва, гла­ва груп­пы архео­ло­гов, счи­та­ет, что раз­ме­ры гроб­ни­цы и богат­ство её содер­жи­мо­го пред­по­ла­га­ют, что она име­ет отно­ше­ние к одно­му из пер­вых гет­ских пра­ви­те­лей.

«Судя по тому, что мы уже увиде­ли, гроб­ни­ца может быть свя­за­на с Коте­ла­сом, пер­вым извест­ным гет­ским пра­ви­те­лем», — ска­за­ла Гер­го­ва, извест­ная иссле­до­ва­тель­ни­ца фра­кий­ской куль­ту­ры из Нацио­наль­но­го архео­ло­ги­че­ско­го инсти­ту­та в Софии.


Фра­кий­ская золотая кон­ская голо­ва, вид сбо­ку.

Коте­лас про­сла­вил­ся тем, что в 341 г. до н. э. заклю­чил дого­вор с македон­ским царём Филип­пом II, когда тот сра­жал­ся с бал­кан­ски­ми пле­ме­на­ми к запа­ду от Фра­кии. Он стал вас­са­лом Филип­па и скре­пил сдел­ку, выдав за македон­ско­го царя свою дочь Меду. Она ста­ла его пятой женой, через шесть лет после его бра­ка с чет­вёр­той женой Олим­пи­а­дой, мате­рью Алек­сандра Вели­ко­го. Когда в 336 г. до н. э. Филипп умер, Меда совер­ши­ла риту­аль­ное само­убий­ство, чтобы сопро­вож­дать его в загроб­ной жиз­ни; этот посту­пок, не соот­вет­ст­во­вав­ший ни гре­че­ским, ни македон­ским обы­ча­ям, дал ей место в гроб­ни­це Филип­па в Вер­гине.

Соглас­но антич­ным источ­ни­кам (напри­мер, Стра­бон. «Гео­гра­фия». Кни­га VII. Гла­ва 3), геты покло­ня­лись сво­им пра­ви­те­лям, и это может объ­яс­нять, поче­му Меда покон­чи­ла с собой, когда умер её царь и супруг. Царь, гла­вен­ст­во­вав­ший в воен­ной и поли­ти­че­ской сфе­ре, мог взять в каче­стве сопра­ви­те­ля рели­ги­оз­но­го вождя со спо­соб­но­стя­ми к про­ри­ца­нию, кото­рый затем давал боже­ст­вен­ное одоб­ре­ние реше­ни­ям царя.


Фра­кий­ские золотые брас­ле­ты.

Эта наход­ка при­ме­ча­тель­на так­же тем, что сохра­ни­лась в архео­ло­ги­че­ском кон­тек­сте. Фра­кий­ское золо­то все­гда было при­ман­кой для гра­би­те­лей, со вре­мён захо­ро­не­ния и до наших дней. Боль­шин­ство гроб­ниц ком­плек­са Све­шта­ри было раз­граб­ле­но в антич­но­сти, а куль­тур­ное наследие Бол­га­рии рас­хи­ща­ет­ся вслед­ст­вие огром­но­го роста гра­бе­жей после паде­ния «желез­но­го зана­ве­са» в 1989 г. Геты пыта­лись защи­тить свои гроб­ни­цы от воров тем, что стро­и­ли боль­шие сети под­зем­ных погре­бе­ний без вся­ких укра­ше­ний или соору­же­ний над зем­лёй. Эта гроб­ни­ца, по-види­мо­му, была спря­та­на осо­бен­но тща­тель­но.


Кари­а­ти­ды и рельеф из фра­кий­ской гроб­ни­цы в Све­шта­ри.

Ещё одна гроб­ни­ца из ком­плек­са Све­шта­ри обре­ла сла­ву и место в Спис­ке объ­ек­тов все­мир­но­го наследия ЮНЕСКО за своё необыч­ное укра­ше­ние: ряд из деся­ти кари­а­тид — полу­жен­щин-полу­расте­ний. Хотя источ­ни­ком вдох­но­ве­ния явно послу­жи­ли кари­а­ти­ды, под­дер­жи­вав­шие неко­то­рые из самых зна­ме­ни­тых элли­ни­сти­че­ских хра­мов, эти жен­щи­ны в хито­нах в фор­ме пере­вёр­ну­той паль­мет­ты пред­став­ля­ют собой новый фра­кий­ский дизайн и совер­шен­но уни­каль­ны.

Архео­ло­ги­че­ское богат­ство этой гроб­ни­цы, кото­рое дати­ру­ет­ся середи­ной III в. до н. э., так­же под­твер­жда­ет свиде­тель­ства антич­ных авто­ров о том, что геты покло­ня­лись сво­им царям. Над кари­а­ти­да­ми рас­по­ло­жен рельеф с боги­ней, кото­рая пода­ёт золо­той венок пра­ви­те­лю, сидя­ще­му вер­хом, а про­цес­сии слуг с обе­их сто­рон несут под­но­ше­ния. На стене так­же изо­бра­жён пра­ви­тель на коне, направ­ля­ю­щий­ся к богу, кото­рый дер­жит пред­на­зна­чен­ный для него лав­ро­вый венок. Остат­ки лоша­ди­ных ске­ле­тов ука­зы­ва­ют на то, что вер­хо­вые живот­ные царя были риту­аль­но при­не­се­ны в жерт­ву, чтобы в загроб­ной жиз­ни он про­дол­жал на них ездить.











© 2012 г. The History Blog.
© 2013 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
© 2013 г. Доп. фото (8—17): https://macedonianancestry.wordpress.com.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА