29.11.2012 г.
Hürriyet Daily News
Министр демонстрирует Орфея, возвращённого в страну

Моза­и­ка с Орфе­ем, кото­рая в 1998 г. была укра­де­на из Шан­лы­ур­фы, а затем пере­ме­ще­на в музей Дал­ла­са, недав­но была воз­вра­ще­на в Тур­цию. Министр куль­ту­ры и туриз­ма Гюнай пред­ста­вил моза­и­ку на пресс-кон­фе­рен­ции в Архео­ло­ги­че­ском музее Стам­бу­ла.


Этру­г­рул Гюнай, министр куль­ту­ры и туриз­ма Тур­ции, гово­рит, что моза­и­ка будет отправ­ле­на в музей Шан­лы­ур­фы через неко­то­рое вре­мя. Фото: AA.

Этру­г­рул Гюнай, министр куль­ту­ры и туриз­ма Тур­ции, пред­ста­вил кера­ми­че­скую моза­и­ку с мифи­че­ским поэтом Орфе­ем, кото­рая была достав­ле­на в Тур­цию из Худо­же­ст­вен­но­го музея Дал­ла­са, и открыл её для жур­на­ли­стов в ходе цере­мо­нии, состо­яв­шей­ся в Стам­бу­ле 8 декаб­ря.

Худо­же­ст­вен­ный музей Дал­ла­са воз­вра­тил моза­и­ку с Орфе­ем Тур­ции после того, как там ста­ло извест­но, что она, веро­ят­но, похи­ще­на с архео­ло­ги­че­ско­го участ­ка в Тур­ции, и был под­пи­сан мемо­ран­дум о вза­и­мо­по­ни­ма­нии меж­ду турец­ки­ми чинов­ни­ка­ми и Худо­же­ст­вен­ным музе­ем Дал­ла­са.

Гюнай сооб­щил, что в тече­ние неко­то­ро­го вре­ме­ни моза­и­ка будет выстав­ле­на в Архео­ло­ги­че­ском музее Стам­бу­ла, а затем её отпра­вят в музей Шан­лы­ур­фы, кото­ро­му она при­над­ле­жит. «Мы пыта­ем­ся вер­нуть всё, что ока­за­лось за пре­де­ла­ми стра­ны. Есть и новые экзем­пля­ры, кото­ры­ми мы зани­ма­ем­ся», — ска­зал он.

На цере­мо­нии откры­тия, про­ведён­ной в Архео­ло­ги­че­ском музее Стам­бу­ла, Гюнай ска­зал, что недав­ние уси­лия мини­стер­ства по воз­вра­ще­нию турец­ких арте­фак­тов обрат­но в стра­ну вызва­ли боль­шой инте­рес у прес­сы и обще­ст­вен­но­сти, что очень ему при­ят­но.

Гюнай заявил, что по мере уси­ле­ния вос­при­им­чи­во­сти к этой про­бле­ме про­цесс будет уско­рять­ся, и доба­вил, что воз­вра­ще­ние сфинк­са из Богаз­кёй, выве­зен­но­го из стра­ны 90 лет назад, ста­ло пер­вым круп­ным собы­ти­ем, вызвав­шим обще­ст­вен­ный инте­рес. Он ещё силь­нее воз­рос, когда пре­мьер-министр Реджеп Тайип Эрдо­ган на сво­ём само­лё­те при­вёз из Соеди­нён­ных Шта­тов верх­нюю поло­ви­ну ста­туи Гер­ку­ле­са.

По сло­вам Гюная, позд­нее в стра­ну были воз­вра­ще­ны Изник­ские израз­цы и сокро­ви­ща Трои. «Так­же мы доби­лись реше­ния о воз­вра­те бро­ши в фор­ме кры­ла­то­го конь­ка, укра­ден­ной из музея Уша­ка. Я наде­юсь, что ско­ро мы все сно­ва собе­рём­ся и увидим её воз­вра­ще­ние».


Дирек­тор нахо­дит моза­и­ку

Рас­ска­зы­вая о моза­и­ке с Орфе­ем, министр ска­зал, что в 1998 г. она была выве­зе­на из восточ­ной про­вин­ции Шан­лы­ур­фа и в 1999 г. Тур­ция пыта­лась вме­шать­ся в про­веде­ние аук­ци­о­на и добить­ся её воз­вра­та. Гюнай ска­зал, что дирек­тор музея Дал­ла­са обна­ру­жил подоб­ный экзем­пляр в сво­ём инвен­тар­ном реест­ре и начал его разыс­ки­вать.

Про­ку­ра­ту­ра Шан­лы­ур­фы при­ло­жи­ла огром­ные уси­лия, чтобы содей­ст­во­вать воз­вра­ще­нию арте­фак­та, кото­рый, по сло­вам Гюная, вер­нул­ся лишь слег­ка дефор­ми­ро­ван­ным, а рестав­ра­ция была про­веде­на почти без­упреч­но. Гюнай ска­зал, что эта моза­и­ка свиде­тель­ст­ву­ет о том, как пре­крас­но люди в про­шлом укра­ша­ли свои дома. Он заявил так­же, что осо­бен­ность этой работы в том, что на ней нет име­ни созда­те­ля. «Сего­дня этот арте­факт вве­ря­ет­ся Архео­ло­ги­че­ско­му музею Стам­бу­ла. Когда откро­ет­ся музей Шан­лы­ур­фы, моза­и­ка отпра­вит­ся к месту сво­ей при­над­леж­но­сти», — ска­зал он.

Гюнай сооб­щил, что за послед­ние пять лет Тур­ции было воз­вра­ще­но почти 4000 пред­ме­тов искус­ства. «Наши уси­лия уско­ри­ли этот про­цесс, так как четы­ре-пять лет назад этот пока­за­тель состав­лял око­ло тыся­чи экзем­пля­ров». В 2002—2012 гг. Тур­ция полу­чи­ла обрат­но 4113 арте­фак­тов и 3697 из них вер­ну­лись в стра­ну после 2007 г.», — ска­зал Гюнай.

Агент­ство «Рей­тер» сооб­щи­ло, что в ходе цере­мо­нии, состо­яв­шей­ся 3 декаб­ря в Дал­ла­се, сотруд­ни­ки музея воз­вра­ти­ли моза­и­ку с Орфе­ем и объ­яви­ли о созда­нии новой меж­ду­на­род­ной бир­жи сотруд­ни­че­ства по вопро­сам вре­мен­но­го пре­до­став­ле­ния арте­фак­тов и сов­мест­ной куль­тур­ной экс­пер­ти­зы. Тур­ция поста­ви­ла свою под­пись как пер­вый парт­нёр музея в Дал­лас­ской про­грам­ме музей­но­го обме­на. «Посколь­ку искус­ст­во­вед­че­ские орга­ни­за­ции в Соеди­нён­ных Шта­тах и по все­му миру зада­ют вопро­сы, свя­зан­ные с куль­тур­ным наследи­ем, я уже дав­но пола­гаю, что здесь пред­став­ля­ет­ся важ­ная воз­мож­ность для того, чтобы в этих дис­кус­си­ях по куль­тур­ным вопро­сам перей­ти от про­ти­во­бор­ства к сотруд­ни­че­ству», — ска­зал в сво­ём заяв­ле­нии Макс­велл Андер­сон, дирек­тор музея.

Моза­и­ка с Орфе­ем, кото­рая дати­ру­ет­ся 194 г. н. э., извест­на как самая ран­няя эдес­ская моза­и­ка из тех, что архео­ло­гам уда­лось дати­ро­вать к насто­я­ще­му момен­ту. Эдес­са — это элли­ни­сти­че­ское назва­ние Шан­лы­ур­фы. После того как в 1950 г. И. Б. Сегаль открыл в Шан­лы­ур­фе эту моза­и­ку, кон­тра­бан­ди­сты вывез­ли её за гра­ни­цу. Ранее в этом году турец­кий жур­нал «Aktüel Arkeoloji» начал кам­па­нию за воз­вра­ще­ние моза­и­ки с Орфе­ем в Тур­цию.

Моза­и­ка изо­бра­жа­ет мифи­че­ско­го поэта Орфея, кото­рый успо­ка­и­ва­ет диких зве­рей игрой на лире.

© 2012 г. Hürriyet Daily News.
© 2012 г. Фото: http://artdaily.com.
© 2014 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА