06.01.2014 г.
LiveScience
Римские маски предков воссозданы из воска

Вос­ко­вые моде­ли, отли­тые с лиц иссле­до­ва­те­лей, поже­лав­ших вос­со­здать рим­ские мас­ки пред­ков.
[Фото: Дрю Фул­тон]

Око­ло 2000 лет назад знат­ные рим­ские семьи наби­ва­ли свои шка­фы вос­ко­вы­ми мас­ка­ми, изо­бра­жав­ши­ми их пред­ков-муж­чин, чтобы во вре­мя погре­баль­ных про­цес­сий актё­ры мог­ли запол­нить недо­стаю­щие зве­нья гене­а­ло­ги­че­ской цепоч­ки.

Учё­ным извест­но об этом стран­ном обы­чае из антич­ных источ­ни­ков, напри­мер, от гре­че­ско­го исто­ри­ка Поли­бия, хотя ни одной такой мас­ки не сохра­ни­лось.

Одна­ко недав­но груп­па иссле­до­ва­те­лей из Кор­нелль­ско­го уни­вер­си­те­та вжи­вую изгото­ви­ла зали­воч­ные фор­мы соб­ст­вен­ных лиц, чтобы вос­со­здать эти изо­бра­же­ния пред­ков (imagines maiorum), и обна­ру­жи­ла, что вос­ко­вые мас­ки дей­ст­ви­тель­но пора­зи­тель­но похо­жи на живые лица.

Резуль­та­ты работы груп­пы были пред­став­ле­ны на еже­год­ном заседа­нии Аме­ри­кан­ско­го архео­ло­ги­че­ско­го инсти­ту­та в про­шлые выход­ные.


Таю­щие лица

«Ска­жу вам, что мне ста­ло жут­ко — про­сто жут­ко, — когда я увиде­ла, как в муль­ти­вар­ке пла­вит­ся лицо моей подру­ги», — ска­за­ла док­то­рант Кэтрин Джэррил.

Джэррил объ­яс­ни­ла агент­ству «LiveScience», что, посколь­ку запа­сы вос­ка были огра­ни­че­ны, ей при­шлось рас­пла­вить испор­чен­ную мас­ку, кото­рую она изгото­ви­ла с лица сво­ей кол­ле­ги Кэрри Фул­тон. Её глу­бин­ная реак­ция поро­ди­ла идею, что рим­ляне мог­ли питать очень силь­ную эмо­цио­наль­ную при­вя­зан­ность к этим мас­кам пред­ков, отли­вав­шим­ся ещё при жиз­ни этих людей.

«В кон­це кон­цов, воз­мож­но, в погре­баль­ных про­цес­си­ях воз­вра­ща­лись к жиз­ни мас­ки людей, кото­рых они преж­де зна­ли», — напи­са­ла Джэррил по элек­трон­ной почте.


Погре­баль­ная про­цес­сия или про­гул­ка зом­би?

Как свиде­тель­ст­ву­ют экс­пе­ри­мен­ты, воск — очень нестой­кий и неста­биль­ный мате­ри­ал. Мас­ки-маке­ты из пче­ли­но­го вос­ка, вос­со­здан­но­го по образ­цу антич­но­го, поме­ще­ны в защи­щён­ный демон­стра­ци­он­ный ящик в Кор­нел­ле. Но, по сло­вам Джэррил, уже через корот­кое вре­мя на поверх­но­сти кожи ста­ли вид­ны малень­кие ямки и дыроч­ки.

В рим­ское вре­мя мас­ки, види­мо, посто­ян­но обес­цве­чи­ва­лись и пор­ти­лись из-за огня и дыма све­чей, а так­же вслед­ст­вие пери­о­ди­че­ской демон­стра­ции в погре­баль­ных про­цес­си­ях и копи­ро­ва­ния (новые домо­хо­зяй­ства, обра­зо­вав­ши­е­ся в резуль­та­те женить­бы, нуж­да­лись в соб­ст­вен­ных набо­рах масок пред­ков).

«Их всё вре­мя пере­де­лы­ва­ли и, веро­ят­но, они нико­гда не выгляде­ли нетро­ну­ты­ми, и в кон­це кон­цов, я думаю, они боль­ше все­го были похо­жи на зом­би», — ска­за­ла агент­ству «LiveScience» Аннет­та Алек­сан­дридис, адъ­юнкт-про­фес­сор искус­ст­во­веде­ния.

Если для под­дер­жа­ния сохран­но­сти вос­ка тре­бо­ва­лось столь­ко уси­лий, поче­му был избран он, а не дру­гие мате­ри­а­лы, такие, как гипс? Иссле­до­ва­те­ли утвер­жда­ют, что, веро­ят­но, это были сво­его рода демон­стра­тив­ные рас­хо­ды, так как зна­ме­ни­тые сор­та пче­ли­но­го вос­ка из отда­лён­ных обла­стей рим­ско­го мира мог­ли быть очень доро­ги.

«Древ­ние рим­ляне осо­бен­но цени­ли раз­лич­ные сор­та вос­ка, так что воск, исполь­зо­ван­ный для изготов­ле­ния изо­бра­же­ний (imagines) мог, сре­ди про­че­го, выра­жать вли­я­ние, высо­кое обще­ст­вен­ное поло­же­ние или любовь к зем­ным бла­гам», — ска­за­ла Джэррил.

Алек­сан­дридис так­же отме­ти­ла, что воск по сво­им свой­ствам напо­ми­на­ет живое тело и в неко­то­ром смыс­ле может слу­жить его заме­ной. В древ­но­сти его исполь­зо­ва­ли, чтобы закры­вать раны, а архео­ло­гам изве­стен по край­ней мере один экзем­пляр вос­ко­во­го изо­бра­же­ния муж­ской голо­вы, кото­рое заме­ня­ло в гроб­ни­це отре­зан­ную голо­ву.


Актё­ры наде­ва­ли такие мас­ки, чтобы играть роль умер­ших чле­нов семьи в погре­баль­ных про­цес­си­ях и тем самым свя­зать воеди­но гене­а­ло­ги­че­ские цепоч­ки. [Фото: Дрю Фул­тон]

Хотя над про­ек­том работа­ли жен­щи­ны, пра­вом на изготов­ле­ние мас­ки обла­да­ли толь­ко муж­чи­ны.
[Фото: Дрю Фул­тон]

Эти мас­ки, назы­вав­ши­е­ся imagines maiorum (изо­бра­же­ния пред­ков), изготав­ли­ва­лись из пче­ли­но­го вос­ка, кото­рый, воз­мож­но, был доро­гим и ред­ким мате­ри­а­лом, если про­ис­хо­дил из осо­бых, отда­лён­ных источ­ни­ков. [Фото: Дрю Фул­тон]

Посколь­ку пче­ли­ный воск — неста­биль­ный и доволь­но мяг­кий мате­ри­ал, мас­ки пред­ков, веро­ят­но, тре­бо­ва­ли посто­ян­но­го ухо­да. [Фото: Дрю Фул­тон]

Меган Гэн­нон, Чика­го

© 2014 г. Live Science.
© 2014 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА