LiveScience |
Около 2000 лет назад знатные римские семьи набивали свои шкафы восковыми масками, изображавшими их предков-мужчин, чтобы во время погребальных процессий актёры могли заполнить недостающие звенья генеалогической цепочки.
Учёным известно об этом странном обычае из античных источников, например, от греческого историка Полибия, хотя ни одной такой маски не сохранилось.
Однако недавно группа исследователей из Корнелльского университета вживую изготовила заливочные формы собственных лиц, чтобы воссоздать эти изображения предков (imagines maiorum), и обнаружила, что восковые маски действительно поразительно похожи на живые лица.
Результаты работы группы были представлены на ежегодном заседании Американского археологического института в прошлые выходные.
«Скажу вам, что мне стало жутко — просто жутко, — когда я увидела, как в мультиварке плавится лицо моей подруги», — сказала докторант Кэтрин Джэррил.
Джэррил объяснила агентству «LiveScience», что, поскольку запасы воска были ограничены, ей пришлось расплавить испорченную маску, которую она изготовила с лица своей коллеги Кэрри Фултон. Её глубинная реакция породила идею, что римляне могли питать очень сильную эмоциональную привязанность к этим маскам предков, отливавшимся ещё при жизни этих людей.
«В конце концов, возможно, в погребальных процессиях возвращались к жизни маски людей, которых они прежде знали», — написала Джэррил по электронной почте.
Как свидетельствуют эксперименты, воск — очень нестойкий и нестабильный материал. Маски-макеты из пчелиного воска, воссозданного по образцу античного, помещены в защищённый демонстрационный ящик в Корнелле. Но, по словам Джэррил, уже через короткое время на поверхности кожи стали видны маленькие ямки и дырочки.
В римское время маски, видимо, постоянно обесцвечивались и портились из-за огня и дыма свечей, а также вследствие периодической демонстрации в погребальных процессиях и копирования (новые домохозяйства, образовавшиеся в результате женитьбы, нуждались в собственных наборах масок предков).
«Их всё время переделывали и, вероятно, они никогда не выглядели нетронутыми, и в конце концов, я думаю, они больше всего были похожи на зомби», — сказала агентству «LiveScience» Аннетта Александридис, адъюнкт-профессор искусствоведения.
Если для поддержания сохранности воска требовалось столько усилий, почему был избран он, а не другие материалы, такие, как гипс? Исследователи утверждают, что, вероятно, это были своего рода демонстративные расходы, так как знаменитые сорта пчелиного воска из отдалённых областей римского мира могли быть очень дороги.
«Древние римляне особенно ценили различные сорта воска, так что воск, использованный для изготовления изображений (imagines) мог, среди прочего, выражать влияние, высокое общественное положение или любовь к земным благам», — сказала Джэррил.
Александридис также отметила, что воск по своим свойствам напоминает живое тело и в некотором смысле может служить его заменой. В древности его использовали, чтобы закрывать раны, а археологам известен по крайней мере один экземпляр воскового изображения мужской головы, которое заменяло в гробнице отрезанную голову.