28.05.2014 г.
Inrap
В Пон-Сент-Максанс найден монументальный античный храм со скульптурами

Необык­но­вен­ный антич­ный храм воз­ник бук­валь­но из-под зем­ли в Пон-Сент-Мак­санс (Уаза). Эти рас­коп­ки на пло­ща­ди 1,6 гек­та­ра, кото­рые «Inrap» про­во­дит соглас­но государ­ст­вен­но­му пред­пи­са­нию (Регио­наль­ное управ­ле­ние по вопро­сам куль­ту­ры Пикар­дии), пред­ва­ря­ют стро­и­тель­ство тор­го­во­го цен­тра. Антич­ное про­шлое Пон-Сент-Мак­санс ещё мало изу­че­но, поэто­му откры­тие круп­но­го хра­ма середи­ны II в. н. э. сего­дня ока­за­лось неожи­дан­ным, тем более, что его заме­ча­тель­ные скульп­ту­ры не име­ют рав­ных в Рим­ской Гал­лии.



Храм

Этот храм, рас­по­ло­жен­ный внут­ри огра­ды раз­ме­ром 70 × 105 м, име­ет два малень­ких фли­ге­ля сза­ди, от кото­рых оста­лись толь­ко фун­да­мен­ты. В цен­тре рас­по­ло­же­на цел­ла, круп­ная камен­ная плат­фор­ма, на кото­рую мож­но спе­ре­ди под­нять­ся по лест­ни­це. Она пред­став­ля­ет собой серд­це хра­ма, где сто­я­ла ста­туя боже­ства. Архео­ло­ги обна­ру­жи­ли здесь мно­же­ство эле­мен­тов балю­ст­ра­ды, с укра­ше­ни­я­ми в виде букв S, рас­по­ло­жен­ных друг напро­тив дру­га, и копий, а так­же эле­мен­тов мра­мор­ной обли­цов­ки.


Мону­мен­таль­ный фасад со скульп­тур­ны­ми укра­ше­ни­я­ми

Вход в свя­ти­ли­ще был оформ­лен как мону­мен­таль­ный фасад, высотой око­ло 10 м и дли­ной 70 м — исклю­чи­тель­ные для Рим­ской Гал­лии раз­ме­ры. Этот фасад име­ет ряд арок (от 13 до 17), увен­чан­ных антаб­ле­мен­том и, что осо­бен­но необыч­но, фри­зом на атти­ке, боль­ше напо­ми­наю­щим архи­тек­тур­ный стиль три­ум­фаль­ных арок. На этом атти­ке брон­зо­вы­ми бук­ва­ми долж­но было быть начер­та­но посвя­ще­ние. Через несколь­ко деся­ти­ле­тий после посвя­ще­ния почти весь фасад обру­шил­ся — воз­мож­но, вслед­ст­вие како­го-то дефек­та на уровне фун­да­мен­та, свя­зан­но­го с харак­те­ром поч­вы и её про­седа­ни­ем, — и поро­дил хаос из мно­же­ства бло­ков и фраг­мен­тов, кото­рые иссле­ду­ют архео­ло­ги, чтобы посте­пен­но вос­ста­но­вить пер­во­на­чаль­ный вид памят­ни­ка. Укра­ше­ния, ино­гда под­чёрк­ну­тые крас­ка­ми, изоби­лу­ют скульп­тур­ны­ми фигу­ра­ми: гре­че­ские меанд­ры, вязь, живот­ные, чаши, пер­со­на­жи на осно­ва­ни­ях из акан­та…


Вене­ра, Апол­лон, Юпи­тер — необык­но­вен­ные ста­туи

На антаб­ле­мен­те наи­бо­лее при­ме­ча­тель­ное сосед­ство пред­став­ле­но на фри­зе, укра­шен­ном изо­бра­же­ни­я­ми богов гре­ко-рим­ско­го пан­тео­на: при­сев­шая Вене­ра рядом с очень выра­зи­тель­ной голо­вой ста­ру­хи. Эта скульп­ту­ра напо­ми­на­ет эпи­зод, рас­ска­зан­ный Гоме­ром (VIII кни­га «Одис­сеи»): после рома­на с Мар­сом супру­га Вул­ка­на уда­ли­лась в леса. Некая ста­ру­ха пока­за­ла место её уеди­не­ния богам, кото­рые её разыс­ки­ва­ли. В нака­за­ние Вене­ра пре­вра­ти­ла её в ска­лу. На вер­шине фаса­да одним из самых заме­ча­тель­ных эле­мен­тов явля­ет­ся укра­ше­ние из мону­мен­таль­ных голов (втрое боль­ше нату­раль­ной вели­чи­ны) со слож­ны­ми при­чёс­ка­ми; их гла­за пер­во­на­чаль­но были инкру­сти­ро­ва­ны цвет­ны­ми кам­ня­ми. Сре­ди них голо­ва Юпи­те­ра-Аммо­на с бара­ньи­ми рога­ми. Дру­гие боги и боги­ни, пока не иден­ти­фи­ци­ро­ван­ные, череду­ют­ся с сидя­щи­ми гри­фо­на­ми с рас­прав­лен­ны­ми кры­лья­ми. На мно­го­чис­лен­ных фраг­мен­тах изо­бра­же­ны атри­бу­ты богов (пав­лин Юно­ны, кол­чан и лук Диа­ны…) или лица богов (Вул­кан или Улисс, Гадес, пер­со­наж во фри­гий­ском кол­па­ке…): на всех этих лицах дра­ма­ти­че­ское выра­же­ние, напо­ми­наю­щее пафос, харак­тер­ный для элли­ни­сти­че­ской скульп­ту­ры. В мастер­ской, где были изва­я­ны эти скульп­ту­ры, при­ме­ня­лась тех­ни­ка высо­чай­ше­го уров­ня. Стиль, очень близ­кий к сти­лю хра­ма в Шам­п­льё (Уаза), как пред­став­ля­ет­ся, пре­вос­хо­дит его каче­ст­вом. Архео­ло­ги зада­ют­ся вопро­сом о про­ис­хож­де­нии это­го хра­ма, кото­ро­му наме­рен­но при­да­ли вну­ши­тель­ность и рас­по­ло­жи­ли неда­ле­ко от древ­ней доро­ги из Сан­ли в Бове. Храм постро­ен поверх галль­ских сле­дов (рвы, пер­во­на­чаль­ное стро­е­ние на дере­вян­ных стол­бах) и запе­ча­тан сло­ем, содер­жа­щим мно­же­ство мел­ких монет IV в.











© 2014 г. Inrap.
© 2014 г. Фото: Inrap, Дени Гликсман.
© 2014 г. Перевод с франц.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА