Inrap |
Необыкновенный античный храм возник буквально из-под земли в Пон-Сент-Максанс (Уаза). Эти раскопки на площади 1,6 гектара, которые «Inrap» проводит согласно государственному предписанию (Региональное управление по вопросам культуры Пикардии), предваряют строительство торгового центра. Античное прошлое Пон-Сент-Максанс ещё мало изучено, поэтому открытие крупного храма середины II в. н. э. сегодня оказалось неожиданным, тем более, что его замечательные скульптуры не имеют равных в Римской Галлии.
Этот храм, расположенный внутри ограды размером
Вход в святилище был оформлен как монументальный фасад, высотой около 10 м и длиной 70 м — исключительные для Римской Галлии размеры. Этот фасад имеет ряд арок (от 13 до 17), увенчанных антаблементом и, что особенно необычно, фризом на аттике, больше напоминающим архитектурный стиль триумфальных арок. На этом аттике бронзовыми буквами должно было быть начертано посвящение. Через несколько десятилетий после посвящения почти весь фасад обрушился — возможно, вследствие какого-то дефекта на уровне фундамента, связанного с характером почвы и её проседанием, — и породил хаос из множества блоков и фрагментов, которые исследуют археологи, чтобы постепенно восстановить первоначальный вид памятника. Украшения, иногда подчёркнутые красками, изобилуют скульптурными фигурами: греческие меандры, вязь, животные, чаши, персонажи на основаниях из аканта…
На антаблементе наиболее примечательное соседство представлено на фризе, украшенном изображениями богов греко-римского пантеона: присевшая Венера рядом с очень выразительной головой старухи. Эта скульптура напоминает эпизод, рассказанный Гомером (VIII книга «Одиссеи»): после романа с Марсом супруга Вулкана удалилась в леса. Некая старуха показала место её уединения богам, которые её разыскивали. В наказание Венера превратила её в скалу. На вершине фасада одним из самых замечательных элементов является украшение из монументальных голов (втрое больше натуральной величины) со сложными причёсками; их глаза первоначально были инкрустированы цветными камнями. Среди них голова Юпитера-Аммона с бараньими рогами. Другие боги и богини, пока не идентифицированные, чередуются с сидящими грифонами с расправленными крыльями. На многочисленных фрагментах изображены атрибуты богов (павлин Юноны, колчан и лук Дианы…) или лица богов (Вулкан или Улисс, Гадес, персонаж во фригийском колпаке…): на всех этих лицах драматическое выражение, напоминающее пафос, характерный для эллинистической скульптуры. В мастерской, где были изваяны эти скульптуры, применялась техника высочайшего уровня. Стиль, очень близкий к стилю храма в Шампльё (Уаза), как представляется, превосходит его качеством. Археологи задаются вопросом о происхождении этого храма, которому намеренно придали внушительность и расположили недалеко от древней дороги из Санли в Бове. Храм построен поверх галльских следов (рвы, первоначальное строение на деревянных столбах) и запечатан слоем, содержащим множество мелких монет IV в.