29.03.2014 г.
The Guardian / Observer
Италия намерена восстановить утраченный мавзолей Августа

Он был пер­вым рим­ским импе­ра­то­ром, осно­вал импе­ра­тор­скую дина­стию, пра­вив­шую миром, а так­же постро­ил доро­ги и вели­ко­леп­ные хра­мы, имен­но он уста­но­вил мир в обшир­ной импе­рии — чело­век столь могу­ще­ст­вен­ный, что рим­ский сенат назвал в честь него месяц. Сего­дня, в 2000-лет­нюю годов­щи­ну со дня смер­ти импе­ра­то­ра Авгу­ста, Рим гото­вит­ся почтить сво­его люби­мо­го сына и спа­сти его мав­зо­лей от потря­саю­ще­го пре­не­бре­же­ния.


Мав­зо­лей Авгу­ста исполь­зо­вал­ся как пло­щад­ка для боя быков и кон­церт­ный зал, пока его не забро­си­ли и он не раз­ру­шил­ся (Фото: WikiCommons).

Постро­ен­ный в 28 г. до н. э. круг­лый мав­зо­лей раз­ме­ром с город­ской квар­тал узнал луч­шие дни после того как его гра­би­ли, бом­би­ли и застра­и­ва­ли на про­тя­же­нии веков. Его исполь­зо­ва­ли как аре­ну для корриды и кон­церт­ный зал, затем окон­ча­тель­но забро­си­ли, а недав­но он стал при­бе­жи­щем про­сти­ту­ток и удоб­ным туа­ле­том для бро­дяг.

Тако­ва печаль­ная участь одно­го из самых вели­ко­леп­ных и свя­щен­ных рим­ских памят­ни­ков — а неко­гда он воз­вы­шал­ся на 120 футов, на его вер­шине сто­я­ла 15-футо­вая брон­зо­вая ста­туя Авгу­ста, а внут­ри хра­нил­ся прах импе­ра­то­ра, так же, как его наслед­ни­ков — Тибе­рия и Клав­дия. Сего­дня, посколь­ку тури­сты сте­ка­ют­ся на Форум и в Коли­зей, те, кто обеда­ет в пиц­це­рии через доро­гу от мав­зо­лея Авгу­ста — кото­рый пря­чет­ся за забо­ром на пло­ща­ди в несколь­ких ярдах от виа дель Кор­со — едва ли заме­ча­ют его.

Одна­ко бла­го­да­ря ново­му финан­си­ро­ва­нию в раз­ме­ре 2 мил­ли­о­нов евро (1,6 мил­ли­о­нов фун­тов стер­лин­гов) архео­ло­ги пла­ни­ру­ют очи­стить, реста­ври­ро­вать и вновь открыть это место, в то вре­мя, как 12 мил­ли­о­нов евро пла­ни­ру­ет­ся пустить на созда­ние пеше­ход­ной зоны для посе­ти­те­лей.

«Август сде­лал Рим круп­ней­шим и кра­си­вей­шим горо­дом мира, цен­тром тор­гов­ли, куль­ту­ры и раз­вле­че­ний», — ска­за­ла экс­перт по куль­ту­ре Рима, Фла­вия Бар­ка. — «Не каж­до­му горо­ду уда­ет­ся отпразд­но­вать 2000-лет­нюю годов­щи­ну».

Август, кото­ро­го счи­та­ют луч­шим рим­ским импе­ра­то­ром, победил сво­их сопер­ни­ков Анто­ния и Клео­пат­ру, а затем уста­но­вил во всей импе­рии Рим­ский мир, отстро­ил Рим, орга­ни­зо­вал пер­вые отряды поли­ции и пожар­ных и перед смер­тью ска­зал: «Я полу­чил Рим кир­пич­ным, а остав­ляю его мра­мор­ным».

Дол­гое вре­мя с мав­зо­лея Авгу­ста рас­тас­ки­ва­ли мра­мор, но три внеш­них кон­цен­три­че­ских сте­ны, самая широ­кая из кото­рых име­ет 15 футов в тол­щи­ну, а самая высо­кая — 50 футов в высоту, выдер­жа­ли испы­та­ние вре­ме­нем, а пол верх­не­го эта­жа сей­час отсут­ст­ву­ет, и внут­ри откры­ва­ет­ся уди­ви­тель­но боль­шое, откры­тое, круг­лое про­стран­ство, где оглу­шаю­щие гуд­ки и визг машин рас­т­во­ря­ют­ся в зло­ве­щей тишине.

«То, что мав­зо­лей все еще сто­ит, несмот­ря на все, что ему дове­лось пере­жить, — это неве­ро­ят­но», — ска­за­ла Эли­за­бет­та Кар­на­бу­чи, одна из архео­ло­гов, отве­чаю­щих за вос­ста­нов­ле­ние памят­ни­ка.

В 410 г. мав­зо­лей был раз­граб­лен визи­гота­ми, кото­рые раз­бро­са­ли прах импе­ра­то­ров, а в XII в. семья Колон­на пре­вра­ти­ла его в замок, кото­рый затем был раз­ру­шен артил­ле­рий­ским обстре­лом во вре­мя столк­но­ве­ния с вра­же­ским родом Орси­ни. К XVI в. мав­зо­лей пре­вра­тил­ся в пра­виль­ный сад с бога­тым двор­цом, постро­ен­ным в его сте­нах, а затем, в XVIII в. его исполь­зо­ва­ли как аре­ну для корриды и шоу фей­ер­вер­ков.

Боль­шие дыры в рим­ской клад­ке ука­зы­ва­ют на выхо­ды, добав­лен­ные, когда в 1908 г. мав­зо­лей пре­вра­ти­ли в изящ­ный кон­церт­ный зал, в кото­ром высту­пал глав­ный оркестр горо­да, с достро­ен­ной купо­ло­об­раз­ной кры­шей и про­стран­ст­вом для 3500 зри­те­лей, соби­рав­ших­ся на кон­цер­ты таких дири­же­ров, как Арту­ро Тос­ка­ни­ни.

Но в 1936 г. Бени­то Мус­со­ли­ни изгнал музы­кан­тов и вер­нул памят­ни­ку ори­ги­наль­ную рим­скую клад­ку, чтобы почтить импе­ра­то­ра, кото­ро­му он под­ра­жал, в празд­но­ва­ние 2000-лет­ней годов­щи­ны рож­де­ния Авгу­ста в 1937 г. На вер­шине стен мав­зо­лея были поса­же­ны кипа­ри­сы, так как счи­та­ли, что изна­чаль­но Август сажал там дере­вья, а на откры­том про­стран­стве в серд­це мав­зо­лея была соору­же­на низ­кая двух­этаж­ная баш­ня, чтобы отме­тить место, где когда-то хра­нил­ся прах.

«Это про­сто пре­ступ­ле­ние архео­ло­гов Мус­со­ли­ни, — смор­щив нос, заяви­ла Кар­на­бу­чи во вре­мя посе­ще­ния памят­ни­ка на про­шлой неде­ле. — Когда мы полу­чим день­ги, баш­ню сне­сут».

Но мани­пу­ля­ции Мус­со­ли­ни с исто­ри­ей ничто по срав­не­нию с судь­бой мав­зо­лея в после­во­ен­ные годы. Посколь­ку камен­ная клад­ка рас­кро­ши­лась, в 1960-х гг. внут­рен­няя ком­на­та была запер­та, а бро­дя­ги, соби­рав­ши­е­ся в близ­ле­жа­щей бес­плат­ной сто­ло­вой, обна­ру­жи­ли, что могут спо­кой­но спать за сте­на­ми.

Для того, чтобы реста­ври­ро­вать мав­зо­лей в 2000-лет­нюю годов­щи­ну со дня смер­ти Авгу­ста в 2014 г., город Рим, нуж­даю­щий­ся в день­гах, искал част­но­го инве­сто­ра, ука­зы­вая, что сапож­ник Тод пред­ло­жил свою помощь в опла­те необ­хо­ди­мой рестав­ра­ции Коли­зея. «Никто не хотел спон­си­ро­вать рестав­ра­цию мав­зо­лея, и поэто­му мы про­пу­сти­ли годов­щи­ну, — ска­зал Клав­дио Пари­си Пре­сич­че, глав­ный архео­лог Рима, — Но теперь у нас есть 2 мил­ли­о­на евро государ­ст­вен­ных средств, и мы можем при­сту­пить».

По этой при­чине откры­тие мав­зо­лея было отло­же­но до 2016 г., но город­ские вла­сти устро­и­ли крат­кий осмотр на про­шлых выход­ных, и Кар­на­бу­чи ска­за­ла, что по откли­кам ясно — рим­ляне не забы­ли сво­его пер­во­го импе­ра­то­ра. «5000 чело­век сто­я­ли в оче­реди вокруг стро­е­ния под дождем, — заме­ти­ла она. — Я была изум­ле­на, все это напо­ми­на­ло рок-кон­церт, а когда люди вошли внутрь, насту­пи­ло бла­го­го­вей­ное мол­ча­ние».

Том Кинг­стор

© 2014 г. Archaeology News Network.
© 2014 г. Перевод с англ.: Таривердиева С. Э.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА