11.12.2012 г.
The History Blog
Полностью сохранившийся оригинальный карникс

Шлем с лебедем, най­ден­ный в Тин­ти­нья­ке, II—I вв. до н. э.

В 2004 г. архео­ло­ги, рас­ка­пы­вав­шие галль­ский и гал­ло-рим­ский храм в Тин­ти­нья­ке в реги­оне Коррез на юге цен­траль­ной Фран­ции, нашли клад метал­ли­че­ских фраг­мен­тов, кото­рые были риту­аль­но уни­что­же­ны и захо­ро­не­ны в I или II в. до н. э. Подоб­ные наход­ки встре­ча­лись в Гал­лии и в дру­гих местах, но эта необыч­на сво­и­ми мас­шта­ба­ми — более 500 арте­фак­тов или фраг­мен­тов были сло­же­ны в яму пло­ща­дью ок. 0,4 м2 и глу­би­ной в 0,3 м — и содер­жа­ни­ем. Сре­ди пред­ме­тов, спе­ци­аль­но рас­плю­щен­ных моло­том и погну­тых, было ору­жие: щиты, мечи и девять шле­мов, восемь брон­зо­вых и один желез­ный. Один из брон­зо­вых шле­мов име­ет ранее не встре­чав­шу­ю­ся фор­му: лебедь, гра­ци­оз­но изо­гну­тая шея кото­ро­го обра­зу­ет впе­ре­ди рог, а затем пово­ра­чи­ва­ет обрат­но к под­шлем­ни­ку, кото­рый выпол­нен в виде пти­чье­го хво­ста.


Кар­ник­сы и шлем с лебедем из Тин­ти­нья­ка.

Такую наход­ку труд­но пре­взой­ти, но вме­сте с ней были най­де­ны остат­ки семи кар­ник­сов. Кар­никс — это вер­ти­каль­ная тру­ба, кото­рую гал­лы и дру­гие кельт­ские наро­ды Евро­пы исполь­зо­ва­ли в цере­мо­ни­аль­ных и воен­ных целях. Бла­го­да­ря их высо­те — они мог­ли дости­гать в высоту 1,8 м — звук этих труб раз­но­сил­ся над полем боя, созы­вал вой­ска и устра­шал вра­га. Уже во вре­ме­на галль­ско­го втор­же­ния в Гре­цию в кон­це III в. до н. э. они счи­та­лись сим­во­лом гал­лов. Мы зна­ем о кар­ник­сах из опи­са­ний совре­мен­ни­ков (Дио­дор Сици­лий­ский упо­ми­на­ет их «гроз­ные зву­ки, напо­ми­наю­щие гро­хот сра­же­ния» в 30-й гла­ве V кни­ги «Исто­ри­че­ской биб­лио­те­ки»), по изо­бра­же­ни­ям на моне­тах (кар­ник­сы несколь­ко раз встре­ча­ют­ся на моне­тах как сим­вол побед Цеза­ря в Галль­ской войне) и на кот­ле из Гун­дест­ру­па, обна­ру­жен­ном в тор­фя­ном боло­те в Дании в 1891 г. Фана­ты Асте­рик­са долж­ны узнать кар­никс в одном из инстру­мен­тов, кото­ры­ми бард Како­фо­никс и гал­лы и их союз­ни­ки ору­ду­ют в стыч­ках с отста­лы­ми рим­ля­на­ми.


Реверс сереб­ря­но­го дена­рия, отче­ка­нен­но­го Аль­би­ном, сыном Бру­та, кото­рый был одним из моне­та­ри­ев Цеза­ря в Гал­лии, 48 г. до н. э.

Вот пре­крас­ное видео с места наход­ки. Мож­но видеть, как архео­ло­ги мед­лен­но откры­ва­ют одну зве­ри­ную голо­ву за дру­гой и изум­лён­но вос­кли­ца­ют, обна­ру­жив боль­шой нако­неч­ник копья и пре­крас­ный шлем с лебедем, кото­рый, види­мо, был рас­ко­пан почти нетро­ну­тым. Чест­ное сло­во, я немно­го про­сле­зил­ся.



До Тин­ти­ньяк­ской наход­ки были обна­ру­же­ны остат­ки толь­ко пяти насто­я­щих кар­ник­сов. Из них луч­ше все­го сохра­нил­ся кар­никс из Деск­фор­да, най­ден­ный в Шот­лан­дии в 1816 г., и это все­го лишь голо­ва, хоть и уди­ви­тель­но слож­ная, состав­ная, сти­ли­зо­ван­ная каба­нья голо­ва с челю­стью на шар­ни­рах. Най­ти семь кар­ник­сов в одном месте, в архео­ло­ги­че­ском кон­тек­сте, с при­ме­не­ни­ем совре­мен­ных мето­дов рас­ко­пок, — это неве­ро­ят­ная уда­ча.


Целый кар­никс из Тин­ти­нья­ка.

В ходе тща­тель­но­го иссле­до­ва­ния фраг­мен­тов уда­ча ока­за­лась ещё боль­ше: 40 частей при­над­ле­жа­ли одно­му кар­ник­су, увен­чан­но­му сти­ли­зо­ван­ной каба­ньей голо­вой с мощ­ны­ми клы­ка­ми и круп­ны­ми уша­ми. Затем архео­ло­ги суме­ли сло­жить фраг­мен­ты вме­сте и впер­вые пол­но­стью вос­со­здать кар­никс. Его дли­на 180 см и отсут­ст­ву­ет толь­ко одна часть одно­го сег­мен­та тру­бы.

В тече­ние несколь­ких про­шлых лет целый кар­никс выстав­лял­ся на несколь­ких музей­ных экс­по­зи­ци­ях, часто вме­сте со шле­мом с лебедем и неко­то­ры­ми дру­ги­ми голо­ва­ми кар­ник­сов из Тин­ти­нья­ка. Сей­час и до 3 мар­та 2012 г. он нахо­дит­ся в Науч­ном пави­льоне в Мон­бе­лья­ре, на восточ­ной гра­ни­це со Швей­ца­ри­ей.

Тем вре­ме­нем архео­ло­ги, масте­ра по изготов­ле­нию музы­каль­ных инстру­мен­тов и экс­пер­ты по аку­сти­ке в этом году работа­ют над созда­ни­ем точ­ной копии кар­ник­са, чтобы иссле­до­вать, как он зву­чал и как на нём игра­ли. Копии кар­ник­сов изготав­ли­ва­ли и ранее. На самом деле они доволь­но попу­ляр­ны в рекон­струк­тор­ских кру­гах, и тром­бо­нист Джон Кен­ни давал кон­цер­ты на такой копии кар­ник­са из Деск­фор­да с нача­ла 90-х годов. Но его изгото­ви­те­ли мог­ли работать толь­ко с голо­вой, тогда как кар­никс из Тин­ти­нья­ка даёт уни­каль­ную воз­мож­ность иссле­до­вать инстру­мент почти во всю дли­ну.


Голо­ва — деталь реста­ври­ро­ван­но­го кар­ник­са из Тин­ти­нья­ка.

Груп­пу иссле­до­ва­те­лей воз­гла­вил Жоэль Жиль­бер, спе­ци­а­лист по мед­ным музы­каль­ным инстру­мен­там из аку­сти­че­ской лабо­ра­то­рии уни­вер­си­те­та Мэна в Ле-Мане. Они обна­ру­жи­ли, что ноты, кото­рые мож­но сыг­рать на кар­ник­се, зави­сят от резо­нанс­ной частоты.

Если музы­кант брал базо­вую ноту, он лег­ко мог взять осталь­ные (в основ­ном окта­вы, квин­ты и тер­ции), моду­ли­руя поток возду­ха и напря­же­ние губ.

Базо­вая нота у кар­ник­са была доволь­но низ­кой из-за его дли­ны, но иссле­до­ва­те­ли обна­ру­жи­ли, что резо­нанс­ные частоты, полу­чен­ные с помо­щью копии кар­ник­са, дале­ко не гар­мо­нич­ны. По сло­вам Жиль­бе­ра, когда он и его кол­ле­ги заду­ма­лись над этим, их неожи­дан­но осе­ни­ла идея. «Кар­никс — это не при­ми­тив­ный инстру­мент, и он сла­вил­ся сво­ей силой. Поэто­му мы ста­ли про­ра­ба­ты­вать гипо­те­зу о том, что наша копия непол­на».

[Глав­ный архео­лог Тин­ти­нья­ка Кри­стоф] Мани­ке пола­га­ет, что это очень воз­мож­но, тем более, что никто не может точ­но знать, каким обра­зом мунд­штук кре­пил­ся к тру­бе. Экс­пер­ты по аку­сти­ке про­дол­жи­ли иссле­до­ва­ния мето­дом ими­та­ции на осно­ве мате­ма­ти­че­ской моде­ли, на сей раз доба­вив к вир­ту­аль­но­му кар­ник­су ещё одну часть. Они про­ве­ри­ли два вари­ан­та дли­ны — 10 см и 20 см, что поз­во­ли­ло полу­чить более низ­кий звук и изме­ни­ло резо­нанс­ную гар­мо­нию.

Ими­та­ции пока­за­ли, что опти­маль­ная дли­на была достиг­ну­та путём добав­ле­ния 10-сан­ти­мет­ро­вой части, кото­рая может соот­вет­ст­во­вать объ­ек­ту в ката­ло­ге нахо­док из Тин­ти­нья­ка. Теперь Мани­ке пла­ни­ру­ет создать вто­рой обра­зец инстру­мен­та, вклю­чив в него допол­ни­тель­ные 10 см дли­ны. «Тогда кар­никс станет силь­нее и на нём про­ще будет играть», — ска­зал Жиль­бер, уве­рен­ный в пра­виль­но­сти сво­их рас­чё­тов.

Я не могу дождать­ся, когда же услы­шу его. А до тех пор нам при­дёт­ся доволь­ст­во­вать­ся игрой Джо­на Кен­ни на рекон­струк­ции кар­ник­са из Деск­фор­да. Пора­зи­тель­но, насколь­ко раз­но­об­раз­ные ноты он может брать. Мож­но себе пред­ста­вить, что он чер­тов­ски страш­но зву­чал на поле боя. Его звук — это нечто сред­нее меж­ду тру­бой, сире­ной и дидже­риду.


© 2012 г. The History Blog.
© 2014 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА