The History Blog |
В 2004 г. археологи, раскапывавшие галльский и галло-римский храм в Тинтиньяке в регионе Коррез на юге центральной Франции, нашли клад металлических фрагментов, которые были ритуально уничтожены и захоронены в I или II в. до н. э. Подобные находки встречались в Галлии и в других местах, но эта необычна своими масштабами — более 500 артефактов или фрагментов были сложены в яму площадью ок. 0,4 м2 и глубиной в 0,3 м — и содержанием. Среди предметов, специально расплющенных молотом и погнутых, было оружие: щиты, мечи и девять шлемов, восемь бронзовых и один железный. Один из бронзовых шлемов имеет ранее не встречавшуюся форму: лебедь, грациозно изогнутая шея которого образует впереди рог, а затем поворачивает обратно к подшлемнику, который выполнен в виде птичьего хвоста.
Такую находку трудно превзойти, но вместе с ней были найдены остатки семи карниксов. Карникс — это вертикальная труба, которую галлы и другие кельтские народы Европы использовали в церемониальных и военных целях. Благодаря их высоте — они могли достигать в высоту 1,8 м — звук этих труб разносился над полем боя, созывал войска и устрашал врага. Уже во времена галльского вторжения в Грецию в конце III в. до н. э. они считались символом галлов. Мы знаем о карниксах из описаний современников (Диодор Сицилийский упоминает их «грозные звуки, напоминающие грохот сражения» в
Вот прекрасное видео с места находки. Можно видеть, как археологи медленно открывают одну звериную голову за другой и изумлённо восклицают, обнаружив большой наконечник копья и прекрасный шлем с лебедем, который, видимо, был раскопан почти нетронутым. Честное слово, я немного прослезился.
До Тинтиньякской находки были обнаружены остатки только пяти настоящих карниксов. Из них лучше всего сохранился карникс из Дескфорда, найденный в Шотландии в 1816 г., и это всего лишь голова, хоть и удивительно сложная, составная, стилизованная кабанья голова с челюстью на шарнирах. Найти семь карниксов в одном месте, в археологическом контексте, с применением современных методов раскопок, — это невероятная удача.
В ходе тщательного исследования фрагментов удача оказалась ещё больше: 40 частей принадлежали одному карниксу, увенчанному стилизованной кабаньей головой с мощными клыками и крупными ушами. Затем археологи сумели сложить фрагменты вместе и впервые полностью воссоздать карникс. Его длина 180 см и отсутствует только одна часть одного сегмента трубы.
В течение нескольких прошлых лет целый карникс выставлялся на нескольких музейных экспозициях, часто вместе со шлемом с лебедем и некоторыми другими головами карниксов из Тинтиньяка. Сейчас и до 3 марта 2012 г. он находится в Научном павильоне в Монбельяре, на восточной границе со Швейцарией.
Тем временем археологи, мастера по изготовлению музыкальных инструментов и эксперты по акустике в этом году работают над созданием точной копии карникса, чтобы исследовать, как он звучал и как на нём играли. Копии карниксов изготавливали и ранее. На самом деле они довольно популярны в реконструкторских кругах, и тромбонист Джон Кенни давал концерты на такой копии карникса из Дескфорда с начала
Группу исследователей возглавил Жоэль Жильбер, специалист по медным музыкальным инструментам из акустической лаборатории университета Мэна в Ле-Мане. Они обнаружили, что ноты, которые можно сыграть на карниксе, зависят от резонансной частоты.
Если музыкант брал базовую ноту, он легко мог взять остальные (в основном октавы, квинты и терции), модулируя поток воздуха и напряжение губ.
Базовая нота у карникса была довольно низкой из-за его длины, но исследователи обнаружили, что резонансные частоты, полученные с помощью копии карникса, далеко не гармоничны. По словам Жильбера, когда он и его коллеги задумались над этим, их неожиданно осенила идея. «Карникс — это не примитивный инструмент, и он славился своей силой. Поэтому мы стали прорабатывать гипотезу о том, что наша копия неполна».
[Главный археолог Тинтиньяка Кристоф] Манике полагает, что это очень возможно, тем более, что никто не может точно знать, каким образом мундштук крепился к трубе. Эксперты по акустике продолжили исследования методом имитации на основе математической модели, на сей раз добавив к виртуальному карниксу ещё одну часть. Они проверили два варианта длины — 10 см и 20 см, что позволило получить более низкий звук и изменило резонансную гармонию.
Имитации показали, что оптимальная длина была достигнута путём добавления 10-сантиметровой части, которая может соответствовать объекту в каталоге находок из Тинтиньяка. Теперь Манике планирует создать второй образец инструмента, включив в него дополнительные 10 см длины. «Тогда карникс станет сильнее и на нём проще будет играть», — сказал Жильбер, уверенный в правильности своих расчётов.
Я не могу дождаться, когда же услышу его. А до тех пор нам придётся довольствоваться игрой Джона Кенни на реконструкции карникса из Дескфорда. Поразительно, насколько разнообразные ноты он может брать. Можно себе представить, что он чертовски страшно звучал на поле боя. Его звук — это нечто среднее между трубой, сиреной и диджериду.