The Telegraph |
Он был первым и, пожалуй, величайшим императором, прекрасным воином и мудрым правителем и гордился тем, что нашёл Рим кирпичным, а оставил мраморным.
Но в то время, как город готовится отметить во вторник, 19 августа 2014 года, двухтысячелетнюю годовщину со смерти Августа целым рядом мероприятий и выставок, чиновники признали, что обширные конюшни, построенные императором и недавно обнаруженные в ходе раскопок, придётся захоронить из-за нехватки финансирования.
Повторное погребение конюшен, где некогда содержались кони, состязавшиеся в скачках в Большом цирке, — это ещё один удар по юбилейным планам: ранее Рим не смог вовремя найти финансирование для реставрации мавзолея Августа, памятника размером с городской квартал, который пришёл в аварийное состояние и использовался бродягами как туалет, а сегодня разрушается за заборами в центре Рима.
Судьба памятников Августа контрастирует с его великолепным правлением в расширявшейся Римской империи, в которую за 41 год его нахождения у власти были включены земли Африки, Германии и Испании.
Август был приёмным сыном Юлия Цезаря, нанёс поражение Антонию и Клеопатре и построил дороги, охватывающие его новую империю; в его честь был назван месяц.
Сегодня отмечается две тысячи лет со дня его смерти в 14 г. н. э., и в Риме и Париже проводятся успешные выставки, а на Палатинском холме в Риме впервые открыты для посетителей отреставрированные комнаты дома Августа и изысканные фрески в столовой.
Но на обширном участке раскопок возле виллы Джулия, в сердце города, рабочие начнут закрывать остатки мраморных конюшен Августа водостойкой материей и готовить их к погребению, чтобы следующие поколения могли вновь открыть их.
Эти конюшни были найдены в 2009 г., когда фирма вела раскопки, чтобы подстроить подземную парковку, и археологическая служба Рима оценила это открытие как «чрезвычайно важное»: эти здания дают уникальную возможность взглянуть, как строились императорские конюшни, и пополнить обрывочную информацию, полученную на раскопках римских военных лагерей и из мозаик, найденных в Северной Африке.
Граффити на стенах, восхваляющие победы на скачках в Большом цирке, пролили восхитительный свет на четыре команды, которые занимали эти конюшни и служили объектом страстной преданности римских болельщиков.
В 2011 г. археологи обрадовались объявлению, что конюшни будут сохранены и открыты для посещения, однако в том же году городские власти отказались от этих планов из-за сокращения бюджета.
Федерика Галлони, сотрудница Министерства культуры, сказала, что каталогизация находок перед их захоронением — это стандартная практика в случаях, «когда нет денежных средств для проведения работ, гарантирующих их сохранность».
Эксперты считают, что после захоронения артефактам и руинам не будет грозить разрушение из-за плохих погодных условий или воровства, которым они подвергались бы, если бы остались открытыми и незащищёнными, а когда финансирование позволит, их можно будет снова раскопать.
Участь конюшен и Мавзолея Августа резко отличается от судьбы других городских памятников, которые выиграли от нового курса: многие реставрационные работы теперь оплачивает итальянская индустрия моды. Обувная фирма «Tod’s» спонсирует очистку Колизея, а «Fendi» финансирует ремонт фонтана Треви.
Чиновники сообщили, что власти Рима искали спонсора, чтобы вовремя реставрировать мавзолей Августа к годовщине 2014 г., но не нашли желающих.
Сегодня имеется только два миллиона евро из необходимых четырёх, и работы будут окончены к 2016 г.
Тем временем в нескольких шагах от Мавзолея раскопанный и реставрированный Алтарь Мира Августа (Ara Pacis) находится в гораздо лучшем состоянии, и сегодня там проходит выставка, посвящённая императору. Алтарь был найден погребённым под кинотеатром в центральном Риме и в 1937 г. фашистский диктатор Бенито Муссолини решил любой ценой раскопать его вовремя, чтобы отпраздновать две тысячи лет со дня рождения Августа.
Не останавливаясь ни перед какими расходами, специалисты углубились в раскопки, чтобы извлечь памятник, используя новейшие методы заморозки фундамента под кинотеатром, чтобы современное здание не разрушилось.
История раскопана — и захоронена
Чтобы не оставлять античные памятники открытыми и защитить их от плохой погоды и воров, их всё чаще захоранивают — по мере того, как финансирование археологических работ становится роскошью для стран, испытывающих экономические трудности, — таких, как Италия и Греция.
Крупные бани, датируемые правлением императора Тита в I в. н. э. и обнаруженные рядом с Колизеем в Риме в
В пригороде Рима специалисты борются за финансирование, чтобы спасти от захоронения великолепную гробницу Марка Нония Макрина, римского полководца II в. н. э., послужившего прообразом гладиатора, которого сыграл Рассел Кроу.
Сообщается, что в Греции была захоронена раннехристианская базилика, обнаруженная в 2010 г. при строительстве метро в Фессалониках.