30.06.2001 г.
Нетерпимость в древности.

Наполь­ная моза­и­ка II в. до н. э. Гре­че­ский храм в Тель-Доре (Изра­иль), пал жерт­вой кре­сто­во­го похо­да про­тив язы­че­ских сим­во­лов во вре­мя воз­рож­де­ния еврей­ско­го тра­ди­цио­на­лиз­ма.

Ико­но­бор­че­ство не ново и не явля­ет­ся пре­ро­га­ти­вой одно­гла­зых мулл. В насто­я­щее вре­мя архео­ло­ги спо­рят, надо ли вос­ста­нав­ли­вать ли раз­би­тую 3200-лет­нюю колос­саль­ную ста­тую Рам­се­са II, части кото­рой нахо­дят­ся в хра­ме в Лук­со­ре. Счи­та­лось, что 15-мет­ро­вая ста­туя раз­ру­ши­лась во вре­мя зем­ле­тря­се­ния в 27 г. до н. э., но теперь есть свиде­тель­ство, что она была наме­рен­но раз­ру­ше­на и опро­ки­ну­та хри­сти­ан­ски­ми мона­ха­ми в пятом веке нашей эры. «Лицо было раз­би­то, как часто посту­па­ли ран­ние хри­сти­ане, а повсе­мест­ные следы повреж­де­ний ясно ука­зы­ва­ют на то, что раз­ру­ше­ние про­ис­хо­ди­ло умыш­лен­но», — гово­рит Кри­сти­ан Леблан (Christian Leblanc) из Нацио­наль­но­го цен­тра науч­ных иссле­до­ва­ний Фран­ции.

Соглас­но Лебла­ну, про­бле­ма с воз­вра­ще­ни­ем фара­о­на на пьеде­стал заклю­ча­ет­ся в том, что «пре­бы­ва­ние ста­туи на зем­ле созда­ет исто­ри­че­ское собы­тие и свиде­тель­ст­ву­ет о раз­ру­ши­тель­ной дея­тель­но­сти хри­сти­ан».

Тем вре­ме­нем остат­ки гре­че­ско­го хра­ма в Тель-Дор в Изра­и­ле, рас­коп­ки кото­ро­го ведет груп­па из Кали­фор­ний­ско­го уни­вер­си­те­та (Берк­ли), могут ока­зать­ся пер­вым свиде­тель­ст­вом кре­сто­во­го похо­да по уни­что­же­нию сим­во­лов язы­че­ства во вре­мя воз­рож­де­ния еврей­ско­го тра­ди­цио­на­лиз­ма око­ло 100 г. до н. э. Колон­ны хра­ма, без­гла­вая ста­туя кры­ла­той Вик­то­рии, фраг­мен­ты над­стро­ек хра­ма и моза­ич­ный пол были выко­па­ны из ям, в кото­рые были сва­ле­ны в ста­ри­ну, чтобы послу­жить фун­да­мен­том дру­го­го зда­ния. «Это была часть кре­сто­во­го похо­да дина­стии Хас­мо­не­ев по уни­что­же­нию всех язы­че­ских сим­во­лов», — гово­рит архео­лог Энд­рю Стю­арт (Andrew Stewart). Храм, дати­ру­е­мый II в. до н. э., явля­ет­ся самым ран­ним из обна­ру­жен­ных в Изра­и­ле и ото­дви­га­ет свиде­тель­ство зна­чи­тель­но­го гре­че­ско­го при­сут­ст­вия в Пале­стине и при­ле­гаю­щих терри­то­ри­ях на 200 лет назад.


KRISTIN M. ROMEY

© 2001 Archaeological Institute of America
Volume 54 Number 3, May/June 2001
http://www.archaeology.org/0105/newsbriefs/intolerance.html
© 2001 Перевод с англ.: Сосновский С. И.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА