19.06.2009 г.
archart.it
Италия, Поццуоли — в ходе раскопок участка Рионе Терра обнаружены новые находки

Анте­фикс (Фото: Спе­ци­аль­ное управ­ле­ние архео­ло­ги­че­ских цен­но­стей Неа­по­ля и Пом­пей)

Три муж­ские голо­вы, две жен­ские, фраг­мен­ты, бюсты и над­пи­си. Тако­вы наход­ки, обна­ру­жен­ные в ходе рас­ко­пок, кото­рые ведёт Спе­ци­аль­ное управ­ле­ние архео­ло­ги­че­ских цен­но­стей Неа­по­ля и Пом­пей в мест­но­сти, извест­ной как Рионе Тер­ра и рас­по­ло­жен­ной в ком­муне Поц­цу­о­ли, на южном склоне хол­ма, рядом с кото­рым выри­со­вы­ва­ют­ся обще­ст­вен­ные зда­ния, веро­ят­но, тер­мы, и при­мор­ские дома.

Уча­сток, рядом с кото­рым обна­ру­же­ны эти наход­ки, нахо­дит­ся меж­ду деку­ма­ном ули­цы Вил­ла­но­ва на севе­ре, зна­чи­тель­ная часть кото­рой рас­ко­па­на, и более южным деку­ма­ном, кото­рый иссле­до­ван лишь на корот­ком отрез­ке.

Харак­тер обна­ру­жен­ных здесь важ­ных арте­фак­тов: архи­тек­тур­ные остат­ки (части кар­ни­зов, обли­цо­воч­ные и наполь­ные пли­ты, капи­те­ли, цоко­ли, колон­ны, анте­фик­сы), мра­мор­ные скульп­ту­ры (напри­мер, муж­ские и жен­ские голо­вы, как иде­а­ли­зи­ро­ван­ные, так и част­ные, порт­рет импе­ра­то­ра, кон­ные ста­туи, горе­лье­фы, скульп­тур­ные груп­пы) и фраг­мен­ты над­пи­сей, — дают экс­пер­там осно­ва­ния пола­гать, что эти наход­ки укра­ша­ли несколь­ко мону­мен­таль­ных зда­ний, откуда были затем изъ­яты.



Кро­ме порт­рет­ной голо­вы импе­ра­то­ра Тита в лав­ро­вом вен­ке, в ходе рас­ко­пок обна­ру­жи­лись ещё две муж­ские голо­вы, одна из кото­рых пред­став­ля­ет собой фраг­мент позд­не­рес­пуб­ли­кан­ско­го порт­ре­та. Най­де­ны так­же две жен­ские голо­вы: порт­рет импе­ра­три­цы кон­ца дина­стии Юли­ев-Клав­ди­ев и, веро­ят­но, ама­зон­ка, создан­ная во II в. н. э. Кро­ме того, обна­ру­же­но четы­ре бюста, сре­ди кото­рых жен­ская ста­туя в дра­пи­ров­ке и муж­ская в тоге; анте­фикс II в. н. э.; фраг­мент коня; горе­льеф с дву­мя фигу­ра­ми.

Уча­сток, где были сде­ла­ны эти наход­ки, рас­по­ло­жен на север­ном склоне деку­ма­на ули­цы Вил­ла­но­ва и пред­став­ля­ет собой квад­рат­ное в плане поме­ще­ние, кото­рое свиде­тель­ст­ву­ет о слож­ной стро­и­тель­ной исто­рии, с рядом рестав­ра­ций и пере­пла­ни­ро­вок, самые древ­ние из кото­рых вос­хо­дят к рес­пуб­ли­кан­ской эпо­хе, с после­дую­щи­ми пере­строй­ка­ми в сет­ча­той клад­ке. Удоб­ная лест­ни­ца с гли­ня­ны­ми сту­пе­ня­ми ведёт в стрель­ча­тые под­зем­ные гале­реи. Веро­ят­но, эти гале­реи на пер­вом эта­пе сво­его суще­ст­во­ва­ния исполь­зо­ва­лись для сбо­ра воды с пло­ща­ди фору­ма.



Впо­след­ст­вии гале­реи были заму­ро­ва­ны ввиду пол­ной пере­строй­ки сосед­них поме­ще­ний, и запол­не­ны груда­ми облом­ков и мно­же­ст­вом мра­мор­ных архи­тек­тур­ных и скульп­тур­ных фраг­мен­тов, погру­жён­ных в мас­су зем­ли. Харак­тер, дати­ров­ку и спо­соб соору­же­ния этой насы­пи мож­но будет про­яс­нить толь­ко после окон­ча­ния обсле­до­ва­ния. Ввиду зна­чи­тель­ных раз­ме­ров нахо­док пред­став­ля­ет­ся веро­ят­ным, что они были сбро­ше­ны вниз через све­то­вой коло­дец, откры­ваю­щий­ся в верх­ней терра­се, перед хра­мом, посвя­щён­ным Авгу­сту, где нахо­дит­ся пло­щадь с обще­ст­вен­ны­ми зда­ни­я­ми.

Мар­ти­на Кало­д­же­ро

© 2009 г. http://www.archart.it
© 2018 г. Перевод с итал.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА