31.12.2003 г.
Fondazione BNC
«Потеющие меты»: история двух открытий

Вид свер­ху на Мету эпо­хи Фла­ви­ев с сек­ци­ей авгу­стов­ской Меты.

В 2003 г. в Риме завер­ши­лись рас­коп­ки на архео­ло­ги­че­ском участ­ке фон­та­на «Поте­ю­щая Мета» (Meta Sudans) в долине Коли­зея, неда­ле­ко от Арки Кон­стан­ти­на. Рестав­ра­ция кон­струк­ций «Поте­ю­щей Меты» эпо­хи Фла­ви­ев и обу­строй­ство при­ле­гаю­щей терри­то­рии, в соот­вет­ст­вии с пред­ва­ри­тель­ным архео­ло­ги­че­ским обсле­до­ва­ни­ем, нача­лось в 2000 г., бла­го­да­ря сотруд­ни­че­ству Нацио­наль­но­го фон­да ком­му­ни­ка­ций, Рота­ри-клу­ба «РимВосток», Архео­ло­ги­че­ско­го управ­ле­ния Рима и Рим­ско­го уни­вер­си­те­та «Ла Сапи­ен­ца». В ходе работ 2001 г. на глу­бине шести мет­ров, напро­тив боль­шо­го фла­виан­ско­го фон­та­на, был обна­ру­жен ещё один фон­тан эпо­хи Авгу­ста, похо­жий, но мень­ших раз­ме­ров. Рас­коп­ки, руко­во­ди­те­лем кото­рых явля­лась про­фес­сор Кле­мен­ти­на Панел­ла из Рим­ско­го уни­вер­си­те­та «Ла Сапи­ен­ца», а поле­вым коор­ди­на­то­ром — док­тор Саби­на Дзеджо, завер­ши­лись в декаб­ре 2003 г. Эта исклю­чи­тель­ная наход­ка отча­сти изме­ни­ла про­грам­му работ. По согла­со­ва­нию с чинов­ни­ка­ми Архео­ло­ги­че­ско­го управ­ле­ния Рима, ответ­ст­вен­ны­ми за эту терри­то­рию, док­то­ром Рос­сел­лой Реей и архи­тек­то­ром Мари­ей Лети­ци­ей Кон­фор­то, про­ект рестав­ра­ции фла­виан­ско­го фон­та­на был вре­мен­но отло­жен ради пол­но­го воз­вра­ще­ния на свет более древ­не­го фон­та­на, пре­крас­но сохра­нив­ше­го­ся.

Авгу­стов­ская кон­струк­ция, состо­яв­шая из цен­траль­ной высту­паю­щей части цилин­дро-кони­че­ской фор­мы и водо­ё­ма, в очер­та­ни­ях кото­ро­го соеди­не­ны пря­мые и кри­вые линии, постра­да­ла в пожа­ре 64 г. н. э., но пред­став­ля­ет собой необы­чай­но важ­ный памят­ник, как с точ­ки зре­ния город­ской топо­гра­фии, так и с архи­тек­тур­ной и сим­во­ли­че­ской точ­ки зре­ния. Она нахо­дит­ся на доро­ге, где про­во­ди­лись офи­ци­аль­ные цере­мо­нии, в месте, где схо­ди­лись четы­ре (или пять) из четыр­на­дца­ти рай­о­нов, на кото­рые Август разде­лил город в 7 г. до н. э., и слу­жит важ­ным узло­вым пунк­том внут­рен­ней город­ской орга­ни­за­ции, учреж­дён­ной этим импе­ра­то­ром. Кро­ме того, фон­тан, види­мо, сто­ит на одном из четы­рёх углов свя­щен­но­го пери­мет­ра горо­да Рому­ла (поме­рия) и рас­по­ла­га­ет­ся напро­тив свя­ти­ли­ща, кото­рое ввиду сво­ей древ­но­сти и неиз­мен­но­го место­по­ло­же­ния может быть иден­ти­фи­ци­ро­ва­но со Ста­ры­ми кури­я­ми (Curiae veteres), стро­и­тель­ство кото­рых лите­ра­тур­ные источ­ни­ки при­пи­сы­ва­ют само­му Рому­лу. Бли­зость это­го зда­ния к отче­му дому Авгу­ста (ново­го Рому­ла) в даль­ней­шем при­да­ла это­му месту хариз­ма­ти­че­скую зна­чи­мость: этим может объ­яс­нять­ся как реше­ние Авгу­ста сде­лать его цен­траль­ным пунк­том сво­ей адми­ни­ст­ра­тив­ной рефор­мы, так и рекон­струк­ция «Поте­ю­щей Меты» при Фла­ви­ях, кото­рые, уни­что­жив новые стро­е­ния Неро­на, пред­став­ля­ли себя наслед­ни­ка­ми Авгу­ста.


Авгу­стов­ская Мета.

При­ла­гае­мые фай­лы: авгу­стов­ская Мета.


Фон­тан эпо­хи Авгу­ста име­ет пря­мо­уголь­ный бас­сейн, длин­ные сто­ро­ны кото­ро­го укра­ше­ны дву­мя экседра­ми, рас­по­ло­жен­ны­ми в цен­тре, друг про­тив дру­га, а пол покрыт сме­сью изве­сти с тол­чё­ной чере­пи­цей (cocciopesto), а пер­во­на­чаль­но был, воз­мож­но, вымо­щен мра­мор­ны­ми пли­та­ми; два наполь­ных покры­тия, одно над дру­гим, свиде­тель­ст­ву­ют об авгу­стов­ской фазе и рестав­ра­ции при Клав­дии, после пожа­ра, уни­что­жив­ше­го эту часть горо­да и сам памят­ник меж­ду 51 и 54 гг. н. э. Тра­вер­ти­но­вый бор­тик, почти пол­но­стью разо­бран­ный в Сред­ние века, состо­ял из плит высотой око­ло мет­ра, пере­ме­жав­ших­ся более высо­ки­ми стол­ба­ми с вер­ти­каль­ны­ми кана­ла­ми и брон­зо­вы­ми отвер­сти­я­ми, из кото­рых били струи фон­та­на, падав­шие в бас­сейн. От меты, раз­ме­щён­ной в цен­тре бас­сей­на, сего­дня остал­ся цилиндр из тёса­но­го свет­ло-корич­не­во­го лито­ид­но­го туфа с фун­да­мен­том и внут­рен­ним цемент­ным ядром для защи­ты гид­рав­ли­че­ской систе­мы, кото­рая состо­я­ла из боль­шой систе­мы водо­про­вод­ных труб, про­ведён­ной с севе­ра под бас­сей­ном и свя­зан­ной с вер­ти­каль­ной тру­бой, пода­вав­шей воду наверх. Неко­то­рые архи­тек­тур­ные эле­мен­ты из бело­го каррар­ско­го мра­мо­ра, най­ден­ные под зем­лёй, кото­рой фон­тан был покрыт после ново­го и более раз­ру­ши­тель­но­го пожа­ра 64 г. н. э., поз­во­ля­ют рекон­струи­ро­вать внеш­ний вид меты, кото­рая, види­мо, была обли­цо­ва­на малень­ки­ми пря­мо­уголь­ны­ми бло­ка­ми в под­ра­жа­ние клад­ке из кам­ней пра­виль­ной фор­мы (opus isodomum) и разде­ле­на на три части: цилиндр, высотой пре­вос­хо­див­ший сохра­нив­шу­ю­ся часть, был увен­чан фри­зом дорий­ско­го орде­ра с поло­сой из отдель­ных цве­тов и метоп, ими­ти­ру­ю­щих терра­ко­то­вые плит­ки, и завер­шал­ся кар­ни­зом без укра­ше­ний; выше нахо­дил­ся эле­мент мень­ше­го диа­мет­ра, боль­ше похо­жий на усе­чён­ный конус, с таким же кар­ни­зом; нако­нец, тре­тий сек­тор в раз­ре­зе был вось­ми­уголь­ным; по его гра­ням вода сте­ка­ла в бас­сейн, омы­вая поверх­но­сти. На вер­шине мож­но пред­ста­вить себе цве­ток или дру­гой деко­ра­тив­ный эле­мент. Высота фон­та­на оце­ни­ва­ет­ся при­бли­зи­тель­но в 16 м, диа­метр базы — в 3,5 м.

Про­фес­сор Кле­мен­ти­на Панел­ла


Макет Меты эпо­хи Авгу­ста.

© 2003 г. Текст, фото: Fondazione BNC
© 2004 г. Приложение «Августовская Мета».
© 2004 г. Илл. 4: Fondazione BNC
© 2018 г. Перевод с итал.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА