Fondazione BNC |
В 2003 г. в Риме завершились раскопки на археологическом участке фонтана «Потеющая Мета» (Meta Sudans) в долине Колизея, недалеко от Арки Константина. Реставрация конструкций «Потеющей Меты» эпохи Флавиев и обустройство прилегающей территории, в соответствии с предварительным археологическим обследованием, началось в 2000 г., благодаря сотрудничеству Национального фонда коммуникаций, Ротари-клуба «Рим—
Августовская конструкция, состоявшая из центральной выступающей части цилиндро-конической формы и водоёма, в очертаниях которого соединены прямые и кривые линии, пострадала в пожаре 64 г. н. э., но представляет собой необычайно важный памятник, как с точки зрения городской топографии, так и с архитектурной и символической точки зрения. Она находится на дороге, где проводились официальные церемонии, в месте, где сходились четыре (или пять) из четырнадцати районов, на которые Август разделил город в 7 г. до н. э., и служит важным узловым пунктом внутренней городской организации, учреждённой этим императором. Кроме того, фонтан, видимо, стоит на одном из четырёх углов священного периметра города Ромула (померия) и располагается напротив святилища, которое ввиду своей древности и неизменного местоположения может быть идентифицировано со Старыми куриями (Curiae veteres), строительство которых литературные источники приписывают самому Ромулу. Близость этого здания к отчему дому Августа (нового Ромула) в дальнейшем придала этому месту харизматическую значимость: этим может объясняться как решение Августа сделать его центральным пунктом своей административной реформы, так и реконструкция «Потеющей Меты» при Флавиях, которые, уничтожив новые строения Нерона, представляли себя наследниками Августа.
Фонтан эпохи Августа имеет прямоугольный бассейн, длинные стороны которого украшены двумя экседрами, расположенными в центре, друг против друга, а пол покрыт смесью извести с толчёной черепицей (cocciopesto), а первоначально был, возможно, вымощен мраморными плитами; два напольных покрытия, одно над другим, свидетельствуют об августовской фазе и реставрации при Клавдии, после пожара, уничтожившего эту часть города и сам памятник между 51 и 54 гг. н. э. Травертиновый бортик, почти полностью разобранный в Средние века, состоял из плит высотой около метра, перемежавшихся более высокими столбами с вертикальными каналами и бронзовыми отверстиями, из которых били струи фонтана, падавшие в бассейн. От меты, размещённой в центре бассейна, сегодня остался цилиндр из тёсаного светло-коричневого литоидного туфа с фундаментом и внутренним цементным ядром для защиты гидравлической системы, которая состояла из большой системы водопроводных труб, проведённой с севера под бассейном и связанной с вертикальной трубой, подававшей воду наверх. Некоторые архитектурные элементы из белого каррарского мрамора, найденные под землёй, которой фонтан был покрыт после нового и более разрушительного пожара 64 г. н. э., позволяют реконструировать внешний вид меты, которая, видимо, была облицована маленькими прямоугольными блоками в подражание кладке из камней правильной формы (opus isodomum) и разделена на три части: цилиндр, высотой превосходивший сохранившуюся часть, был увенчан фризом дорийского ордера с полосой из отдельных цветов и метоп, имитирующих терракотовые плитки, и завершался карнизом без украшений; выше находился элемент меньшего диаметра, больше похожий на усечённый конус, с таким же карнизом; наконец, третий сектор в разрезе был восьмиугольным; по его граням вода стекала в бассейн, омывая поверхности. На вершине можно представить себе цветок или другой декоративный элемент. Высота фонтана оценивается приблизительно в 16 м, диаметр базы — в 3,5 м.