20.07.2013 г.
Italy Magazine
Во время раскопок в саду на вилле Адриана обнаружены пять строений


На вил­ле Адри­а­на в Тиво­ли неда­ле­ко от Рима архео­ло­ги рас­ко­па­ли пять гран­ди­оз­ных стро­е­ний.

Рим­ский импе­ра­тор Адри­ан постро­ил эту вил­лу меж­ду 118 и 138 гг. н. э. как место для уеди­не­ния. После его смер­ти в 138 г. н. э. этот ком­плекс рас­ши­ри­ли и исполь­зо­ва­ли его наслед­ни­ки.

Соглас­но сооб­ще­нию италь­ян­ской газе­ты «Il Messaggero», архео­ло­ги обна­ру­жи­ли пять зда­ний, укра­шен­ных боль­ши­ми ста­ту­я­ми. Адри­ан пла­ни­ро­вал ком­плекс постро­ек так, чтобы создать иде­аль­ный пей­заж­ный парк. Иссле­до­ва­те­ли из уни­вер­си­те­та Сапи­ен­ца в Риме про­ве­ли рас­коп­ки на терри­то­рии, кото­рая рань­ше счи­та­лась ничем не при­ме­ча­тель­ной и в 1960-х гг. ста­ла кем­пин­гом.

Архео­ло­ги пред­ста­ви­ли свою наход­ку на меж­ду­на­род­ном кон­грес­се Цен­тра клас­си­че­ской архео­ло­гии в Мериде в Испа­нии. Адаль­бер­то Отта­ти, руко­во­ди­тель рас­ко­пок и сотруд­ник уни­вер­си­те­та Сапи­ен­ца, поде­лил­ся: «Най­ден­ное — все­го лишь вер­хуш­ка айс­бер­га, ведь об этих зда­ни­ях рань­ше никто не писал, даже иссле­до­ва­те­ли вро­де [Джо­ван­ни Бати­ста] Пира­не­зи, кото­рый изу­чал антич­ные циви­ли­за­ции».

Отта­ти ска­зал, что до этих рас­ко­пок на дан­ном участ­ке был виден толь­ко один памят­ник — так назы­вае­мый мав­зо­лей рес­пуб­ли­кан­ской эпо­хи, кото­рый име­ет круг­лую фор­му и дати­ру­ет­ся 123 г. н. э. Учи­ты­вая ито­ги рас­ко­пок, экс­пер­ты дали это­му зда­нию иное объ­яс­не­ние: теперь оно счи­та­ет­ся бесед­кой-музе­ем, всё вели­ко­ле­пие кото­ро­го нахо­дит­ся внут­ри, а не сна­ру­жи. Архео­ло­ги рас­ко­па­ли бога­тые архи­тек­тур­ные укра­ше­ния, в част­но­сти, дори­че­скую колон­на­ду, напо­ми­наю­щую о древ­не­гре­че­ской архи­тек­ту­ре. Отта­ти пред­по­ло­жил, что в зда­нии сто­я­ли ста­туи и пред­ме­ты искус­ства, а само оно исполь­зо­ва­лось как место для созер­ца­ния кра­соты.

Архео­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния свиде­тель­ст­ву­ют, что на этом участ­ке есть и дру­гие построй­ки: пря­мо­уголь­ный храм, за кото­рым сле­ду­ет ещё один круг­лый пави­льон, соеди­нён­ный с дру­гим пря­мо­уголь­ным хра­мом, а завер­ша­ет­ся всё пор­ти­ком. Отта­ти сооб­щил, что рас­по­ло­же­ние стро­е­ний даёт раз­лич­ные точ­ки обзо­ра, кото­рые обыг­ры­ва­ют вза­и­мо­связь при­ро­ды и архи­тек­ту­ры, что вос­со­зда­ёт идил­ли­че­ские элли­ни­сти­че­ские пей­за­жи, кото­рые мож­но видеть на фрес­ках из Пом­пей.

Так­же архео­ло­ги обна­ру­жи­ли сот­ни мра­мор­ных фраг­мен­тов, кото­рые были частью колос­саль­ной ста­туи. Ста­тую зано­во собра­ли и экс­пер­ты пред­по­ла­га­ют, что она мог­ла изо­бра­жать жену Адри­а­на — импе­ра­три­цу Вибию Саби­ну.

Рас­коп­ки на этом месте про­дол­жат­ся в сен­тяб­ре 2013 г.

Кэрол Кинг

© 2013 г. Italy Magazine.
© 2016 г. Перевод с англ.: Таривердиева С. Э.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА