14.08.2013 г.
International Business Times
Найден мини-колизей императора-гладиатора

Рим­ский импе­ра­тор Ком­мод, вдох­но­вив­ший созда­те­лей филь­ма «Гла­ди­а­тор», веро­ят­но, имел част­ную аре­ну, где уби­вал диких зве­рей и отра­ба­ты­вал свои бое­вые навы­ки на гла­зах сотен людей.


Потря­саю­щее откры­тие было сде­ла­но в Чен­за­но, в архео­ло­ги­че­ском ком­плек­се так назы­вае­мой вил­лы Анто­ни­нов, места, кото­рое изна­чаль­но было импе­ра­тор­ской рези­ден­ци­ей, а потом в рим­скую эпо­ху рас­ши­ри­лось на «Ager Lanuvinus», область древ­не­го Лану­вия, место рож­де­ния Мар­ка Авре­лия и Ком­мо­да. [Фото: Luciano Sciurba / Il Messaggero]

Архео­ло­ги из Государ­ст­вен­но­го уни­вер­си­те­та Монт­клер в Нью-Джер­си обна­ру­жи­ли зда­ние, похо­жее на амфи­те­атр, кото­рое, по их мне­нию, неко­гда при­над­ле­жа­ло импе­ра­то­ру, про­сла­вив­ше­му­ся сво­им гла­ди­а­тор­ским искус­ст­вом и уме­ни­ем под­ра­жать бой­цам, кото­рые сра­жа­лись перед мно­же­ст­вом зри­те­лей в древ­нем Риме.

Этот архео­ло­ги­че­ский уча­сток рас­по­ло­жен при­мер­но в 28 км от Рима по древ­ней Аппи­е­вой доро­ге, в обла­сти Чен­за­но совре­мен­ной Ита­лии.


Архео­ло­ги нашли аре­ну, когда рас­ка­пы­ва­ли тер­мы на вил­ле Анто­ни­нов. [Фото: Luciano Sciurba / Il Messaggero]

Коман­да архео­ло­гов из Нью-Джер­си рас­ка­пы­ва­ет руи­ны это­го ком­плек­са с 2010 г. Они заяв­ля­ют, что упо­ми­на­ния в древ­них текстах и высо­ко­ка­че­ст­вен­ные мра­мор­ные бюсты, обна­ру­жен­ные на этой терри­то­рии в XVIII в., ука­зы­ва­ют на то, что вил­ла была соб­ст­вен­но­стью импе­ра­тор­ской семьи Анто­ни­нов, к кото­рой при­над­ле­жа­ли Анто­нин Пий (пра­вил в 138—161 гг. н. э.), Марк Авре­лий (пра­вил в 161—180 гг. н. э.) и Ком­мод (пра­вил в 180—192 гг. н. э.).

Недав­но рас­ко­пан­ная аре­на опи­сы­ва­ет­ся как рим­ский Коли­зей в мини­а­тю­ре и была обна­ру­же­на рядом с бан­ным ком­плек­сом. Она зани­ма­ет пло­щадь более 9 тыс. кв. м и име­ет более 1300 зри­тель­ских мест, не счи­тая импе­ра­тор­ской ложи. Как сооб­ща­ет италь­ян­ская еже­днев­ная газе­та «Il Messaggero», архео­ло­ги дума­ют, что в этом амфи­те­ат­ре Ком­мод уби­вал зве­рей.


К насто­я­ще­му момен­ту архео­ло­ги рас­ко­па­ли часть дуго­об­раз­ных стен аре­ны и жел­то-крас­но-пур­пур­ное наполь­ное покры­тие, изготов­лен­ное из мра­мо­ра, добы­то­го в Ита­лии, Гре­ции и Север­ной Афри­ке. [Фото: Luciano Sciurba / Il Messaggero]

«В ходе этих иссле­до­ва­ний на свет были извле­че­ны сот­ни фраг­мен­тов замор­ско­го мра­мор­но­го пола и настен­ных укра­ше­ний, полу­че­ны образ­цы рос­кош­ных цвет­ных стек­лян­ных моза­ик, а самой сво­ей фор­мой, эллип­ти­че­ской и схо­жей с амфи­те­ат­ром, стро­е­ние, веро­ят­но, обя­за­но тому, что Ком­мод инте­ре­со­вал­ся выступ­ле­ни­я­ми на арене», — ска­за­ла одна из руко­во­ди­те­лей рас­ко­пок Дебо­ра Чатр Арья­мон­три.

Вин­то­вая лест­ни­ца, кото­рая ведет почти на три мет­ра вниз, в под­зем­ные ком­на­ты под мини-Коли­зе­ем, ука­зы­ва­ет, что у Ком­мо­да, веро­ят­но, была соб­ст­вен­ная част­ная разде­вал­ка, где он гото­вил­ся уби­вать диких зве­рей, заклю­чи­ла Арья­мон­три.


Аре­на име­ет раз­ме­ры 35 × 24 м, с ней свя­зан ауди­то­рий пло­ща­дью более 9 тыс. кв. м и имев­ший более 1300 зри­тель­ских мест. [Фото: Luciano Sciurba / Il Messaggero]

Архео­ло­ги так­же гово­рят, что аре­на мог­ла исполь­зо­вать­ся и для устрой­ства вод­ных бата­лий.

Сооб­ща­ет­ся, что Ком­мод, страст­но желав­ший быть гла­ди­а­то­ром, за всю жизнь про­вел более 735 боев, но, несмот­ря на это, был сла­бым и жесто­ким пра­ви­те­лем, посто­ян­но вар­вар­ски нака­зы­вал невин­ных людей.


Счи­та­ет­ся, что Ком­мод исполь­зо­вал аре­ну для тре­ни­ро­вок и сво­их пер­вых полу­пуб­лич­ных выступ­ле­ний в каче­стве бой­ца со зве­ря­ми и гла­ди­а­то­ра. [Фото: Luciano Sciurba / Il Messaggero]

Он при­ка­зы­вал под­дан­ным счи­тать себя вто­рым вопло­ще­ни­ем Гер­ку­ле­са, так как умел уби­вать диких зве­рей.

В филь­ме «Гла­ди­а­тор» 2000 г., кото­рый полу­чил пять «Оска­ров», Ком­мод, роль кото­ро­го испол­нил Хоакин Феникс, отка­зал­ся от импе­ра­тор­ско­го тро­на, чтобы при­нять вызов пол­ко­во­д­ца Мак­си­ма, роль кото­ро­го испол­нил Рас­сел Кроу.

Сан­скри­ти Сина (Sanskrity Sinha)

© 2013 г. The Archaeology News Network.
© 2016 г. Перевод с англ.: Таривердиева С. Э.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА