20.09.2013 г.
Hürriyet Daily News
Мозаика с Медузой снова готова околдовывать

Моза­и­ку с Меду­зой нашли в 2009 г. в древ­нем горо­де Киби­ра в южной Тур­ции. Фото: AA.

Пусть Меду­за боль­ше и не может обра­щать людей в камень, но обна­ру­жен­ную в южной Тур­ции моза­и­ку с ее изо­бра­же­ни­ем вско­ре пред­ста­вят пуб­ли­ке.

Моза­и­ку обна­ру­жи­ли в древ­нем горо­де Киби­ра, рас­по­ло­жен­ном в южной про­вин­ции Бур­дур в рай­оне Гёль­хи­сар в 2009 г., во вре­мя рас­ко­пок, кото­рые про­во­дил Уни­вер­си­тет Мех­ме­та Аки­фа. Несмот­ря на то, что моза­и­ке око­ло 1800 лет, она сохра­ни­лась при­мер­но на 95 %.

«Моза­и­ка состо­ит из тон­ких цвет­ных мра­мор­ных пли­ток. Такая тех­ни­ка назы­ва­ет­ся “Пла­стич­ной моза­и­кой” и в мире нет дру­го­го порт­ре­та Меду­зы, выпол­нен­но­го с ее помо­щью», — рас­ска­зал руко­во­ди­тель рас­ко­пок про­фес­сор Шюк­рю Озюдо­гру.

Архео­ло­ги­че­ские рас­коп­ки в Киби­ре ведут­ся с 2009 г. и в ходе них были обна­ру­же­ны раз­лич­ные пред­ме­ты и релик­вии, име­ю­щие исто­ри­че­ское зна­че­ние. Про­фес­сор Озюдо­гру гово­рит, что этот город — регио­наль­ный центр в элли­ни­сти­че­ское вре­мя — был осно­ван в 330 г. до н. э. Так­же он ука­зал, что все его построй­ки — ста­ди­он, кон­церт­ный зал, зда­ние город­ско­го сове­та, бани и театр, — уди­ви­тель­но проч­ны, что и поз­во­ли­ло им дожить до наших дней.

Он рас­ска­зал, что един­ст­вен­ным город­ским зда­ни­ем с кры­шей был рас­ко­пан­ный в древ­нем Киби­ре и вме­щав­ший 3600 чело­век Оде­он, и поэто­му в зим­ние меся­цы его мог­ли исполь­зо­вать как театр, зал судеб­ных заседа­ний и дом сове­та.

Про­фес­сор Озюдо­гру доба­вил, что дли­на моза­и­ки с Меду­зой — 11 м и поде­лил­ся, что они впер­вые откры­ва­ют её для изу­че­ния.

«По реко­мен­да­ци­ям экс­пер­тов-рестав­ра­то­ров, мы покры­ли наруж­ную поверх­ность моза­и­ки пятью раз­ны­ми сло­я­ми. В этом году мы откры­ли ее, так что ее мож­но иссле­до­вать, а рестав­ра­то­ры могут про­во­дить тех­ни­че­ские работы».

Он ска­зал, что рестав­ра­то­ры пред­ста­ви­ли ему отчет о рестав­ра­ции и сохра­не­нии моза­и­ки. «В сле­дую­щем году мы вос­ста­но­вим Меду­зу. После рестав­ра­ции моза­и­ку покро­ют стек­лом и откро­ют для пуб­ли­ки».

Про­фес­сор Озюдо­гру поде­лил­ся, что во вре­мя рас­ко­пок в 2011 г. они нашли под Одео­ном дру­гую моза­и­ку, кото­рая состо­ит из пане­лей с пят­на­дца­тью раз­лич­ны­ми гео­мет­ри­че­ски­ми узо­ра­ми бело­го и серо­го цве­тов.

Он доба­вил, что Оде­он в Киби­ре был похож на Оде­он Геро­да Атти­ка в Афи­нах и доба­вил, что най­ден­ные там руи­ны так­же пред­став­ля­ют боль­шую цен­ность для миро­вой архео­ло­гии.


Меду­за в гре­че­ской мифо­ло­гии


В гре­че­ской мифо­ло­гии Меду­за была чудо­ви­щем и обыч­но ее опи­сы­ва­ли как жен­щи­ну с отвра­ти­тель­ным лицом и живы­ми ядо­ви­ты­ми зме­я­ми вме­сто волос. Пря­мой взгляд на нее обра­щал смот­рев­ше­го в камень. В боль­шин­стве источ­ни­ков она опи­са­на как дочь Фор­ка и Кето. Меду­зу убил герой Пер­сей, кото­рый затем исполь­зо­вал ее голо­ву как ору­жие, а затем отдал богине Афине, чтобы она поме­сти­ла ее на свой щит. В клас­си­че­ской древ­но­сти голо­ву Меду­зы изо­бра­жа­ли на пред­ме­тах, отвра­щав­ших зло, и такие изо­бра­же­ния назы­ва­лись «Гор­го­ней­о­на­ми».

© 2013 г. Hürriyet Daily News.
© 2009 г. Фото: Wikimedia Commons.
© 2017 г. Перевод с англ.: Таривердиева С. Э.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА