16.10.2014 г.
The History Blog
На амфипольской мозаике изображено похищение Персефоны

Моза­и­ка из амфи­поль­ской гроб­ни­цы, изо­бра­жаю­щая похи­ще­ние Пер­се­фо­ны.

Очи­ще­на восточ­ная часть моза­и­ки вто­рой ком­на­ты гроб­ни­цы IV в. до н. э. в Амфи­по­ле, и на ней обна­ру­жи­лась фигу­ра муж­чи­ны в крас­ном пла­ще и лав­ро­вом вен­ке, а за ним — моло­дая жен­щи­на в белой туни­ке, опо­я­сан­ная под гру­дью крас­ной лен­той. Она огляды­ва­ет­ся назад, её рыжие воло­сы раз­ве­ва­ют­ся, левая рука под­ня­та, ладонь рас­кры­та, слов­но во взма­хе. На ней пре­крас­ные укра­ше­ния — брас­лет на левом запястье и крас­ные бусы на шее. Крас­ный плащ колес­ни­че­го и недав­но рас­ко­пан­ная фигу­ра иден­ти­фи­ци­ру­ют эту сце­ну как похи­ще­ние Пер­се­фо­ны Гаде­сом.

Фигу­ра в лав­ро­вом вен­ке — это бог под­зем­но­го мира, а не душа чело­ве­ка, похо­ро­нен­но­го в гроб­ни­це, как утвер­жда­лось вна­ча­ле, преж­де, чем была очи­ще­на вся моза­и­ка. Гер­мес в роли Пси­хо­пом­па (про­вод­ни­ка душ) ведёт колес­ни­цу — так он тра­ди­ци­он­но изо­бра­жа­ет­ся в дру­гих худо­же­ст­вен­ных обра­бот­ках мифа о Пер­се­фоне. Харак­тер­на и поза Пер­се­фо­ны, кото­рая, под­няв руку, горест­но огляды­ва­ет­ся назад: см., напри­мер, кра­тер Пер­се­фо­ны в Бер­лин­ском музее древ­но­стей, апу­лий­ский крас­но­фи­гур­ный кра­тер с волю­та­ми, изготов­лен­ный в 340 г. до н. э., через несколь­ко деся­ти­ле­тий после пред­по­ла­гае­мой даты стро­и­тель­ства гроб­ни­цы. В македон­ской гроб­ни­це впер­вые най­де­на наполь­ная моза­и­ка с фигу­ра­ми.


Кра­тер Пер­се­фо­ны, око­ло 340 г. до н. э.

Сце­на, в кото­рой участ­ву­ют Гер­мес, бегу­щий перед колес­ни­цей, и рыже­во­ло­сый Гадес, уво­зя­щий такую же рыжую Пер­се­фо­ну, кото­рая поза­ди него молит о помо­щи, изо­бра­же­на так­же в гроб­ни­це македон­ско­го царя Филип­па II в Эгах (Вер­ги­на). Это фрес­ка, а не моза­и­ка, очень ред­кий экзем­пляр гре­че­ской настен­ной рос­пи­си. Архео­ло­ги пред­по­ла­га­ют, что повто­ре­ние этой темы не слу­чай­но: она может быть наме­рен­ным ука­за­ни­ем на укра­ше­ние гроб­ни­цы Филип­па.


Настен­ная рос­пись с Пер­се­фо­ной в гроб­ни­це македон­ско­го царя Филип­па II в Эгах.

Гене­раль­ный сек­ре­тарь Мини­стер­ства куль­ту­ры Лина Мен­до­ни опи­сы­ва­ет их воз­мож­ную вза­и­мо­связь на пресс-кон­фе­рен­ции по пово­ду наход­ки:

«Эти сце­ны свя­за­ны с куль­та­ми под­зем­но­го мира, с орфи­че­ским куль­том — соше­ст­вие в Гадес, — и дио­ни­сий­ски­ми риту­а­ла­ми. Гла­ва македон­ско­го цар­ско­го дома был вер­хов­ным жре­цом этих куль­тов. Напом­ню о недав­нем иссле­до­ва­нии остат­ков мас­ки, най­ден­ной сре­ди остан­ков Филип­па, кото­рое про­вёл Нацио­наль­ный центр науч­ных иссле­до­ва­ний “Демо­крит”. По мне­нию экс­пер­тов, эту мас­ку Филипп носил во вре­мя орфи­че­ских риту­а­лов. Поэто­му в нашем слу­чае сце­на име­ет сим­во­ли­че­ское зна­че­ние и может ука­зы­вать на род­ство чело­ве­ка, похо­ро­нен­но­го в гроб­ни­це, с македон­ским цар­ским домом. Поли­ти­че­ский сим­во­лизм во все века очень силён».


Деталь с Пер­се­фо­ной.

Неза­ви­си­мо от того, состо­ял ли погре­бён­ный в род­стве с македон­ски­ми пра­ви­те­ля­ми, это был очень бога­тый и вли­я­тель­ный чело­век. Это ясно дали понять сфинк­сы при вхо­де, затем под­твер­ди­ли кари­а­ти­ды и неве­ро­ят­но ярко под­черк­ну­ла моза­и­ка исклю­чи­тель­но­го каче­ства.

Моза­и­ка покры­ва­ет весь пол ком­на­ты и име­ет раз­ме­ры 4,5 × 3 м. Чтобы сохра­нить это про­из­веде­ние в пери­од рас­ко­пок, рабо­чие поло­жи­ли на неё слой сти­ро­ло­во­го пено­пла­ста. На 40 см выше защит­ных сло­ёв будет постро­ен вре­мен­ный настил, чтобы архео­ло­ги мог­ли начать дол­гий про­цесс дебло­ки­ро­ва­ния две­ри в третью ком­на­ту воз­ле север­но­го края моза­и­ки.

Трёх­мер­ное изо­бра­же­ние рас­ко­пан­ной части гроб­ни­цы с Greek Toys:


© 2014 г. The History Blog.
© 2015 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА