The History Blog |
Очищена восточная часть мозаики второй комнаты гробницы IV в. до н. э. в Амфиполе, и на ней обнаружилась фигура мужчины в красном плаще и лавровом венке, а за ним — молодая женщина в белой тунике, опоясанная под грудью красной лентой. Она оглядывается назад, её рыжие волосы развеваются, левая рука поднята, ладонь раскрыта, словно во взмахе. На ней прекрасные украшения — браслет на левом запястье и красные бусы на шее. Красный плащ колесничего и недавно раскопанная фигура идентифицируют эту сцену как похищение Персефоны Гадесом.
Фигура в лавровом венке — это бог подземного мира, а не душа человека, похороненного в гробнице, как утверждалось вначале, прежде, чем была очищена вся мозаика. Гермес в роли Психопомпа (проводника душ) ведёт колесницу — так он традиционно изображается в других художественных обработках мифа о Персефоне. Характерна и поза Персефоны, которая, подняв руку, горестно оглядывается назад: см., например, кратер Персефоны в Берлинском музее древностей, апулийский краснофигурный кратер с волютами, изготовленный в 340 г. до н. э., через несколько десятилетий после предполагаемой даты строительства гробницы. В македонской гробнице впервые найдена напольная мозаика с фигурами.
Сцена, в которой участвуют Гермес, бегущий перед колесницей, и рыжеволосый Гадес, увозящий такую же рыжую Персефону, которая позади него молит о помощи, изображена также в гробнице македонского царя Филиппа II в Эгах (Вергина). Это фреска, а не мозаика, очень редкий экземпляр греческой настенной росписи. Археологи предполагают, что повторение этой темы не случайно: она может быть намеренным указанием на украшение гробницы Филиппа.
Генеральный секретарь Министерства культуры Лина Мендони описывает их возможную взаимосвязь на пресс-конференции по поводу находки:
«Эти сцены связаны с культами подземного мира, с орфическим культом — сошествие в Гадес, — и дионисийскими ритуалами. Глава македонского царского дома был верховным жрецом этих культов. Напомню о недавнем исследовании остатков маски, найденной среди останков Филиппа, которое провёл Национальный центр научных исследований “Демокрит”. По мнению экспертов, эту маску Филипп носил во время орфических ритуалов. Поэтому в нашем случае сцена имеет символическое значение и может указывать на родство человека, похороненного в гробнице, с македонским царским домом. Политический символизм во все века очень силён».
Независимо от того, состоял ли погребённый в родстве с македонскими правителями, это был очень богатый и влиятельный человек. Это ясно дали понять сфинксы при входе, затем подтвердили кариатиды и невероятно ярко подчеркнула мозаика исключительного качества.
Мозаика покрывает весь пол комнаты и имеет размеры
Трёхмерное изображение раскопанной части гробницы с Greek Toys: