The History Blog |
В ходе раскопок третьей комнаты кургана Каста в Амфиполе найдена известняковая погребальная камера с человеческими останками на глубине 1,6 м под сохранившимся каменным напольным покрытием. Могила имеет 3,23 м в длину, 1,56 м в ширину и 1 м в высоту, но колонны, найденные при раскопках могилы, указывают на то, что первоначально высота стен была по меньшей мере 1,8 м. Две известняковые плиты, некогда закрывавшие могилу, отсутствуют, и кости обнаружены как внутри могилы, так и за её пределами; это свидетельствует о том, что в древности в гробницу проникли грабители.
После удаления земли, заполнявшей могилу, археологи нашли внутри маленький уступ, проходящий по низу вокруг всего периметра. Первоначально на этот уступ поставили деревянный гроб. Он уже давно сгнил, но найдены железные и медные гвозди от гроба, разбросанные повсюду, а также убранства из слоновой кости и стекла, некогда украшавшие его.
Кости извлечены и будут исследованы в лаборатории. Есть надежда, что они дадут нам какие-то указания на личность погребённого. Кажется, это будет нелёгким делом. Даже определение пола по разъединённым фрагментам костей — это задача, которая вполне может оказаться неразрешимой.
Неизменно прекрасная Дороти Кинг (PhDiva) утверждает, что если останки окажутся мужскими, то гробница, вероятнее всего, принадлежит Гефестиону, ближайшему другу детства Александра Великого, которого почитали как божественного героя после его безвременной смерти от лихорадки в 324 г. до н. э. Александр был потрясён смертью Гефестиона: он уподоблял свои отношения с ним дружбе Ахилла и Патрокла, героев Троянской войны, и в своём трауре открыто подражал Ахиллу.
Вот как Плутарх описывает реакцию Александра на смерть Гефестиона в «Параллельных жизнеописаниях»:
«Горе Александра не знало границ, он приказал в знак траура остричь гривы у коней и мулов, снял зубцы с крепостных стен близлежащих городов, распял на кресте несчастного врача, на долгое время запретил в лагере играть на флейте и вообще не мог слышать звуков музыки, пока от Аммона не пришло повеление оказывать Гефестиону почести и приносить ему жертвы как герою. Утешением в скорби для Александра была война, которую он превратил в охоту на людей: покорив племя коссеев, он перебил всех способных носить оружие. И это называли заупокойною жертвой в честь Гефестиона. На похороны, сооружение могильного кургана и на убранство, потребное для исполнения всех обрядов, Александр решил потратить десять тысяч талантов, но он хотел, чтобы совершенство исполнения превзошло денежные затраты. Более чем всеми другими мастерами, Александр дорожил Стасикратом, замыслы которого отличались великолепием, дерзостью, блеском и новизной. Незадолго до того Стасикрат обратился к царю и сказал, что Афону во Фракии скорее, чем какой-либо другой горе, можно придать вид человеческой фигуры и что, по приказанию Александра, он готов превратить Афон в самую незыблемую и самую величественную статую царя, левой рукой охватывающую многолюдный город, а правой — изливающую в море многоводный поток. Царь отверг тогда это предложение, но теперь он только тем и занимался, что вместе с мастерами придумывал еще более нелепые и разорительные затеи».
Голова Александра Великого из скульптурной группы. 320 г. до н. э. Лос-Анджелес (США), Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти Малибу. |
Голова Гефестиона из скульптурной группы. Около 320 г. до н. э. Лос-Анджелес (США), Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти Малибу. |
Таким образом, согласно Плутарху, Александр не захотел превращать всю гору Афон в свой памятник, наподобие единоличной горы Рашмор (до изобретения динамита), но собирался устроить для своего любимого товарища ещё более изысканную гробницу, достойную божественного героя. Возможно, смерть Александра в 323 г. до н. э. помешала осуществлению самых безумных из этих грандиозных планов, или, быть может, античные источники их преувеличили, как часто случается, но если крупнейшая из найденных в Греции гробниц построена для Гефестиона, то это вполне соответствует его значимости для Александра и воздававшимся ему посмертным почестям.
Министерство культуры Греции сообщает, что курган Каста должен был иметь общественное религиозное назначение, как гробница божественного героя. Для её сооружения было использовано рекордно большое количество мрамора, когда-либо собранное в одном месте в Македонии, а разнообразие и аккуратность декоративной и архитектурной техники — сфинксы, раскрашенные архитравы, мозаика из камешков при входе, плиточная мозаика с Парсефоной, кариатиды, лев, некогда венчавший гробницу, — делают её исключительно сложным проектом. Её размеры и масштабы столь огромны, что ни один частный человек не мог бы собрать средства для её строительства. Группа археологов собирается исследовать около 430 мраморных элементов из гробницы, которые римляне сняли во II в. н. э. и использовали для укрепления берегов реки Стримон. Возможно, найдутся фрагменты изнутри гробницы, например, части могилы, которые прольют на неё новый свет.