12.11.2014 г.
The History Blog
В амфипольской гробнице найдены человеческие останки

Извест­ня­ко­вая погре­баль­ная каме­ра, най­ден­ная в амфи­поль­ской гроб­ни­це.

В ходе рас­ко­пок третьей ком­на­ты кур­га­на Каста в Амфи­по­ле най­де­на извест­ня­ко­вая погре­баль­ная каме­ра с чело­ве­че­ски­ми остан­ка­ми на глу­бине 1,6 м под сохра­нив­шим­ся камен­ным наполь­ным покры­ти­ем. Моги­ла име­ет 3,23 м в дли­ну, 1,56 м в шири­ну и 1 м в высоту, но колон­ны, най­ден­ные при рас­коп­ках моги­лы, ука­зы­ва­ют на то, что пер­во­на­чаль­но высота стен была по мень­шей мере 1,8 м. Две извест­ня­ко­вые пли­ты, неко­гда закры­вав­шие моги­лу, отсут­ст­ву­ют, и кости обна­ру­же­ны как внут­ри моги­лы, так и за её пре­де­ла­ми; это свиде­тель­ст­ву­ет о том, что в древ­но­сти в гроб­ни­цу про­ник­ли гра­би­те­ли.


Деко­ра­тив­ные эле­мен­ты из сло­но­вой кости и стек­ла от сгнив­ше­го дере­вян­но­го гро­ба.

После уда­ле­ния зем­ли, запол­няв­шей моги­лу, архео­ло­ги нашли внут­ри малень­кий уступ, про­хо­дя­щий по низу вокруг все­го пери­мет­ра. Пер­во­на­чаль­но на этот уступ поста­ви­ли дере­вян­ный гроб. Он уже дав­но сгнил, но най­де­ны желез­ные и мед­ные гвозди от гро­ба, раз­бро­сан­ные повсюду, а так­же убран­ства из сло­но­вой кости и стек­ла, неко­гда укра­шав­шие его.


При рас­коп­ках моги­лы были най­де­ны чело­ве­че­ские остан­ки.

Кости извле­че­ны и будут иссле­до­ва­ны в лабо­ра­то­рии. Есть надеж­да, что они дадут нам какие-то ука­за­ния на лич­ность погре­бён­но­го. Кажет­ся, это будет нелёг­ким делом. Даже опре­де­ле­ние пола по разъ­еди­нён­ным фраг­мен­там костей — это зада­ча, кото­рая вполне может ока­зать­ся нераз­ре­ши­мой.


Схе­ма моги­лы, состав­лен­ная глав­ным архи­тек­то­ром Миха­ли­сом Лефан­ци­сом.

Неиз­мен­но пре­крас­ная Доро­ти Кинг (PhDiva) утвер­жда­ет, что если остан­ки ока­жут­ся муж­ски­ми, то гроб­ни­ца, веро­ят­нее все­го, при­над­ле­жит Гефе­сти­о­ну, бли­жай­ше­му дру­гу дет­ства Алек­сандра Вели­ко­го, кото­ро­го почи­та­ли как боже­ст­вен­но­го героя после его безвре­мен­ной смер­ти от лихо­рад­ки в 324 г. до н. э. Алек­сандр был потря­сён смер­тью Гефе­сти­о­на: он упо­доб­лял свои отно­ше­ния с ним друж­бе Ахил­ла и Патрок­ла, геро­ев Тро­ян­ской вой­ны, и в сво­ём тра­у­ре откры­то под­ра­жал Ахил­лу.

Вот как Плу­тарх опи­сы­ва­ет реак­цию Алек­сандра на смерть Гефе­сти­о­на в «Парал­лель­ных жиз­не­опи­са­ни­ях»:

«Горе Алек­сандра не зна­ло гра­ниц, он при­ка­зал в знак тра­у­ра остричь гри­вы у коней и мулов, снял зуб­цы с кре­пост­ных стен близ­ле­жа­щих горо­дов, рас­пял на кре­сте несчаст­но­го вра­ча, на дол­гое вре­мя запре­тил в лаге­ре играть на флей­те и вооб­ще не мог слы­шать зву­ков музы­ки, пока от Аммо­на не при­шло пове­ле­ние ока­зы­вать Гефе­сти­о­ну поче­сти и при­но­сить ему жерт­вы как герою. Уте­ше­ни­ем в скор­би для Алек­сандра была вой­на, кото­рую он пре­вра­тил в охоту на людей: поко­рив пле­мя кос­се­ев, он пере­бил всех спо­соб­ных носить ору­жие. И это назы­ва­ли заупо­кой­ною жерт­вой в честь Гефе­сти­о­на. На похо­ро­ны, соору­же­ние могиль­но­го кур­га­на и на убран­ство, потреб­ное для испол­не­ния всех обрядов, Алек­сандр решил потра­тить десять тысяч талан­тов, но он хотел, чтобы совер­шен­ство испол­не­ния пре­взо­шло денеж­ные затра­ты. Более чем все­ми дру­ги­ми масте­ра­ми, Алек­сандр доро­жил Ста­си­кра­том, замыс­лы кото­ро­го отли­ча­лись вели­ко­ле­пи­ем, дер­зо­стью, блес­ком и новиз­ной. Неза­дол­го до того Ста­си­крат обра­тил­ся к царю и ска­зал, что Афо­ну во Фра­кии ско­рее, чем какой-либо дру­гой горе, мож­но при­дать вид чело­ве­че­ской фигу­ры и что, по при­ка­за­нию Алек­сандра, он готов пре­вра­тить Афон в самую незыб­ле­мую и самую вели­че­ст­вен­ную ста­тую царя, левой рукой охва­ты­ваю­щую мно­го­люд­ный город, а пра­вой — изли­ваю­щую в море мно­го­вод­ный поток. Царь отверг тогда это пред­ло­же­ние, но теперь он толь­ко тем и зани­мал­ся, что вме­сте с масте­ра­ми при­ду­мы­вал еще более неле­пые и разо­ри­тель­ные затеи».


Голо­ва Алек­сандра Вели­ко­го из скульп­тур­ной груп­пы. 320 г. до н. э.
Лос-Андже­лес (США), Музей Джо­на Пола Гет­ти, Вил­ла Гет­ти Мали­бу.
Голо­ва Гефе­сти­о­на из скульп­тур­ной груп­пы. Око­ло 320 г. до н. э.
Лос-Андже­лес (США), Музей Джо­на Пола Гет­ти, Вил­ла Гет­ти Мали­бу.

Таким обра­зом, соглас­но Плу­тар­ху, Алек­сандр не захо­тел пре­вра­щать всю гору Афон в свой памят­ник, напо­до­бие еди­но­лич­ной горы Раш­мор (до изо­бре­те­ния дина­ми­та), но соби­рал­ся устро­ить для сво­его люби­мо­го това­ри­ща ещё более изыс­кан­ную гроб­ни­цу, достой­ную боже­ст­вен­но­го героя. Воз­мож­но, смерть Алек­сандра в 323 г. до н. э. поме­ша­ла осу­щест­вле­нию самых безум­ных из этих гран­ди­оз­ных пла­нов, или, быть может, антич­ные источ­ни­ки их пре­уве­ли­чи­ли, как часто слу­ча­ет­ся, но если круп­ней­шая из най­ден­ных в Гре­ции гроб­ниц постро­е­на для Гефе­сти­о­на, то это вполне соот­вет­ст­ву­ет его зна­чи­мо­сти для Алек­сандра и возда­вав­шим­ся ему посмерт­ным поче­стям.


Бло­ки из гроб­ни­цы на бере­гах Стри­мо­на.

Мини­стер­ство куль­ту­ры Гре­ции сооб­ща­ет, что кур­ган Каста дол­жен был иметь обще­ст­вен­ное рели­ги­оз­ное назна­че­ние, как гроб­ни­ца боже­ст­вен­но­го героя. Для её соору­же­ния было исполь­зо­ва­но рекорд­но боль­шое коли­че­ство мра­мо­ра, когда-либо собран­ное в одном месте в Македо­нии, а раз­но­об­ра­зие и акку­рат­ность деко­ра­тив­ной и архи­тек­тур­ной тех­ни­ки — сфинк­сы, рас­кра­шен­ные архит­ра­вы, моза­и­ка из камеш­ков при вхо­де, пли­точ­ная моза­и­ка с Пар­се­фо­ной, кари­а­ти­ды, лев, неко­гда вен­чав­ший гроб­ни­цу, — дела­ют её исклю­чи­тель­но слож­ным про­ек­том. Её раз­ме­ры и мас­шта­бы столь огром­ны, что ни один част­ный чело­век не мог бы собрать сред­ства для её стро­и­тель­ства. Груп­па архео­ло­гов соби­ра­ет­ся иссле­до­вать око­ло 430 мра­мор­ных эле­мен­тов из гроб­ни­цы, кото­рые рим­ляне сня­ли во II в. н. э. и исполь­зо­ва­ли для укреп­ле­ния бере­гов реки Стри­мон. Воз­мож­но, най­дут­ся фраг­мен­ты изнут­ри гроб­ни­цы, напри­мер, части моги­лы, кото­рые про­льют на неё новый свет.

© 2014 г. The History Blog.
© 2015 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА