22.10.2002 г.
Новое доказательство жизни Христа?

Наход­ка может стать самым ран­ним архео­ло­ги­че­ским ука­за­ни­ем на суще­ст­во­ва­ние Хри­ста.

В Изра­и­ле обна­ру­жен древ­ний склеп, кото­рый может стать самым ран­ним свиде­тель­ст­вом суще­ст­во­ва­ния Иису­са Хри­ста.

На погре­баль­ном вме­сти­ли­ще для мощей, сде­лан­ном из извест­ня­ка, высе­че­на над­пись на ара­мей­ском: «Иаков, сын Иоси­фа, брат Иису­са».

Как отме­ча­ет фран­цуз­ский гра­фо­лог Андре Лемер, стиль пись­ма, а так­же тот факт, что подоб­ные погре­бе­ния прак­ти­ко­ва­лись исклю­чи­тель­но у евре­ев в пери­од с 20 года до нашей эры по 70-й год нашей эры, ука­зы­ва­ет на то, что наход­ка отно­сит­ся как раз ко вре­ме­ни Иису­са и Иако­ва.

В сво­ей ста­тье в аме­ри­кан­ском «Бай­б­ли­кал аркео­ло­д­жи ревью» Лемер утвер­жда­ет, что над­пись может слу­жить под­лин­ным дока­за­тель­ст­вом суще­ст­во­ва­ния Хри­ста.

Над­пись содер­жит упо­ми­на­ние Иису­са Хри­ста.

Спе­ци­а­ли­сты не сомне­ва­ют­ся в реаль­но­сти Иису­са, одна­ко прак­ти­че­ски все упо­ми­на­ния о нем взя­ты из Ново­го Заве­та.

Дру­гих более-менее досто­вер­ных ука­за­ний на реаль­ность Иису­са с пер­во­го века нашей эры най­де­но не было.

Все три име­ни, высе­чен­ные на гроб­ни­це, были доволь­но рас­про­стра­не­ны в Иеру­са­ли­ме в ту эпо­ху.

Тем не менее, Лемер пола­га­ет, что тогда мож­но было встре­тить лишь око­ло 20 Иако­вов, чьи отцы носи­ли имя Иосиф, а бра­тья зва­лись Иису­са­ми.

Более того, то, что рядом с име­нем усоп­ше­го выби­то имя его бра­та, само по себе необыч­но. Как пра­ви­ло, в погре­баль­ных обрядах это не прак­ти­ко­ва­лось.

Так что мож­но пред­по­ло­жить, что упо­мя­ну­тый брат был хоро­шо изве­стен — а уж к Иису­су Хри­сту это опре­де­ле­ние, без­услов­но, под­хо­дит.

Впро­чем, дру­гих сведе­ний из наход­ки почерп­нуть не уда­лось. Уче­ные обсле­до­ва­ли поверх­ность гроб­ни­цы под мик­ро­ско­пом и смог­ли лишь под­твер­дить, что извест­няк дей­ст­ви­тель­но был взят из окрест­но­стей Иеру­са­ли­ма.

Все это, прав­да, не поз­во­ля­ет утвер­ждать со всей опре­де­лен­но­стью, что Иисус, чье имя зна­чит­ся на камне, и есть Иисус из Наза­ре­та.


Свиде­тель­ство исто­ри­ка


Тем не менее, Андре Лемер при­во­дит в свою защи­ту цита­ту из Иоси­фа Фла­вия, еврей­ско­го лето­пис­ца пер­во­го века нашей эры. По его мне­нию, эти сло­ва помо­га­ют с боль­шей точ­но­стью уста­но­вить дату погре­бе­ния.

В труде исто­ри­ка есть упо­ми­на­ние о том, что в 62 году нашей эры был забит кам­ня­ми «Иаков, брат Иису­са, кото­ро­го назы­ва­ли Хри­стом». По сло­вам Фла­вия, его сочли еврей­ским ере­ти­ком.

Если усоп­ший и есть тот самый ере­тик, то тогда его долж­ны были похо­ро­нить на сле­дую­щий год, т. е. в 63 году — через 30 лет после рас­пя­тия.

Вла­де­лец гроб­ни­цы, неиз­вест­ный част­ный кол­лек­ци­о­нер из Иеру­са­ли­ма, недо­оце­ни­вал зна­че­ние скле­па до тех пор, пока вес­ной 2002 года Лемер не взял­ся за его изу­че­ние.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА