В Израиле обнаружен древний склеп, который может стать самым ранним свидетельством существования Иисуса Христа.
На погребальном вместилище для мощей, сделанном из известняка, высечена надпись на арамейском: «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса».
Как отмечает французский графолог Андре Лемер, стиль письма, а также тот факт, что подобные погребения практиковались исключительно у евреев в период с 20 года до нашей эры по
В своей статье в американском «Байбликал аркеолоджи ревью» Лемер утверждает, что надпись может служить подлинным доказательством существования Христа.
|
Специалисты не сомневаются в реальности Иисуса, однако практически все упоминания о нем взяты из Нового Завета.
Других более-менее достоверных указаний на реальность Иисуса с первого века нашей эры найдено не было.
Все три имени, высеченные на гробнице, были довольно распространены в Иерусалиме в ту эпоху.
Тем не менее, Лемер полагает, что тогда можно было встретить лишь около 20 Иаковов, чьи отцы носили имя Иосиф, а братья звались Иисусами.
Более того, то, что рядом с именем усопшего выбито имя его брата, само по себе необычно. Как правило, в погребальных обрядах это не практиковалось.
Так что можно предположить, что упомянутый брат был хорошо известен — а уж к Иисусу Христу это определение, безусловно, подходит.
Впрочем, других сведений из находки почерпнуть не удалось. Ученые обследовали поверхность гробницы под микроскопом и смогли лишь подтвердить, что известняк действительно был взят из окрестностей Иерусалима.
Все это, правда, не позволяет утверждать со всей определенностью, что Иисус, чье имя значится на камне, и есть Иисус из Назарета.
Свидетельство историка
Тем не менее, Андре Лемер приводит в свою защиту цитату из Иосифа Флавия, еврейского летописца первого века нашей эры. По его мнению, эти слова помогают с большей точностью установить дату погребения.
В труде историка есть упоминание о том, что в 62 году нашей эры был забит камнями «Иаков, брат Иисуса, которого называли Христом». По словам Флавия, его сочли еврейским еретиком.
Если усопший и есть тот самый еретик, то тогда его должны были похоронить на следующий год,
Владелец гробницы, неизвестный частный коллекционер из Иерусалима, недооценивал значение склепа до тех пор, пока весной 2002 года Лемер не взялся за его изучение.