03.12.2014 г.
The Associated Press
При строительстве метро обнаружен крупнейший резервуар императорского Рима

Архео­ло­ги рас­ко­па­ли антич­ную ком­мер­че­скую фер­му посреди совре­мен­но­го Рима, вос­поль­зо­вав­шись стро­и­тель­ст­вом мет­ро, чтобы про­ве­сти глу­бо­кое иссле­до­ва­ние город­ской среды.


Стро­и­тель­ство линии мет­ро C воз­ле Сан-Джо­ван­ни, Рим. Фото: La Repubblica.

Они работа­ли на глу­бине око­ло 20 м (при­мер­но шесть эта­жей) воз­ле бази­ли­ки Сан-Джо­ван­ни-ин-Лате­ра­но. Совре­мен­ный Рим сто­ит на сред­не­ве­ко­вых сло­ях, а под ними нахо­дят­ся пла­сты ещё более древ­ней жиз­ни.

Рос­сел­ла Реа, руко­во­ди­тель рас­ко­пок и сотруд­ни­ца мини­стер­ства куль­ту­ры, ска­за­ла в среду, что архео­ло­ги обна­ру­жи­ли сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ное пред­при­я­тие I в. до н. э., кото­рое рас­по­ло­же­но бли­же к антич­но­му цен­тру Рима, чем какое-либо из най­ден­ных ранее, ирри­га­ци­он­ный резер­ву­ар раз­ме­ром 35 × 70 м и обшир­ную дре­наж­ную систе­му воз­ле антич­но­го источ­ни­ка Аква Краб­ра.










Фото: Cooperativa Archeologia.

В чис­ле важ­ных нахо­док мож­но назвать желез­ные вилы с тре­мя зубья­ми, кор­зи­ны для хра­не­ния, кожа­ные фраг­мен­ты (воз­мож­но, пер­чат­ки или обу­ви сель­ско­хо­зяй­ст­вен­но­го рабо­че­го) и следы в камне, остав­лен­ные посто­ян­ным вра­ще­ни­ем водя­но­го коле­са. Необыч­ны так­же хоро­шо сохра­нив­ши­е­ся остат­ки ивы и кор­ни и пни дру­го­го дере­ва.

Най­де­ны так­же пер­си­ко­вые косточ­ки, веро­ят­но, из фрук­то­во­го сада фер­ме­ра.

Пер­си­ки тогда были новин­кой — их недав­но при­вез­ли с Ближ­не­го Восто­ка. «Это были прак­ти­че­ски пред­ме­ты рос­ко­ши», — ска­за­ла Реа пред­ста­ви­те­лям «Ассо­ши­эй­тед Пресс» в Риме, на кон­фе­рен­ции, где обсуж­да­лись наход­ки.

Древ­ние рим­ляне исполь­зо­ва­ли раз­ные пред­ме­ты повтор­но. Амфо­ры — кув­ши­ны, в кото­рых они пред­по­чи­та­ли пере­во­зить и хра­нить про­дук­ты, были выло­же­ны в ряд со вскры­ты­ми дни­ща­ми и слу­жи­ли водо­про­во­дом. Обна­ру­же­ны и более древ­ние при­зна­ки жиз­ни — колеи от пово­зок VI в. до н. э. Реа сооб­щи­ла, что неко­то­рые наход­ки затем вой­дут в состав стан­ции мет­ро Сан-Джо­ван­ни, чтобы люди мог­ли их увидеть, а дру­гие арте­фак­ты будут выстав­ле­ны в рим­ских музе­ях. Посе­ти­те­лям при­дёт­ся дол­го ждать этой стан­ции. Стро­и­тель­ство линии мет­ро C на несколь­ко лет отста­ёт от гра­фи­ка.

Фрэн­сис д’Эми­лио

© 2014 г. Archaeology News Network.
© 2014 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА