06.10.2015 г.
Discovery News
В Тоскане найдена древнеримская мозаика

Бюст муж­чи­ны с боль­ши­ми гла­за­ми, в туни­ке, на моза­и­ке. Фото: Феде­ри­ко Кан­ти­ни.

Италь­ян­ские архео­ло­ги, веду­щие рас­коп­ки в тос­кан­ской дере­вуш­ке, обна­ру­жи­ли, как они счи­та­ют, боль­шую и впе­чат­ля­ю­щую рим­скую моза­и­ку.


Фото: Рос­сел­ла Лорен­ци.

Моза­и­ка нахо­дит­ся на част­ной зем­ле неда­ле­ко от мест­ной доро­ги в деревне Капрая-э-Лими­те и состо­ит из двух раз­ных узо­ров. Пер­вый дати­ру­ет­ся вто­рой поло­ви­ной IV в. н. э. и состо­ит из гео­мет­ри­че­ских фигур, укра­шен­ных цве­точ­ны­ми моти­ва­ми; вто­рой дати­ру­ет­ся V в. н. э. и пред­став­ля­ет собой вось­ми­уголь­ни­ки, укра­шен­ные живот­ны­ми, цве­та­ми и муж­ским бюстом.


Фото: Феде­ри­ко Кан­ти­ни.

Боль­шая моза­и­ка укра­ша­ла пол рос­кош­ной рим­ской вил­лы, кото­рая про­сто­я­ла в тос­кан­ской сель­ской мест­но­сти четы­ре века, с I до нача­ла VI в. н. э.

«Следы этой вил­лы впер­вые были обна­ру­же­ны в 1983 г., когда рабо­чие копа­ли зем­лю в саду и нашли несколь­ко чёр­ных и белых фраг­мен­тов моза­и­ки и, что самое любо­пыт­ное, над­пись с упо­ми­на­ни­ем одно­го из вла­дель­цев ком­плек­са», — рас­ска­за­ла «Discovery News» Лорел­ла Аль­дери­ги, сотруд­ни­ца Архео­ло­ги­че­ско­го управ­ле­ния Тос­ка­ны.

В над­пи­си на камен­ной пли­те упо­ми­на­ет­ся Вет­тий Аго­рий Пре­текстат, один из самых извест­ных сена­то­ров-языч­ни­ков вто­рой поло­ви­ны IV в. н. э. Он про­ис­хо­дил из древ­ней и знат­ной семьи и умер в 384 г. н. э. в долж­но­сти пре­то­ри­ан­ско­го пре­фек­та при дво­ре импе­ра­то­ра Вален­ти­ни­а­на II.

Хоро­шо извест­но, что Вет­тий Аго­рий Пре­текстат имел вил­лы в Тос­кане и очень их любил.

«Рим­ский государ­ст­вен­ный дея­тель и ора­тор Квинт Авре­лий Сим­мах даже жало­вал­ся в пись­мах, что Вет­тий слиш­ком мно­го пре­да­ёт­ся досу­гу в сво­их поме­стьях в Этру­рии, вме­сто того, чтобы зани­мать­ся поли­ти­кой в Риме», — ска­зал «Discovery News» Феде­ри­ко Кан­ти­ни, архео­лог Пизан­ско­го уни­вер­си­те­та и руко­во­ди­тель рас­ко­пок.


Фото: Феде­ри­ко Кан­то­ри.

Вил­ла в Капрае-э-Лими­те была постро­е­на в I в. н. э., но её рас­цвет при­хо­дит­ся на IV в., когда Вет­тий Аго­рий Пре­текстат пере­стро­ил её в самом рос­кош­ном сти­ле. К нача­лу VI в. она была совер­шен­но поки­ну­та и раз­граб­ле­на.

«К сча­стью, гра­би­те­ли не смог­ли забрать моза­и­ки», — ска­за­ла Аль­дери­ги.

В ходе рас­ко­пок 2013 г. была рас­чи­ще­на пора­зи­тель­ная оваль­ная моза­и­ка со сце­ной охоты на каба­на, кото­рая дати­ру­ет­ся вто­рой поло­ви­ной IV в. н. э.

Из-за пра­во­вых спо­ров и нехват­ки финан­си­ро­ва­ния моза­и­ка вско­ре после откры­тия была сно­ва закры­та в целях её сохра­не­ния. Наход­ка повлек­ла за собой новые архео­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния.


Фото: Лорел­ла Аль­дери­ги.

«Мы пред­по­ло­жи­ли, что моза­ич­ный пол тянет­ся даль­ше, а затем про­ве­ри­ли гипо­те­зу с помо­щью проб­ных рас­ко­пок», — ска­зал Кан­ти­ни.

Рас­коп­ки пока­за­ли, что Кан­ти­ни и его коман­да не ошиб­лись.


Фото: Рос­сел­ла Лорен­ци.

Обна­ру­жи­лись части двух моза­ик. Более ста­рая состо­я­ла из гео­мет­ри­че­ско­го узо­ра с крас­ны­ми укра­ше­ни­я­ми, обрам­лён­ных акан­фом и вино­град­ны­ми листья­ми раз­ных оттен­ков серо­го, сине­го и чёр­но­го.


Фото: Феде­ри­ко Кан­ти­ни.

На вто­рой изо­бра­же­ны сце­ны с живот­ны­ми, цве­та­ми, гео­мет­ри­че­ские орна­мен­ты в вось­ми­уголь­ных рам­ках. В цен­тре одно­го из этих вось­ми­уголь­ни­ков — бюст муж­чи­ны с боль­ши­ми гла­за­ми в туни­ке.


Фото: Рос­сел­ла Лорен­ци.

«Мы пола­га­ем, что это не порт­рет, а про­сто укра­ше­ние», — ска­за­ла Аль­дери­ги.

По сло­вам архео­ло­гов, иссле­до­ван­ная часть вил­лы име­ла шести­уголь­ный план, при­чём ком­на­ты откры­ва­лись в цен­траль­ный зал.


Фото: Феде­ри­ко Кан­ти­ни.

«По нашим оцен­кам, раз­мер наполь­ной моза­и­ки состав­ля­ет око­ло 300 квад­рат­ных мет­ров. Мы рас­ко­па­ли лишь вось­мую часть», — ска­зал Кан­ти­ни.

К сожа­ле­нию, бо́льшая часть моза­и­ки лежит под про­мыш­лен­ной базой. Хотя архео­ло­ги пола­га­ют, что про­из­веде­ние искус­ства до сих пор нетро­ну­то, мало­ве­ро­ят­но, что оно вый­дет на свет в бли­жай­шем буду­щем.


Фото: Феде­ри­ко Кан­ти­ни.

Недав­но отко­пан­ная моза­и­ка уже закры­та для обес­пе­че­ния её сохран­но­сти — как и моза­и­ка со сце­ной охоты.

«Наша цель в том, чтобы открыть эти пре­крас­ные про­из­веде­ния искус­ства для пуб­ли­ки. Мы работа­ем над этим», — ска­зал Алес­сан­дро Джун­ти, мэр Капраи-э-Лими­те.

Он при­ба­вил, что пер­вой будет отре­ста­ври­ро­ва­на и выстав­ле­на моза­и­ка с охотой на каба­на.


Фото: Лорел­ла Аль­дери­ги.

Рос­сел­ла Лорен­ци

© 2015 г. Discovery News.
© 2015 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА