29.05.2015 г.
The History Blog
В Риме обнаружены руины триумфальной арки Тита


Рельеф с арки Тита с изо­бра­же­ни­ем рим­ских сол­дат, кото­рые выно­сят добы­чу из Иеру­са­лим­ско­го хра­ма.

Арка Тита, кото­рая до сих пор сто­ит в кон­це Свя­щен­ной доро­ги (Via Sacra) рядом с Рим­ским фору­мом, широ­ко извест­ное в своё вре­мя изо­бра­же­ние добы­чи, захва­чен­ной в Иеру­са­лим­ском хра­ме в 70 г. н. э. — это не три­ум­фаль­ная, а почёт­ная арка, уве­ко­ве­чи­ваю­щая память о вели­чай­ших дея­ни­ях импе­ра­то­ра и его апо­фе­оз. Её постро­ил брат Тита Доми­ци­ан в 82 г. н. э. после смер­ти Тита и его обо­жест­вле­ния; обыч­но эту арку назы­ва­ют три­ум­фаль­ной из-за релье­фа с рим­ски­ми сол­да­та­ми, несу­щи­ми в три­ум­фаль­ной про­цес­сии Тита в 71 г. н. э. сокро­ви­ща Вто­ро­го хра­ма — семи­свеч­ник, сереб­ря­ные тру­бы, стол «хле­бов пред­ло­же­ния».


Рельеф с апо­фе­о­зом Тита на сво­де арки Тита. Фото: С. И. Сос­нов­ский.

Одна­ко, это все­го лишь одно из изо­бра­же­ний. На цен­траль­ной пане­ли еди­но­го сво­да арки нахо­дит­ся рельеф, на кото­ром орёл воз­но­сит Тита на небе­са. Над­пись тоже под­чёр­ки­ва­ет боже­ст­вен­ность недав­но умер­ше­го импе­ра­то­ра: «SENATUS / POPULUSQUE ROMANUS / DIVO TITO DIVI VESPASIANI F(ilio) / VESPASIANO AUGUSTO» (Сенат и народ рим­ский [посвя­ти­ли эту арку] боже­ст­вен­но­му Титу Вес­па­си­а­ну Авгу­сту, сыну Боже­ст­вен­но­го Вес­па­си­а­на).

Насто­я­щая же три­ум­фаль­ная арка Тита была постро­е­на в 81 г. н. э., в год его смер­ти, на изо­гну­том восточ­ном кон­це Боль­шо­го цир­ка. Трой­ная арка явно была посвя­ще­на победе Тита над Иуде­ей и Иеру­са­ли­мом. Эта арка теперь не слиш­ком извест­на, посколь­ку в Сред­ние века была рас­та­ще­на рим­ля­на­ми на строй­ма­те­ри­а­лы; до нас дошли толь­ко ста­рые над­пи­си, моне­ты и рисун­ки, кото­рые свиде­тель­ст­ву­ют о её суще­ст­во­ва­нии. Арка всё ещё оста­ва­лась отно­си­тель­но нетро­ну­той, когда один из ано­ним­ных авто­ров Айн­зидельн­ско­го кодек­са (Айн­зидельн­ская руко­пись № 326) занёс над­пись в «Inscriptiones Urbis Romae» — бес­цен­ный источ­ник язы­че­ской и хри­сти­ан­ской эпи­гра­фи­ки на памят­ни­ках в горо­де Риме, кото­рый был создан в кон­це VIII — нача­ле IX в.


Айн­зидельн­ский кодекс, стр. 71v с над­пи­сью с три­ум­фаль­ной арки Тита на восточ­ной око­неч­но­сти Боль­шо­го цир­ка, автор неиз­ве­стен, ок. 800 г. н. э.

Име­ю­щая замет­ную раз­ни­цу с над­пи­сью на сохра­нив­шей­ся до наших дней арке фор­му­ли­ров­ка над­пи­си на арке Боль­шо­го цир­ка не остав­ля­ет ника­ких сомне­ний, что имен­но эта арка была насто­я­щей три­ум­фаль­ной:


Senatus populusq. Romanus imp. Tito Caesari divi Vespasiani f. Vespasian<o=i> Augusto pontif. max., trib. pot. X, imp. XVII, <c=p>os. VIII, p. p., principi suo, quod praeceptis patri<is=ae> consiliisq. et auspiciis gentem Iudaeorum domuit et urbem Hierusolymam, omnibus ante se ducibus regibus gentibus aut frustra petitam aut omnino intemptatam, delevit. [Текст над­пи­си при­во­дит­ся по Dessau, Insriptiones Latinae selectae, 1892, I, № 264. — Прим. ред. сай­та.]

Сенат и рим­ский народ импе­ра­то­ру Титу Цеза­рю, сыну Боже­ст­вен­но­го Вес­па­си­а­на, Вес­па­си­а­ну Авгу­сту, вер­хов­но­му пон­ти­фи­ку, обла­да­те­лю три­бун­ской вла­сти десять раз, [про­воз­гла­шен­но­му] импе­ра­то­ром сем­на­дцать раз, вось­ми­крат­но­му кон­су­лу, отцу оте­че­ства, сво­е­му прин­цеп­су, посколь­ку соглас­но пред­пи­са­ни­ям и сове­там отца, под его ауспи­ци­я­ми, он поко­рил народ Иудеи и раз­ру­шил город Иеру­са­лим, в чём все пред­ше­ст­ву­ю­щие пол­ко­вод­цы, цари и наро­ды либо потер­пе­ли неуда­чу, либо даже не попы­та­лись.

В XII в. цен­траль­ную арку исполь­зо­ва­ли как часть Мари­ан­ско­го акве­ду­ка, кото­рый папа Каликст II постро­ил в 1122 г., чтобы пода­вать све­жую воду в город. Спу­стя несколь­ко лет Боль­шим цир­ком вла­де­ла могу­ще­ст­вен­ная семья Фран­джи­па­ни. Они постро­и­ли мель­ни­цу, работав­шую от Мари­ан­ско­го акве­ду­ка, а баш­ня, Тор­ре дел­ла Молет­та, была вклю­че­на в состав защит­ных соору­же­ний Фран­джи­па­ни, кото­рые тяну­лись до Пала­ти­на. Скром­ные дома и хижи­ны скват­те­ров рос­ли вокруг того, что неко­гда было три­ум­фаль­ной аркой. Зем­ли Боль­шо­го цир­ка ста­ли исполь­зо­вать­ся в сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных целях, а ирри­га­цию обес­пе­чи­вал Мари­ан­ский акве­дук.


Гра­вю­ра Боль­шо­го цир­ка в антич­но­сти, арка Тита спра­ва. Onofrio Panvinio, «De ludis circensibus», гра­вю­ра Этьен­на Дюпе­ра (Étienne Dupérac), опуб­ли­ко­ва­но в 1600 г.

Гра­вю­ра Боль­шо­го цир­ка ок. 1560 г. с оро­шае­мы­ми паш­ня­ми, мель­ни­цей, баш­ней, жили­ща­ми и раз­ру­шаю­щи­ми­ся укреп­ле­ни­я­ми. Onofrio Panvinio, «De ludis circensibus», гра­вю­ра Этьен­на Дюпе­ра (Étienne Dupérac), опуб­ли­ко­ва­но в 1600 г.

После объ­еди­не­ния Ита­лии в 1870 г. соору­же­ние мощ­ных под­пор­ных стен вдоль бере­гов Тиб­ра и буль­ва­ров Лун­го­те­ве­ре отре­за­ло Мари­ан­ский акве­дук или спря­та­ло его в дре­наж­ные тру­бы. Бо́льшая часть сред­не­ве­ко­вых постро­ек вокруг арки Тита была раз­ру­ше­на в 1930-х и 1940-х гг., оста­лась толь­ко баш­ня, где пред­по­ло­жи­тель­но оста­нав­ли­вал­ся свя­той Фран­циск из Асси­зи во вре­мя послед­не­го путе­ше­ст­вия в Рим в 1223 г. в каче­стве гостя вдо­вы Гра­ци­а­но Фран­джи­па­ни и послуш­ни­цы-фран­цис­кан­ки Яко­пы. Во вре­мя рас­ко­пок в то вре­мя были обна­ру­же­ны сред­не­ве­ко­вые кана­лы и сте­ны, постро­ен­ные из антич­но­го мра­мо­ра, похи­щен­но­го с арки.


Руи­ны арки Тита у Боль­шо­го цир­ка.

Теперь архео­ло­ги, рас­ка­пы­ваю­щие восточ­ный полу­круг Боль­шо­го цир­ка, нашли боль­шие бло­ки из каррар­ско­го мра­мо­ра (marmor lunensis), кото­рые были частью фрон­то­на, архит­ра­ва и колонн арки.

Архео­ло­ги обна­ру­жи­ли более трех­сот фраг­мен­тов памят­ни­ка, при­чем неко­то­рые из них раз­ме­ром с неболь­шой авто­мо­биль.

Они нашли базы четы­рех гигант­ских колонн, кото­рые состав­ля­ли фасад арки, а так­же поста­мен­ты, на кото­рых они сто­я­ли, и следы ори­ги­наль­но­го покры­тия из тра­вер­ти­на.

Из этих остат­ков экс­пер­там уда­лось высчи­тать изна­чаль­ные раз­ме­ры арки. Её шири­на состав­ля­ла 17 мет­ров, глу­би­на — 15 мет­ров, с колон­на­ми высотой 10 мет­ров. Пол­ная высота, вклю­чая фрон­тон, пока не опре­де­ле­на. В антич­но­сти на вер­шине арки сто­я­ла боль­шая брон­зо­вая скульп­ту­ра квадри­ги, кото­рая суще­ст­вен­но добав­ля­ла памят­ни­ку высоты.

Вести рас­коп­ки было слож­но, посколь­ку фраг­мен­ты нахо­ди­лись ниже уров­ня грун­то­вых вод, на глу­бине око­ло 3 мет­ров. Даль­ней­шие рас­коп­ки тре­бу­ют пере­кры­тия воды на всем участ­ке — исклю­чи­тель­ная зада­ча, если учесть, что поток сот­ня­ми лет бук­валь­но тёк сквозь арку и её руи­ны.

Архео­ло­ги стре­мят­ся рекон­струи­ро­вать как мож­но боль­ше, исполь­зуя тех­ни­ку сбор­ки, соглас­но кото­рой кусоч­ки антич­ных фраг­мен­тов сле­ду­ет рас­по­ло­жить настоль­ко точ­но, насколь­ко это воз­мож­но, а совре­мен­ные мате­ри­а­лы исполь­зо­вать толь­ко для скреп­ле­ния. Чтобы сде­лать это, архео­ло­гам при­дёт­ся най­ти реше­ние про­бле­мы с про­са­чи­ва­ни­ем воды и мил­ли­он евро — две пугаю­щие пер­спек­ти­вы. Посколь­ку такое, разу­ме­ет­ся, потре­бу­ет вре­ме­ни, базы нена­дол­го заро­ют для их же защи­ты. Тем вре­ме­нем архео­ло­ги работа­ют над вир­ту­аль­ной моде­лью три­ум­фаль­ной арки Тита.


Фото­гра­фии с сай­та http://roma.repubblica.it:




Архео­ло­ги­че­ские рас­коп­ки в Боль­шом цир­ке.

Фото: Angelo Franceschi / F3PRESS.

Фото: Angelo Franceschi / F3PRESS.














© 2015 г. The History Blog.
© 2015 г. Доп. фото (6—25): http://roma.repubblica.it
© 2017 г. Перевод с англ.: Таривердиева С. Э.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА