The History Blog |
Арка Тита, которая до сих пор стоит в конце Священной дороги (Via Sacra) рядом с Римским форумом, широко известное в своё время изображение добычи, захваченной в Иерусалимском храме в 70 г. н. э. — это не триумфальная, а почётная арка, увековечивающая память о величайших деяниях императора и его апофеоз. Её построил брат Тита Домициан в 82 г. н. э. после смерти Тита и его обожествления; обычно эту арку называют триумфальной из-за рельефа с римскими солдатами, несущими в триумфальной процессии Тита в 71 г. н. э. сокровища Второго храма — семисвечник, серебряные трубы, стол «хлебов предложения».
Однако, это всего лишь одно из изображений. На центральной панели единого свода арки находится рельеф, на котором орёл возносит Тита на небеса. Надпись тоже подчёркивает божественность недавно умершего императора: «SENATUS / POPULUSQUE ROMANUS / DIVO TITO DIVI VESPASIANI F(ilio) / VESPASIANO AUGUSTO» (Сенат и народ римский [посвятили эту арку] божественному Титу Веспасиану Августу, сыну Божественного Веспасиана).
Настоящая же триумфальная арка Тита была построена в 81 г. н. э., в год его смерти, на изогнутом восточном конце Большого цирка. Тройная арка явно была посвящена победе Тита над Иудеей и Иерусалимом. Эта арка теперь не слишком известна, поскольку в Средние века была растащена римлянами на стройматериалы; до нас дошли только старые надписи, монеты и рисунки, которые свидетельствуют о её существовании. Арка всё ещё оставалась относительно нетронутой, когда один из анонимных авторов Айнзидельнского кодекса (Айнзидельнская рукопись № 326) занёс надпись в «Inscriptiones Urbis Romae» — бесценный источник языческой и христианской эпиграфики на памятниках в городе Риме, который был создан в конце VIII — начале IX в.
Имеющая заметную разницу с надписью на сохранившейся до наших дней арке формулировка надписи на арке Большого цирка не оставляет никаких сомнений, что именно эта арка была настоящей триумфальной:
В XII в. центральную арку использовали как часть Марианского акведука, который папа Каликст II построил в 1122 г., чтобы подавать свежую воду в город. Спустя несколько лет Большим цирком владела могущественная семья Франджипани. Они построили мельницу, работавшую от Марианского акведука, а башня, Торре делла Молетта, была включена в состав защитных сооружений Франджипани, которые тянулись до Палатина. Скромные дома и хижины скваттеров росли вокруг того, что некогда было триумфальной аркой. Земли Большого цирка стали использоваться в сельскохозяйственных целях, а ирригацию обеспечивал Марианский акведук.
После объединения Италии в 1870 г. сооружение мощных подпорных стен вдоль берегов Тибра и бульваров Лунготевере отрезало Марианский акведук или спрятало его в дренажные трубы. Бо́льшая часть средневековых построек вокруг арки Тита была разрушена в
Теперь археологи, раскапывающие восточный полукруг Большого цирка, нашли большие блоки из каррарского мрамора (marmor lunensis), которые были частью фронтона, архитрава и колонн арки.
Археологи обнаружили более трехсот фрагментов памятника, причем некоторые из них размером с небольшой автомобиль.
Они нашли базы четырех гигантских колонн, которые составляли фасад арки, а также постаменты, на которых они стояли, и следы оригинального покрытия из травертина.
Из этих остатков экспертам удалось высчитать изначальные размеры арки. Её ширина составляла 17 метров, глубина — 15 метров, с колоннами высотой 10 метров. Полная высота, включая фронтон, пока не определена. В античности на вершине арки стояла большая бронзовая скульптура квадриги, которая существенно добавляла памятнику высоты.
Вести раскопки было сложно, поскольку фрагменты находились ниже уровня грунтовых вод, на глубине около 3 метров. Дальнейшие раскопки требуют перекрытия воды на всем участке — исключительная задача, если учесть, что поток сотнями лет буквально тёк сквозь арку и её руины.
Археологи стремятся реконструировать как можно больше, используя технику сборки, согласно которой кусочки античных фрагментов следует расположить настолько точно, насколько это возможно, а современные материалы использовать только для скрепления. Чтобы сделать это, археологам придётся найти решение проблемы с просачиванием воды и миллион евро — две пугающие перспективы. Поскольку такое, разумеется, потребует времени, базы ненадолго зароют для их же защиты. Тем временем археологи работают над виртуальной моделью триумфальной арки Тита.