20.11.2015 г.
The Telegraph
Через две тысячи лет в Риме выходит на свет тайная языческая базилика

Впер­вые откры­лось для пуб­ли­ки под­зем­ное поме­ще­ние, в кото­ром две тыся­чи лет назад отправ­ля­ли тай­ный культ.


Рик­кар­до Ман­чи­нел­ли, тех­ни­че­ский дирек­тор груп­пы рестав­ра­то­ров леп­ных фигур на сте­нах дохри­сти­ан­ской под­зем­ной бази­ли­ки I в. у Пор­та-Мад­жо­ре.

Таин­ст­вен­ная рим­ская бази­ли­ка, постро­ен­ная для отправ­ле­ния эзо­те­ри­че­ско­го язы­че­ско­го куль­та, а сего­дня скры­тая на глу­бине 12 м ниже уров­ня зем­ли, впер­вые откры­та для пуб­ли­ки.

Эта бази­ли­ка, един­ст­вен­ная в мире в сво­ём роде, была про­руб­ле­на в цель­ной ска­ле из вул­ка­ни­че­ско­го туфа в при­го­ро­де сто­ли­цы импе­рии в I в. н. э.

Бази­ли­ка, бога­то укра­шен­ная леп­ны­ми релье­фа­ми с изо­бра­же­ни­я­ми богов, богинь, пан­тер, кры­ла­тых аму­ров и пиг­ме­ев, была слу­чай­но обна­ру­же­на в 1917 г. при стро­и­тель­стве желез­ной доро­ги из Рима в Кас­си­но, город на юге. Под­зем­ный про­ход обру­шил­ся, и открыл­ся вход в скры­тое поме­ще­ние.


Арка и леп­ные фигу­ры на сте­нах под­зем­ной бази­ли­ки.

Мно­го­лет­няя кро­пот­ли­вая рестав­ра­ция сего­дня про­дви­ну­лась доста­точ­но дале­ко, чтобы мож­но было открыть для посе­ти­те­лей бази­ли­ку дли­ной 12 м.

Под­зем­ную дохри­сти­ан­скую бази­ли­ку постро­и­ла бога­тая рим­ская семья, при­вер­жен­ная мало­из­вест­но­му куль­ту под назва­ни­ем неопи­фа­го­рей­ство.

Эта шко­ла мисти­че­ской элли­ни­сти­че­ской фило­со­фии воз­ник­ла в I в. до н. э., про­по­ве­до­ва­ла аске­тизм и осно­вы­ва­лась на сочи­не­ни­ях Пифа­го­ра и Пла­то­на.


Настен­ная фрес­ка с пти­ца­ми.

«В то вре­мя испо­ве­до­ва­лось мно­же­ство куль­тов, и импе­рия в целом была к ним вполне тер­пи­ма, — гово­рит док­тор Джо­ван­на Бан­ди­ни, дирек­тор архео­ло­ги­че­ско­го участ­ка. — Но дан­ный культ счи­тал­ся опас­ным, так как отри­цал пред­став­ле­ние об импе­ра­то­ре как боже­ст­вен­ном посред­ни­ке меж­ду смерт­ны­ми и бога­ми».

Счи­та­ет­ся, что бази­ли­ку постро­и­ла вли­я­тель­ная семья Ста­ти­ли­ев.


Леп­ные фигу­ры.

Но Агрип­пи­на, без­жа­лост­ная и ковар­ная мать импе­ра­то­ра Неро­на, обви­ни­ла их в чёр­ной магии и недоз­во­лен­ных риту­а­лах.

Гла­ва семьи, Тит Ста­ти­лий Тавр, пред­стал перед судом сена­та за «зло­на­ме­рен­ные сно­ше­ния с мага­ми», как выра­жа­ет­ся Тацит в «Анна­лах». Он заявил о сво­ей неви­нов­но­сти, но в 53 г. н. э. покон­чил с собой.

В ито­ге бази­ли­ка при­шла в упа­док и в прав­ле­ние Клав­дия была закры­та, а затем и забы­та.

Пре­дан­ная делу коман­да экс­пер­тов вос­ста­нав­ли­ва­ет инте­рьер бази­ли­ки, соскре­бая пле­сень и уда­ляя отло­же­ния каль­ция с помо­щью хими­ка­лий, инстру­мен­тов и лазе­ров.


Рик­кар­до Ман­чи­нел­ли, тех­ни­че­ский дирек­тор груп­пы по рестав­ра­ции леп­ных фигур на сте­нах бази­ли­ки Пор­та-Мад­жо­ре.

В поме­ще­нии поста­ви­ли леса, чтобы рестав­ра­то­ры мог­ли добрать­ся до свод­ча­то­го потол­ка, покры­то­го леп­ны­ми релье­фа­ми: одни из них раз­ру­ше­ны, но дру­гие заме­ча­тель­но сохра­ни­лись.

Тол­стые насло­е­ния каль­ция рестав­ра­то­ры уда­ля­ют спер­ва вруч­ную, скаль­пе­ля­ми, а затем с помо­щью малень­ких дре­лей.

«Они похо­жи на бор­ма­ши­ны в каби­не­те зуб­но­го», — гово­рит Рик­кар­до Ман­чи­нел­ли, тех­ни­че­ский дирек­тор про­ек­та.

Бази­ли­ка состо­ит из трёх нефов, разде­лён­ных шестью стол­ба­ми из скаль­ной поро­ды, и апсиды; вся она укра­ше­на искус­но сде­лан­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми кен­тав­ров, гри­фо­нов и сати­ров.

Име­ют­ся и изо­бра­же­ния клас­си­че­ских геро­ев: Ахил­ла, Орфея, Пари­са и Гер­ку­ле­са.


Арка и леп­ные фигу­ры на сте­нах под­зем­ной бази­ли­ки.

Вход в поме­ще­ние охра­ня­ет голо­ва Меду­зы, ниж­ние части стен рас­кра­ше­ны в тём­ный, кро­ва­во-крас­ный цвет, а на них изо­бра­же­ны дикие пти­цы и жен­щи­ны в тогах.

Бази­ли­ка совер­шен­но скры­та от внеш­не­го мира; дверь в неё со сто­ро­ны ули­цы замас­ки­ро­ва­на сет­ча­тым ограж­де­ни­ем, а пря­мо над ней про­хо­дит желез­ная доро­га. Над голо­вой гро­хо­чут поезда.

«Бази­ли­ка про­руб­ле­на в туфе — в этой скаль­ной поро­де лег­ко делать отвер­стия. Поэто­му под Римом так мно­го ката­комб», — гово­рит инже­нер Марио Бел­ли­ни, участ­ник про­ек­та.

Хотя рестав­ра­ция ещё про­дол­жа­ет­ся, бази­ли­ку теперь могут посе­тить тури­сты. Из-за непроч­но­сти памят­ни­ка в него допус­ка­ют­ся толь­ко малень­кие груп­пы.


Дани­э­ла Дюран­ти, участ­ни­ца груп­пы по рестав­ра­ции леп­ных фигур на сте­нах дохри­сти­ан­ской под­зем­ной бази­ли­ки I в. н. э. у Пор­та-Мад­жо­ре.

«Необ­хо­ди­мо под­дер­жи­вать посто­ян­ную тем­пе­ра­ту­ру и влаж­ность, — гово­рит док­тор Бан­ди­ни. — Тем­пе­ра­ту­ра не долж­на под­ни­мать­ся выше 18 °C, а влаж­ность — выше 92 %. Но она и не долж­на опус­кать­ся ниже 87 %, ина­че леп­ни­на начи­на­ет высы­хать и ломать­ся».

«По сво­ей архи­тек­ту­ре и дизай­ну это место уни­каль­но во всём рим­ском мире. Это пред­ше­ст­вен­ни­ца бази­лик, постро­ен­ных в хри­сти­ан­скую эпо­ху, спу­стя сто­ле­тия».

Ник Сквайрс

© 2015 г. The Telegraph.
© 2015 г. Фото: Крис Уард-Джонс / The Telegraph.
© 2015 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА