The Telegraph |
Впервые открылось для публики подземное помещение, в котором две тысячи лет назад отправляли тайный культ.
Таинственная римская базилика, построенная для отправления эзотерического языческого культа, а сегодня скрытая на глубине 12 м ниже уровня земли, впервые открыта для публики.
Эта базилика, единственная в мире в своём роде, была прорублена в цельной скале из вулканического туфа в пригороде столицы империи в I в. н. э.
Базилика, богато украшенная лепными рельефами с изображениями богов, богинь, пантер, крылатых амуров и пигмеев, была случайно обнаружена в 1917 г. при строительстве железной дороги из Рима в Кассино, город на юге. Подземный проход обрушился, и открылся вход в скрытое помещение.
Многолетняя кропотливая реставрация сегодня продвинулась достаточно далеко, чтобы можно было открыть для посетителей базилику длиной 12 м.
Подземную дохристианскую базилику построила богатая римская семья, приверженная малоизвестному культу под названием неопифагорейство.
Эта школа мистической эллинистической философии возникла в I в. до н. э., проповедовала аскетизм и основывалась на сочинениях Пифагора и Платона.
«В то время исповедовалось множество культов, и империя в целом была к ним вполне терпима, — говорит доктор Джованна Бандини, директор археологического участка. — Но данный культ считался опасным, так как отрицал представление об императоре как божественном посреднике между смертными и богами».
Считается, что базилику построила влиятельная семья Статилиев.
Но Агриппина, безжалостная и коварная мать императора Нерона, обвинила их в чёрной магии и недозволенных ритуалах.
Глава семьи, Тит Статилий Тавр, предстал перед судом сената за «злонамеренные сношения с магами», как выражается Тацит в «Анналах». Он заявил о своей невиновности, но в 53 г. н. э. покончил с собой.
В итоге базилика пришла в упадок и в правление Клавдия была закрыта, а затем и забыта.
Преданная делу команда экспертов восстанавливает интерьер базилики, соскребая плесень и удаляя отложения кальция с помощью химикалий, инструментов и лазеров.
В помещении поставили леса, чтобы реставраторы могли добраться до сводчатого потолка, покрытого лепными рельефами: одни из них разрушены, но другие замечательно сохранились.
Толстые наслоения кальция реставраторы удаляют сперва вручную, скальпелями, а затем с помощью маленьких дрелей.
«Они похожи на бормашины в кабинете зубного», — говорит Риккардо Манчинелли, технический директор проекта.
Базилика состоит из трёх нефов, разделённых шестью столбами из скальной породы, и апсиды; вся она украшена искусно сделанными изображениями кентавров, грифонов и сатиров.
Имеются и изображения классических героев: Ахилла, Орфея, Париса и Геркулеса.
Вход в помещение охраняет голова Медузы, нижние части стен раскрашены в тёмный, кроваво-красный цвет, а на них изображены дикие птицы и женщины в тогах.
Базилика совершенно скрыта от внешнего мира; дверь в неё со стороны улицы замаскирована сетчатым ограждением, а прямо над ней проходит железная дорога. Над головой грохочут поезда.
«Базилика прорублена в туфе — в этой скальной породе легко делать отверстия. Поэтому под Римом так много катакомб», — говорит инженер Марио Беллини, участник проекта.
Хотя реставрация ещё продолжается, базилику теперь могут посетить туристы. Из-за непрочности памятника в него допускаются только маленькие группы.
«Необходимо поддерживать постоянную температуру и влажность, — говорит доктор Бандини. — Температура не должна подниматься выше
«По своей архитектуре и дизайну это место уникально во всём римском мире. Это предшественница базилик, построенных в христианскую эпоху, спустя столетия».