Archaeology.org |
В мае 1996 года, когда я очищал грязь со скелета человека, работавшего на строительстве пирамиды Хуфу, мой помощник, Мансур Бурейк (Mansour Buraik), поспешил ко мне в состоянии глубокого волнения. Что-то очень важное было только что найдено в оазисе Бахария (Bahareya), в 230 милях к юго-западу от Гизы. «Ашри Шакер (Ashry Shaker), главный инспектор Бахарии, явился сюда и хочет Вас видеть», — сообщил мне помощник. Я быстро отряхнулся и встретился с инспектором. То, что он мне сообщил, было на самом деле удивительно. Сторож древностей ехал на осле вдоль дороги, ведущей в город Фарафра (Farafra), как вдруг в трех с половиной милях к югу от Бавити (Bawiti), столицы Бахарии, нога животного провалилась в могилу. Когда сторож посмотрел внутрь, то увидел там множество позолоченных мумий. Восхищенный находкой, я велел Ашри немедленно начать раскопки могилы и сказал, что я присоединюсь к нему на следующей неделе.
Когда я прибыл на место, в сердце одной из главных областей по производству вина в древнем Египте, я не мог и предположить существование столь прекрасных экземпляров. Глаза некоторых, как живые, пристально глядели на меня. Другие мумии, обернутые в простое полотно, напомнили мне голливудские кадры. Боясь разграбления участка, мы хранили его открытие в тайне до тех пор, пока не смогли осуществить план его полных раскопок и консервации.
Я вернулся сюда в прошлом марте с командой археологов, архитекторов, реставраторов, консерваторов, художников, чертежников, электриков и чернорабочих. При ежедневной работе с
Я начал работу в первой гробнице, которая, подобно другим, была заполнена мумиями мужчин, женщин и детей. Все они, казалось, были в хорошем состоянии, мумифицированы в римско-египетской манере, известной по участкам типа Хавары (Hawara) в Файюме, в 150 милях к северо-востоку. Мумии все еще пахли смолой, использованной при их бальзамировании тысячелетия назад. В одном углу я увидел трогательную сцену: женщину, лежащую возле своего мужа, с нежно повернутой к нему головой. Мой взор обратился к мумии другой женщины — солнце ослепительно отражалось от ее позолоченной маски. Ростом около пяти футов, она имела на голове красивую позолоченный венок из гипса с четырьмя декоративными рядами красных завитков, заканчивающихся спиралями, которые обрамляли ее лоб и уходили за уши. Тогда как ее прическа была явно римской, напоминающей терракотовые статуи того периода, иконография ее маски, украшенной божеством, которое защищало покойную и облегчало ей путь в загробную жизнь, была чисто египетская. За ушами — с одной стороны изображение фигуры Исиды, с другой — ее сестры Нефтиды, двух богинь, защищающих умершую своими крыльями. Художественное оформление маски, которая продолжалась до груди и имела два круглых диска, изображающих груди, было разделено на три равные секции, содержащих египетские мотивы, включающие изображения кобр, несущих солнечные диски, четверых детей Гора, бога бальзамирования Анубиса, короба или гроба, из которого появляется голова с двумя крыльями, что может изображать душу умершего во время возрождения, и вола.
Когда раскопки первой гробницы подошли к завершению, стал понятен ее архитектурный стиль. Грот в песчанике был входом и «комнатой выдачи», где мумия переходила из мира живых в царство мертвых. Две внутренние погребальные камеры были вырезаны из песчаника. Каждая из них была разделена на две секции, заполненные мумиями, всего 43, положенными на каменные полки.
В раскопках второй гробницы я присоединился к своему помощнику Махмуду Афифи (Mahmoud Afifi) и мы вместе стали очищать некоторые из ее мумий. Когда я очистил от песка одну мумию, я отметил, что это был мужчина. Он был завернут в полотно и закрыт позолоченной маской из покрытого гипсом картона. Лицо его было длинным и казалось, принадлежало мужчине лет пятидесяти. Маска, с лентой поперек лба, была расписана в синий, темно-красный и бирюзовый цвета. На правой и левой сторонах маски были изображения растительных мотивов, а также богинь Исиды и Нефтиды, снова охраняющих умершего своими крыльями. Лицевая сторона маски, разделенная на три вертикальных секции, была отлита в рельефе, центральная секция отделена от остальных витиеватым декором, выполненным в тех же цветах, что и маска.
Центральная часть разделена на три горизонтальных части: верхнюю, изображающую крылатую человеческую фигуру, которая может олицетворять ba (душу) умершего или богиню неба Нут; среднюю, с двумя сыновьями Гора, Амсетом и Дуамутефом; нижнюю, с изображением птицы, которая может олицетворять ka (духовного двойника умершего), покидающего тело. Две боковые секции разделены на четыре горизонтальные части: первая изображает одного из сыновей Гора, Хапи, с богиней Нефтидой; вторая изображает Амсета; третья — фигуры Хапи и Амсета; четвертая — лежащего Анубиса, держащего ключ от кладбища.
Вторая гробница, архитектурно подобная первой, имела изображения Анубиса справа и слева от входа. Это единственная гробница, которую я видел охраняемой мрачной фигурой бога бальзамирования.
В третьей гробнице, кроме мумий, были три терракотовых саркофага в форме человеческого тела, на одном из которых было нарисовано лицо умершего. Четвертая гробница отличалась от других: она состояла из ряда камер, похожих на катакомбы, одна над другой. Именно в этой гробнице мы нашли мумифицированные останки ребенка, укутанного в позолоту. Мы также увидели многочисленные экспонаты, включая статуи женщин в трауре, с запрокинутыми от горя руками. Мы также нашли серьги, ожерелья с амулетами, разнообразную глиняную посуду от подносов до винных кувшинов, и монеты, самые очаровательные из которых имеют изображения Клеопатры VII.
Обилие позолоченных мумий и предметов, связанных с похоронами, свидетельствует о процветании древних жителей Бахарии. Население Египта в римское время было около 7 миллионов человек. Я думаю, что население Бахарии в то время составляло где-то 30 тысяч человек, большинство из которых были романизированными египтянами, занимающимися производством вина из фиников и винограда и экспортировавшими его по всей долине Нила. Сегодня население оазиса — около 450 тысяч.
Из этого открытия также следует, что во II в. н. э. практиковались погребальные традиции фараонов. Однако способ мумификации значительно отличался от существовавшего во времена Нового Царства. Вместо того, что тратить большое количество времени на подготовку самого тела, усилия были сосредоточены на внешнем виде мумии, которая усиливалась палками или тростником и покрывалась большим количеством смолы. Большое внимание уделялось также украшению декоративными ромбовидными рисунками льняных оберток, в которые заворачивалось тело.
Тогда как мумии датируются I и II вв. н. э., мы полагаем, что люди стали погребать здесь умерших вскоре после основания города по прибытии Александра Великого в 332 г. до н. э. Неподалеку от новонайденных могил находятся незначительные сохранившиеся остатки древнего города, возможно бывшие некогда эллинистическим храмом, в полумиле от нашего участка.
В утро моего отъезда из Бахарии мы передали пять мумий в помещение при инспекции древностей в Бавити, чтобы посетители оазиса могли увидеть лучшие мумии, без необходимости беспокоить место раскопок. Еще одна мумия, мужчины, завернутого только в полотно, была взята в лабораторию в Каир для исследования. Результаты ее рентгена показали, что он умер в возрасте около 35 лет, но следов болезни или повреждений обнаружено не было.
Наша работа в гробницах далека от завершения. Мы возобновим раскопки в этом ноябре. Учитывая, что мы открыли только шесть процентов кладбища, которое раскинулось более чем на две квадратные мили, мы предполагаем, что раскопки в Бахарии продлятся больше десяти лет, а возможно, и еще дольше.
PHILIPPE PLAILLY — парижский археолог-фотограф.