29.12.2015 г.
Live Science
Сын Геркулеса против гидры: обнаружен алтарь с изображением мифической битвы

Этот мра­мор­ный алтарь, кото­рый дати­ру­ет­ся II в. н. э., был най­ден воз­ле реки Акшай в Тур­ции. На нём обна­жён­ный воин сра­жа­ет­ся со змее­по­доб­ным чудо­ви­щем. Навер­ху выре­за­на гре­че­ская над­пись. Фото: Хасан Малай.

Антич­ный мра­мор­ный алтарь с изо­бра­же­ни­ем обна­жён­но­го вои­на, сра­жаю­ще­го­ся со змее­по­доб­ным чудо­ви­щем, обна­ру­жи­ли сель­ские жите­ли воз­ле реки Акшай в Тур­ции.

Архео­ло­ги утвер­жда­ют, что алтарь, веро­ят­но, дати­ру­ет­ся II в. н. э., когда этой обла­стью вла­де­ла Рим­ская импе­рия.

Архео­ло­ги гово­рят, что выре­зан­ную на алта­ре сце­ну труд­но истол­ко­вать. Они пола­га­ют, что это может быть сын Гер­ку­ле­са по име­ни Бар­гас, кото­рый сра­жа­ет­ся с чудо­ви­щем; их бит­ва поро­дит бла­го­де­тель­но­го реч­но­го бога по име­ни Гар­пас, кото­ро­му посвя­щён алтарь. Во вре­мя созда­ния алта­ря река Акшай была извест­на как Гар­пас.

«Пови­ну­ясь [ука­за­нию, полу­чен­но­му во] сне, Фла­вий Ули­ад поста­вил это [реч­но­му] богу Гар­па­су» — гла­сит гре­че­ская над­пись на алта­ре. Высота алта­ря 61 см, шири­на 45 см; сей­час он нахо­дит­ся в музее Айдин в Тур­ции.

По сло­вам архео­ло­гов, посвя­ще­ние пред­по­ла­га­ет, что Фла­вий Ули­ад, чело­век, поста­вив­ший алтарь, глу­бо­ко верил в реч­но­го бога. «Фла­вий Ули­ад увидел реч­но­го бога Гар­па­са во сне и полу­чил ука­за­ние посвя­тить алтарь», — пишут Хасан Малай, про­фес­сор турец­ко­го Эгей­ско­го уни­вер­си­те­та, и Фун­да Эртуг­рул, архео­лог музея Айдин, в ста­тье, недав­но опуб­ли­ко­ван­ной в жур­на­ле «Epigraphica Anatolica».

Воз­мож­но, Ули­ад пообе­щал поста­вить алтарь, если реч­ной бог отве­тит на его молит­вы «о хоро­шем уро­жае или о защи­те (его само­го или его скота) от навод­не­ния или ополз­ней, или об изле­че­нии цели­тель­ны­ми реч­ны­ми вода­ми», — пишут Малай и Эртуг­рул.

Обна­жён­ный воин изо­бра­жён в шле­ме с плю­ма­жем, с кин­жа­лом в пра­вой руке и круг­лым щитом в левой. «В ниж­нем пра­вом углу изви­ва­ет­ся мно­го­го­ло­вая змея», мифи­че­ское чудо­ви­ще, име­ну­е­мое Гид­рой, — пишут Малай и Эртуг­рул.

В антич­ной мифо­ло­гии со змее­по­доб­ной Гид­рой сра­жал­ся бог Гер­ку­лес в боло­те в гре­че­ской обла­сти под назва­ни­ем Лер­на. Когда Гер­ку­лес убил чудо­ви­ще, боло­то уда­лось осу­шить и возде­лать, так что оно ста­ло пло­до­род­ным.

Одна­ко иссле­до­ва­те­ли утвер­жда­ют, что сра­жаю­щий­ся воин на релье­фе — это не Гер­ку­лес. По их сло­вам, это может быть Бар­гас, кото­рый в антич­ной мифо­ло­гии был сыном Гер­ку­ле­са и жен­щи­ны по име­ни Бар­га. В честь сына был назван антич­ный город Бар­га­са в Тур­ции.

В антич­ной мифо­ло­гии бит­ва, изо­бра­жён­ная на алта­ре, мог­ла при­ве­сти к воз­ник­но­ве­нию реч­но­го бога Гар­па­са, — гово­рят иссле­до­ва­те­ли. «Доли­на Гар­па­са, с пес­ча­ной поло­сой, где в реку Гар­пас вли­ва­ет­ся мно­же­ство рука­вов, вполне сопо­ста­ви­ма с Лер­ной», — пишут Малай и Эртуг­рул.

«Сце­на на нашем алта­ре может быть изо­бра­же­ни­ем мест­но­го мифа, повест­ву­ю­ще­го о бит­ве Бар­га­са про­тив губи­тель­ной реки со мно­же­ст­вом рука­вов, — пишут Малай и Эртуг­рул. Когда воин победил чудо­ви­ще, «река пре­вра­ти­лась в бла­го­де­тель­ное боже­ство, [в реч­но­го бога Гар­па­са], полу­ча­те­ля дан­но­го посвя­ще­ния».

Оуэн Джей­рус

© 2015 г. Live Science.
© 2016 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА