03.02.2016 г.
Assosiated Press
2000-летняя римская пирамида выходит на первый план

Един­ст­вен­ная пира­мида, сохра­нив­ша­я­ся в Риме с антич­ных вре­мён, ста­но­вит­ся цен­тром вни­ма­ния. После того, как япон­ский тек­стиль­ный маг­нат помог опла­тить мас­штаб­ные работы по её очист­ке, архео­ло­ги жаж­дут выста­вить напо­каз памят­ник, постро­ен­ный при­мер­но 2000 лет назад в каче­стве гроб­ни­цы рим­ско­го пре­то­ра, то есть, маги­ст­ра­та, по име­ни Гай Цестий.


Жен­щи­на идёт мимо пира­миды Цестия в Риме. 3 фев­ра­ля 2016 г.

Хотя пира­мида воз­вы­ша­ет­ся на 36 м, она при­вле­ка­ет мало тури­стов. В тече­ние деся­ти­ле­тий сажа загряз­ня­ла кре­мо­во-белый каррар­ский мра­мор обли­цов­ки памят­ни­ка, рас­по­ло­жен­но­го воз­ле пере­гру­жен­но­го транс­пор­том пере­крёст­ка и стан­ции мет­ро. Осно­ва­ние пира­миды нахо­дит­ся ниже уров­ня ули­цы, посколь­ку на про­тя­же­нии веков сто­ли­цу про­дол­жа­ли застра­и­вать, так что мно­гие спе­шат мимо, не осо­зна­вая высоту памят­ни­ка.

В среду архео­лог Лео­нар­до Гуар­нье­ри сооб­щил жур­на­ли­стам, что два­жды в месяц, по пред­ва­ри­тель­ной запи­си, про­во­дят­ся туры, в том чис­ле в рас­пи­сан­ную фрес­ка­ми погре­баль­ную каме­ру.

Чтобы прой­ти по узко­му коридо­ру, веду­ще­му в погре­баль­ную каме­ру, посе­ти­те­лям при­хо­дит­ся при­гнуть­ся. По сло­вам Гуар­нье­ри, неиз­вест­но, что слу­чи­лось с остан­ка­ми Гая Цестия. Внут­ри погре­баль­ной каме­ры посе­ти­те­ли могут видеть наклон­ный тун­нель, уво­дя­щий вверх. Он ска­зал, что рестав­ра­ция под­кре­пи­ла тео­рии, соглас­но кото­рым тон­нель про­ры­ли в Сред­ние века, — воз­мож­но, гра­би­те­ли могил.


Вид каме­ры пира­миды Цестия с фрес­ка­ми.

Извест­но, что в антич­но­сти в Риме было постро­е­но четы­ре пира­миды, но до наших дней сохра­ни­лась толь­ко одна.

Их соору­же­ние свиде­тель­ст­ву­ет о моде на еги­пет­ский стиль после заво­е­ва­ния Егип­та, но про­стые фигу­ры на фрес­ках на сте­нах каме­ры выпол­не­ны в сти­ле, харак­тер­ном для Пом­пей — древ­не­рим­ско­го горо­да воз­ле совре­мен­но­го Неа­по­ля.

Посколь­ку в очень загряз­нён­ной рим­ской атмо­сфе­ре памят­ни­ки чер­не­ют и ржа­ве­ют чуть ли не сра­зу после рестав­ра­ции, груп­па аль­пи­ни­стов-доб­ро­воль­цев раз в несколь­ко меся­цев чистит её, чтобы не воз­во­дить урод­ли­вые и доро­гие леса.

Мини­стер­ство куль­ту­ры Ита­лии, кото­ро­му посто­ян­но не хва­та­ет средств для очист­ки, сохра­не­ния и защи­ты сво­его огром­но­го богат­ства — пред­ме­тов искус­ства, архи­тек­тур­ных жем­чу­жин и антич­ных памят­ни­ков, — счи­та­ет япон­ско­го патро­на пира­миды образ­цом сотруд­ни­че­ства меж­ду част­ным и государ­ст­вен­ным сек­то­ра­ми.

Юдзо Яги, вла­де­лец ком­па­нии по про­из­вод­ству одеж­ды и тек­сти­ля, пре­до­ста­вил для рестав­ра­ции 2 мил­ли­о­на евро.

Фрэн­сис д’Эми­лио

© 2016 г. Archaeology News Network.
© 2016 г. Фото: AP / Доменико Стинеллис
© 2016 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА