25.02.2016 г.
Sovrintendenza Capitolina ai beni culturali
Новый фрагмент «Формы города Рима» обогащает топографические сведения об античном Риме


В боль­шую и слож­ную моза­и­ку, пред­став­ля­ю­щую топо­гра­фию антич­но­го Рима, будет встро­ен новый дра­го­цен­ный кусо­чек. Это фраг­мент «Фор­мы Горо­да» (Forma Urbis) эпо­хи Севе­ров, огром­но­го пла­на антич­но­го Рима, выре­зан­но­го на мра­мор­ных пли­тах меж­ду 203 и 211 гг. н. э.; он будет пред­став­лен, вос­со­еди­нён­ный с дру­ги­ми фраг­мен­та­ми сво­ей пли­ты, 25 фев­ра­ля в Ауди­то­рии музея Алта­ря Мира, где будет выстав­лен до 17 мар­та. Это собы­тие пред­ста­вят обще­ст­вен­но­сти Кла­удио Пари­зи Пре­стон, управ­ля­ю­щий Капи­то­лий­ских музеев по вопро­сам куль­тур­ных цен­но­стей, и Мас­си­мо Пао­луч­чи, дирек­тор Вати­кан­ских музеев; оно поз­во­лит про­де­мон­стри­ро­вать резуль­та­ты сов­мест­ной работы архео­ло­гов обо­их учреж­де­ний.


Сотруд­ни­че­ство Капи­то­лий­ских и Вати­кан­ских музеев


Дей­ст­ви­тель­но, новый фраг­мент был обна­ру­жен в ходе работ, кото­рые в послед­ние годы велись во внут­рен­ней части палац­цо Маффеи Маре­скот­ти — экс­терри­то­ри­аль­ной соб­ст­вен­но­сти Свя­то­го Пре­сто­ла, рас­по­ло­жен­ной на виа-дел­ла-Пинья. «Вати­кан­ский» блок теперь даёт более пол­ное пред­став­ле­ние об антич­ной топо­гра­фии совре­мен­ных рай­о­нов Гет­то и Теат­ро Мар­чел­ло. На про­тя­же­нии веков севе­ров­ская «Фор­ма Горо­да» была неотъ­ем­ле­мой частью собра­ния Капи­то­лий­ских музеев; два учреж­де­ния сочли необы­чай­но важ­ным вос­ста­но­вить исто­ри­че­ский и архео­ло­ги­че­ский кон­текст и поэто­му нача­ли про­цесс, наце­лен­ный на обмен работа­ми.

Новый фраг­мент вно­сит цен­ный вклад в рекон­струк­цию исто­ри­че­ской топо­гра­фии антич­но­го Рима, кото­рую, несмот­ря на нали­чие мно­же­ства фраг­мен­тов, до сих пор нель­зя назвать бес­спор­но вос­ста­нов­лен­ной, при­чём каж­дый новый эле­мент поз­во­ля­ет обо­га­тить общую кар­ти­ну допол­ни­тель­ны­ми важ­ны­ми дета­ля­ми, кото­рые рас­ши­ря­ют наши зна­ния об антич­ной циви­ли­за­ции, воз­ник­шей на бере­гах Тиб­ра. Воз­вра­ще­ние это­го фраг­мен­та в его пер­во­на­чаль­ный кон­текст — это часть более обшир­но­го про­цес­са, наце­лен­но­го на раз­ре­ше­ние про­бле­мы экс­по­зи­ции мра­мор­но­го пла­на. Глав­ную труд­ность для выстав­ле­ния «Фор­мы Горо­да» в музее все­гда пред­став­лял её раз­мер: огром­ное мно­же­ство фраг­мен­тов, боль­шин­ство кото­рых не раз­ме­ще­но на плане горо­да. Про­бле­ма про­стран­ства может быть раз­ре­ше­на в рам­ках веду­ще­го­ся мно­го­лет­не­го про­ек­та по пере­устрой­ству цен­траль­ной зоны Целия.


«Фор­ма Горо­да»


Мра­мор­ный план, или севе­ров­ская «Фор­ма Горо­да», — это огром­ный план антич­но­го Рима, выре­зан­ный на мра­мор­ных пли­тах меж­ду 203 и 211 гг. н. э. Он был выстав­лен на стене залы на фору­ме Мира, кото­рая позд­нее вошла в состав ком­плек­са Сан­ти-Кос­ма-э-Дами­а­но, сохра­ни­лась в пол­ную высоту и до сих пор вид­на про­хо­жим с виа-деи-Фори-Импе­ри­а­ли.

Иссле­до­ва­ние сле­дов на стене поз­во­ли­ло рекон­струи­ро­вать состав и раз­ме­ры «Фор­мы Горо­да»: план был выре­зан на 150 мра­мор­ных пли­тах, при­креп­лён­ных к стене желез­ны­ми шты­ря­ми, и зани­мал при­мер­но 18 на 13 м.

Под­счи­та­но, что на поверх­но­сти пло­ща­дью око­ло 235 м2 был выре­зан антич­ный город пло­ща­дью по мень­шей мере 13,55 млн. м2 при помо­щи огром­ной и тща­тель­ной работы рез­чи­ков: все рим­ские зда­ния, обще­ст­вен­ные и менее зна­чи­мые, были изо­бра­же­ны в основ­ном как пла­ны пер­во­го эта­жа в мас­шта­бе в сред­нем око­ло 1 : 240 (= 2 рим­ских акта), что обес­пе­чи­ва­ло подроб­ное топо­гра­фи­че­ское пред­став­ле­ние, отра­жав­шее и выде­ляв­шее отдель­ные поме­ще­ния внут­ри зда­ний. После обна­ру­же­ния в 1562 г. пер­вой груп­пы фраг­мен­тов най­де­но чуть менее 1200 фраг­мен­тов «Фор­мы Горо­да»; из них око­ло 200 иден­ти­фи­ци­ро­ва­ны и точ­но раз­ме­ще­ны в совре­мен­ной топо­гра­фии.

Сего­дня име­ет­ся око­ло деся­той части все­го пла­на, что экви­ва­лент­но при­мер­но 25 тыс. м2 антич­но­го Рима, на кото­рых мно­гое ещё пред­сто­ит иден­ти­фи­ци­ро­вать по малень­ким оскол­кам плит с целы­ми квар­та­ла­ми, дома­ми, арка­да­ми, хра­ма­ми и лав­ка­ми: это уни­каль­ная воз­мож­ность взгля­нуть на антич­ный город­ской ланд­шафт Рима и одно из ред­ких свиде­тельств, сохра­нив­ших­ся с антич­но­сти.


Новый фраг­мент


Новый фраг­мент отно­сит­ся к пли­те 31 «Фор­мы», кото­рая соот­вет­ст­ву­ет нынеш­ней терри­то­рии Гет­то; это один из мону­мен­таль­ных рай­о­нов антич­но­го горо­да, важ­ное место в кото­ром зани­мал Фла­ми­ни­ев цирк, постро­ен­ный в 220 г. до н. э. для про­веде­ния Пле­бей­ских игр; здесь нахо­дил­ся ряд важ­ных обще­ст­вен­ных зда­ний. В чис­ле сохра­нив­ших­ся доныне и иден­ти­фи­ци­ро­ван­ных — пор­тик Окта­вии и театр Мар­цел­ла. На новом фраг­мен­те изо­бра­же­на часть теат­ра и име­ет­ся над­пись с окон­ча­ни­ем слов, что поз­во­ля­ет вста­вить её как часть боль­шо­го паз­ла из уже извест­ных фраг­мен­тов, обна­ру­жен­ных в 1562 г.

© 2016 г. Sovrintendenza Capitolina ai beni culturali.
© 2016 г. Английский перевод.
© 2016 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА