26.02.2016 г.
Columbia News
Раскопки на вилле Адриана обнаруживают искусство повседневного пространства

Эта ани­ми­ро­ван­ная кар­тин­ка пока­зы­ва­ет в раз­ви­тии рас­коп­ки, кото­рые Колум­бий­ский уни­вер­си­тет ведёт на вил­ле Адри­а­на, вне­сён­ной в Пере­чень все­мир­но­го наследия ЮНЕСКО, с 2013 г. Фото: Кевин Мак-Ничол.

В два­дца­ти милях к восто­ку от Рима нахо­дит­ся вил­ла импе­ра­то­ра Адри­а­на, кото­рый пра­вил око­ло два­дца­ти лет во II в. н. э.; с тех пор, как в XV в. его рос­кош­ное поме­стье вновь откры­ли, оно ока­зы­ва­ет силь­ное вли­я­ние на архи­тек­то­ров и худож­ни­ков.

По сло­вам Фран­че­ско де Андже­ли­са (Francesco de Angelis), про­фес­со­ра исто­рии искусств и архео­ло­гии Колум­бий­ско­го уни­вер­си­те­та, вил­ла Адри­а­на, вне­сён­ная в 1999 г. в Пере­чень все­мир­но­го наследия ЮНЕСКО, в тече­ние сто­ле­тий при­вле­ка­ет так­же вни­ма­ние учё­ных — в основ­ном тех, кто стре­мит­ся луч­ше понять гений попу­ляр­но­го Адри­а­на.


Участ­ник Рас­ши­рен­ной про­грам­мы по исто­рии антич­но­сти и искус­ства уда­ля­ет извест­ко­вые отло­же­ния с поверх­но­сти моза­ич­но­го пола. Фото: Ф. де Андже­лис.

Де Андже­лис, с 2013 г. руко­во­дя­щий рас­коп­ка­ми вме­сте с Мар­ко Маю­ро (Marco Maiuro), адъ­юнкт-про­фес­со­ром исто­рии и чле­ном-корре­спон­ден­том Италь­ян­ской ака­де­мии Колум­бий­ско­го уни­вер­си­те­та, отме­ча­ет, что на вил­ле посто­ян­но жили ещё дол­гое вре­мя после прав­ле­ния Адри­а­на, с 117—138 гг. н. э. по мень­шей мере до V в., а это во мно­гом озна­ча­ет, что её исто­рия и жив­шие на ней люди долж­ным обра­зом не изу­ча­лись.

«До сих пор в основ­ном иссле­ду­ет­ся вели­ко­ле­пие вил­лы — пре­крас­ные ста­туи, залы для при­ё­мов — и мало вни­ма­ния уде­ля­ет­ся её повсе­днев­ной жиз­ни, — ска­зал Де Андже­лис. — Как эти люди жили, работа­ли, моли­лись? Это сопри­кос­но­ве­ние высо­ко­го и низ­ко­го, повсе­днев­но­го и цере­мо­ни­аль­но­го мож­но иссле­до­вать, если взгля­нуть одно­вре­мен­но на высо­кую архи­тек­ту­ру и укра­ше­ния и более обыч­ное про­стран­ство».


Вил­ла Адри­а­на, боль­шие бани. Фото: Ф. де Андже­лис.

Вил­ла Адри­а­на — самая зна­чи­тель­ная из десят­ков импе­ра­тор­ских вилл, постро­ен­ных на про­тя­же­нии 500 лет суще­ст­во­ва­ния Рим­ской импе­рии: её зда­ния, бани, сады и места для про­гу­лок зани­ма­ют более 120 гек­та­ров в Тиво­ли у под­но­жья Апен­нин. По раз­ме­ру она вдвое пре­вы­ша­ет Пом­пеи и сла­вит­ся сме­ше­ни­ем рим­ских, гре­че­ских и еги­пет­ских архи­тек­тур­ных и худо­же­ст­вен­ных тра­ди­ций.

Два про­фес­со­ра, работаю­щие с груп­пой студен­тов из Колум­бий­ско­го уни­вер­си­те­та и Бар­нард-кол­ле­джа в рам­ках Рас­ши­рен­ной про­грам­мы антич­ной исто­рии и искус­ства Италь­ян­ской ака­де­мии, а так­же из дру­гих уни­вер­си­те­тов, завер­ши­ли поле­вые работы в Тиво­ли летом 2014 и 2015 гг. В июне они вер­нут­ся, чтобы про­дол­жить рас­коп­ки двух менее иссле­до­ван­ных частей вил­лы. Пер­вая из них — Лара­рий, воз­мож­но, храм домаш­них богов, кото­рых назы­ва­ли Лара­ми, рас­по­ло­жен­ный воз­ле Боль­шо­го вести­бу­ла, глав­но­го вхо­да на вил­лу и важ­ней­ше­го риту­аль­но­го цен­тра, опре­де­ляв­ше­го доступ в ком­плекс.


Участ­ни­ки Рас­ши­рен­ной про­грам­мы по исто­рии антич­но­сти и искус­ства за работой: они кон­сер­ви­ру­ют и вос­ста­нав­ли­ва­ют настен­ные рос­пи­си и мра­мор­ные укра­ше­ния. Фото: А. Тар­та­ро.

Дру­гой уча­сток рас­ко­пок — это Мак­кьод­зо, терри­то­рия, зарос­шая куста­ми и дере­вья­ми неда­ле­ко от цен­тра вил­лы. На обо­их участ­ках экс­пе­ди­ция из Колум­бий­ско­го уни­вер­си­те­та иссле­ду­ет повсе­днев­ную жизнь не импе­ра­то­ра и ари­сто­кра­тов, а посто­ян­ных жите­лей вил­лы — адми­ни­ст­ра­то­ров, обслу­ги и рабов, оби­тав­ших здесь во вре­мя про­дол­жи­тель­но­го отсут­ст­вия Адри­а­на. Боль­ше поло­ви­ны прав­ле­ния Адри­ан про­вёл в путе­ше­ст­ви­ях по сво­ей импе­рии, воз­во­дя новые стро­е­ния и горо­да повсюду от Бри­та­нии до совре­мен­ной Тур­ции.

Про­шлым летом студен­ты, очи­щав­шие моза­ич­ные полы, — де Андже­лис назы­ва­ет это работой Золуш­ки — были пора­же­ны израз­цо­вы­ми узо­ра­ми под мно­го­ве­ко­вы­ми насло­е­ни­я­ми. «Даже самая скром­ная работа при­но­сит неве­ро­ят­ные пло­ды и поз­во­ля­ет нам как исто­ри­кам луч­ше понять вил­лу Адри­а­на».


Настен­ная рос­пись из недав­но рас­ко­пан­но­го зда­ния на вил­ле Адри­а­на. Фото: Д. Ноче­ра.

Сезон рас­ко­пок 2015 г. при­нёс ряд неожи­дан­ных худо­же­ст­вен­ных и архи­тек­тур­ных нахо­док, кото­рые под­твер­ди­ли тео­рии де Андже­ли­са и Маю­ро о том, что оби­та­те­ли вил­лы, при­над­ле­жав­шие к низ­шим клас­сам, отправ­ля­ли рели­ги­оз­ные обряды в Лара­рии и жили и вели дела в Мак­кьод­зо.

Работы в Лара­рии пока­за­ли, что этот внут­рен­ний двор перед малень­ким хра­мом мог быть свя­зан с жили­ща­ми рабов в самой север­ной части вил­лы. Стра­ти­гра­фи­че­ский ана­лиз ука­зы­ва­ет, что он был поки­нут на два века рань­ше, чем дру­гие части вил­лы, а позд­нее стал свал­кой архи­тек­тур­ных мра­мор­ных фраг­мен­тов со всей вил­лы.


Фраг­мент потол­ка недав­но рас­ко­пан­но­го зда­ния с рас­ти­тель­ным орна­мен­том. Фото: Д. Ноче­ра.

Мак­кьод­зо — это обшир­ный ком­плекс, воз­ведён­ный при Адри­ане, кото­рый соеди­ня­ет в себе эле­мен­ты рос­кош­ной архи­тек­ту­ры, такие, как мра­мор­ная обли­цов­ка стен, с ути­ли­тар­ны­ми струк­ту­ра­ми, — напри­мер, наклон­ные спус­ки и кана­лы с водой. В 2015 г. архео­ло­ги обна­ру­жи­ли ранее неиз­вест­ное жилое зда­ние с пре­крас­но сохра­нив­ши­ми­ся укра­ше­ни­я­ми: наполь­ная моза­и­ка с абстракт­ным и фигур­ным орна­мен­том, мра­мор­ная обли­цов­ка, настен­ные рос­пи­си с крас­ны­ми и жёл­ты­ми пане­ля­ми, кото­рые разде­ле­ны неж­ны­ми рас­ти­тель­ны­ми моти­ва­ми, и пото­лоч­ные фрес­ки с изо­бра­же­ни­я­ми лиц, похо­жих на мас­ки, гри­фо­нов и сфинк­сов. Сопо­став­ле­ние с похо­жи­ми стро­е­ни­я­ми на вил­ле Адри­а­на и в сосед­ней Остии, гава­ни антич­но­го Рима, пред­по­ла­га­ет, что в этом зда­нии жил не импе­ра­тор, а слу­жи­тель высо­ко­го ран­га. Иссле­до­ва­ние терри­то­рии вокруг Мак­кьод­зо обна­ру­жи­ва­ет обшир­ную сеть подоб­ных стро­е­ний, кото­рые обра­зу­ют внут­ри ком­плек­са анклав мень­ше­го раз­ме­ра.

Вил­ла Адри­а­на на про­тя­же­нии веков при­тя­ги­ва­ла к себе худож­ни­ков. Её руи­ны зари­со­ва­ли Микел­ан­дже­ло, Рафа­эль, Пира­не­зи и Ле Кор­бю­зье; неко­то­рые рисун­ки с вил­лы Адри­а­на были вклю­че­ны в состав выстав­ки 2013 г.: «Ле Кор­бю­зье: атлас совре­мен­ных ланд­шаф­тов» в Музее совре­мен­но­го искус­ства. Пола­га­ют, что даже Чарльз Фол­лен Мак-Ким, один из архи­тек­то­ров студен­че­ско­го город­ка Мор­нингсайд Хейтс в Колум­бий­ском уни­вер­си­те­те, работав­ший на фир­ме «Мак-Ким, Мид и Уайт», рисо­вал здесь эски­зы.

«Глядя на этот студен­че­ский горо­док, инте­рес­но свя­зать его с Тиво­ли, — гово­рит де Андже­лис. — Мак-Ким при­ез­жал в Рим, делал там зари­сов­ки, учил­ся этой клас­си­че­ской тра­ди­ции. Посколь­ку в Нью-Йор­ке мы работа­ем в зда­ни­ях, постро­ен­ных этой фир­мой, то, пола­гаю, если не осо­знан­но, то под­со­зна­тель­но мы под­вер­же­ны вли­я­нию той же архи­тек­ту­ры, тех же форм, кото­рые суще­ст­ву­ют на вил­ле Адри­а­на».

Ив Гла­с­берг (Eve Glasberg)

© 2016 г. Columbia News.
© 2016 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА