Columbia News |
В двадцати милях к востоку от Рима находится вилла императора Адриана, который правил около двадцати лет во II в. н. э.; с тех пор, как в XV в. его роскошное поместье вновь открыли, оно оказывает сильное влияние на архитекторов и художников.
По словам Франческо де Анджелиса (Francesco de Angelis), профессора истории искусств и археологии Колумбийского университета, вилла Адриана, внесённая в 1999 г. в Перечень всемирного наследия ЮНЕСКО, в течение столетий привлекает также внимание учёных — в основном тех, кто стремится лучше понять гений популярного Адриана.
Де Анджелис, с 2013 г. руководящий раскопками вместе с Марко Маюро (Marco Maiuro), адъюнкт-профессором истории и членом-корреспондентом Итальянской академии Колумбийского университета, отмечает, что на вилле постоянно жили ещё долгое время после правления Адриана, с 117—
«До сих пор в основном исследуется великолепие виллы — прекрасные статуи, залы для приёмов — и мало внимания уделяется её повседневной жизни, — сказал Де Анджелис. — Как эти люди жили, работали, молились? Это соприкосновение высокого и низкого, повседневного и церемониального можно исследовать, если взглянуть одновременно на высокую архитектуру и украшения и более обычное пространство».
Вилла Адриана — самая значительная из десятков императорских вилл, построенных на протяжении 500 лет существования Римской империи: её здания, бани, сады и места для прогулок занимают более 120 гектаров в Тиволи у подножья Апеннин. По размеру она вдвое превышает Помпеи и славится смешением римских, греческих и египетских архитектурных и художественных традиций.
Два профессора, работающие с группой студентов из Колумбийского университета и Барнард-колледжа в рамках Расширенной программы античной истории и искусства Итальянской академии, а также из других университетов, завершили полевые работы в Тиволи летом 2014 и 2015 гг. В июне они вернутся, чтобы продолжить раскопки двух менее исследованных частей виллы. Первая из них — Ларарий, возможно, храм домашних богов, которых называли Ларами, расположенный возле Большого вестибула, главного входа на виллу и важнейшего ритуального центра, определявшего доступ в комплекс.
Другой участок раскопок — это Маккьодзо, территория, заросшая кустами и деревьями недалеко от центра виллы. На обоих участках экспедиция из Колумбийского университета исследует повседневную жизнь не императора и аристократов, а постоянных жителей виллы — администраторов, обслуги и рабов, обитавших здесь во время продолжительного отсутствия Адриана. Больше половины правления Адриан провёл в путешествиях по своей империи, возводя новые строения и города повсюду от Британии до современной Турции.
Прошлым летом студенты, очищавшие мозаичные полы, — де Анджелис называет это работой Золушки — были поражены изразцовыми узорами под многовековыми наслоениями. «Даже самая скромная работа приносит невероятные плоды и позволяет нам как историкам лучше понять виллу Адриана».
Сезон раскопок 2015 г. принёс ряд неожиданных художественных и архитектурных находок, которые подтвердили теории де Анджелиса и Маюро о том, что обитатели виллы, принадлежавшие к низшим классам, отправляли религиозные обряды в Ларарии и жили и вели дела в Маккьодзо.
Работы в Ларарии показали, что этот внутренний двор перед маленьким храмом мог быть связан с жилищами рабов в самой северной части виллы. Стратиграфический анализ указывает, что он был покинут на два века раньше, чем другие части виллы, а позднее стал свалкой архитектурных мраморных фрагментов со всей виллы.
Маккьодзо — это обширный комплекс, возведённый при Адриане, который соединяет в себе элементы роскошной архитектуры, такие, как мраморная облицовка стен, с утилитарными структурами, — например, наклонные спуски и каналы с водой. В 2015 г. археологи обнаружили ранее неизвестное жилое здание с прекрасно сохранившимися украшениями: напольная мозаика с абстрактным и фигурным орнаментом, мраморная облицовка, настенные росписи с красными и жёлтыми панелями, которые разделены нежными растительными мотивами, и потолочные фрески с изображениями лиц, похожих на маски, грифонов и сфинксов. Сопоставление с похожими строениями на вилле Адриана и в соседней Остии, гавани античного Рима, предполагает, что в этом здании жил не император, а служитель высокого ранга. Исследование территории вокруг Маккьодзо обнаруживает обширную сеть подобных строений, которые образуют внутри комплекса анклав меньшего размера.
Вилла Адриана на протяжении веков притягивала к себе художников. Её руины зарисовали Микеланджело, Рафаэль, Пиранези и Ле Корбюзье; некоторые рисунки с виллы Адриана были включены в состав выставки 2013 г.: «Ле Корбюзье: атлас современных ландшафтов» в Музее современного искусства. Полагают, что даже Чарльз Фоллен Мак-Ким, один из архитекторов студенческого городка Морнингсайд Хейтс в Колумбийском университете, работавший на фирме «Мак-Ким, Мид и Уайт», рисовал здесь эскизы.
«Глядя на этот студенческий городок, интересно связать его с Тиволи, — говорит де Анджелис. — Мак-Ким приезжал в Рим, делал там зарисовки, учился этой классической традиции. Поскольку в Нью-Йорке мы работаем в зданиях, построенных этой фирмой, то, полагаю, если не осознанно, то подсознательно мы подвержены влиянию той же архитектуры, тех же форм, которые существуют на вилле Адриана».