28.04.2016 г.
The History Blog
В Турции найдена античная мозаика со скелетом

В антич­ной Антио­хии рас­ко­па­на моза­и­ка со ске­ле­том, дати­ру­е­мая III в. Фото: Anadolu Agency.

Сре­ди руин дома III в. н. э. турец­кие архео­ло­ги обна­ру­жи­ли антич­ную моза­и­ку, на кото­рой изо­бра­жён ске­лет, радую­щий­ся боль­шой бухан­ке хле­ба и кув­ши­ну вина. Она была най­де­на в 2012 г. в Анта­кии (антич­ная Антио­хия), сто­ли­це самой южной турец­кой про­вин­ции Хатай при стро­и­тель­стве канат­ной доро­ги.


Деталь сце­ны со ске­ле­том. Фото: Anadolu Agency.

Иссле­до­ва­те­ли пола­га­ют, что эта панель была сим­во­лом, тща­тель­но про­ду­ман­ной цен­траль­ной ком­по­зи­ци­ей моза­ич­но­го пола в три­кли­нии (сто­ло­вой) изыс­кан­ной вил­лы. В пря­мо­уголь­ник, обрам­лён­ный пле­тё­ным орна­мен­том, впи­са­но три сце­ны. С одной сто­ро­ны отсут­ст­ву­ет боль­шая часть моза­и­ки, но вид­ны голо­ва и руки слу­ги, несу­ще­го огонь. Здесь изо­бра­же­на рас­топ­ка бани. Сред­няя сце­на почти не повреж­де­на, на ней два чело­ве­ка идут к сол­неч­ным часам на колонне. Пер­вым высту­па­ет моло­дой чело­век, зани­маю­щий высо­кое поло­же­ние в семей­стве, воз­мож­но, сын вла­дель­ца дома, а за ним сле­ду­ет слу­га или дво­рец­кий. Сол­неч­ные часы пока­зы­ва­ют 9—10 часов вече­ра, а под­пись гла­сит, что пер­со­наж опазды­ва­ет на обед. На послед­ней пане­ли изо­бра­жён воз­ле­жа­щий ске­лет, сво­бод­но заки­нув­ший руку за голо­ву, с чашей в дру­гой руке, и рядом — две бухан­ки хле­ба и амфо­ра вина. По обе сто­ро­ны от его голо­вы напи­сан девиз «Весе­лись и живи в своё удо­воль­ст­вие»1.

(Исто­рик Иль­бер Ортай­лы (İlber Ortaylı) оспа­ри­ва­ет тол­ко­ва­ние, свя­зан­ное с едой, выпив­кой и весе­льем. Он при­да­ёт над­пи­си иной смысл: «Тот, кто наслаж­да­ет­ся едой, ско­ро будет пиро­вать со смер­тью» — и пола­га­ет, что это зда­ние было не част­ным домом бога­то­го чело­ве­ка, а чем-то вро­де бла­готво­ри­тель­ной сто­ло­вой, откуда ста­ра­лись побыст­рее выпро­во­дить посе­ти­те­лей).

Суще­ст­ву­ет некая пута­ни­ца с дати­ров­кой моза­и­ки. Пер­вая из про­чи­тан­ных мною ста­тей об этой наход­ке сооб­ща­ет, что моза­и­ка отно­сит­ся к III в. — то есть, к III в. н. э., но в после­дую­щих сооб­ще­ни­ях того же новост­но­го агент­ства она дати­ру­ет­ся III в. до н. э. Это, в свою оче­редь, под­хва­ти­ла и меж­ду­на­род­ная прес­са. И в III в. до н. э., и в III в. н. э. антио­хий­ская эли­та гово­ри­ла и писа­ла по-гре­че­ски, так что сло­ва здесь не слиш­ком помо­га­ют.

Здесь гово­рит­ся: «Про­вин­ция Хатай извест­на сво­и­ми моза­и­ка­ми рим­ско­го вре­ме­ни, кото­рые дати­ру­ют­ся II и III вв. до н. э.», — но это не рим­ское вре­мя. Антио­хию осно­вал Селевк I Ника­тор, пол­ко­во­дец Алек­сандра Вели­ко­го, в 300 г. до н. э., и до 64 г. до н. э. ею пра­ви­ли монар­хи из дина­стии Селев­кидов, а затем она вошла в состав рим­ской про­вин­ции Сирия как сво­бод­ный город.


Ске­лет, несу­щий кув­ши­ны, под лозун­гом «Лови момент!» (Carpe diem), из Дома Фав­на в Пом­пе­ях. Нацио­наль­ный архео­ло­ги­че­ский музей Неа­по­ля.

Мне не кажет­ся веро­ят­ным, что моза­и­ка была созда­на в пер­вые годы прав­ле­ния Селев­кидов. Я пола­гаю, что это моза­и­ка рим­ско­го вре­ме­ни — на осно­ва­нии стек­лян­ных тес­сер, тема­ти­ки, внеш­не­го вида и каче­ства изготов­ле­ния. Дей­ст­ви­тель­но, Демет Кара (Demet Kara), архео­лог Архео­ло­ги­че­ско­го музея про­вин­ции Хатай, назы­ваю­щая даты во всех ста­тьях, сопо­став­ля­ет антио­хий­скую моза­и­ку с дру­ги­ми моза­и­ка­ми со ске­ле­та­ми в Ита­лии, а они, бес­спор­но, рим­ские.


Моза­и­ка с воз­ле­жа­щим ске­ле­том и над­пи­сью «Познай себя», I в. н. э. Рас­ко­па­на в жен­ском мона­сты­ре Сан-Гре­го­рио, Рим, Ита­лия. Нацио­наль­ный Рим­ский музей, Палац­цо Мас­си­мо в Тер­мах.

Хотя тема ске­ле­та или чере­па, сим­во­ли­зи­ру­ю­ще­го неиз­беж­ность смер­ти, была элли­ни­сти­че­ской, рим­ляне про­дол­жа­ли раз­ви­вать её в сво­ём искус­стве. Им нра­ви­лось обедать в одной ком­на­те со ске­ле­том. В Пом­пе­ях и Риме сохра­ни­лось несколь­ко моза­ик I в. н. э. с пиру­ю­щи­ми, выпи­ваю­щи­ми и воз­ле­жа­щи­ми ске­ле­та­ми. В зна­ме­ни­том Боско­ре­аль­ском кла­де — сереб­ря­ном сер­ви­зе, погре­бён­ном перед извер­же­ни­ем Везу­вия в 79 г. н. э., — содер­жит­ся две сереб­ря­ных чаши, на кото­рых отче­ка­не­ны ске­ле­ты фило­со­фов и выре­за­ны эпи­ку­рей­ские выска­зы­ва­ния, напо­до­бие «Наслаж­дай­ся жиз­нью, пока можешь, ибо неиз­вест­но, что будет зав­тра». Эти чаши, как и моза­и­ки со ске­ле­та­ми, долж­ны были напо­ми­нать пиру­ю­щим о том, как мимо­лёт­на жизнь и как важ­но наслаж­дать­ся мгно­ве­ни­ем — очень под­хо­дя­щая идея для ком­на­ты, посвя­щён­ной удо­воль­ст­ви­ям вку­са.

В Анта­кии было най­де­но мно­же­ство моза­ик исклю­чи­тель­но­го каче­ства, так как в тече­ние несколь­ких веков Антио­хия была круп­ным горо­дом. В Ран­ней Рим­ской импе­рии это был тре­тий по вели­чине город после Рима и Алек­сан­дрии. Бога­тые и вли­я­тель­ные люди тра­ти­ли огром­ные сум­мы на укра­ше­ние сво­их домов самы­ми луч­ши­ми наполь­ны­ми моза­и­ка­ми, какие толь­ко мож­но было купить за день­ги. В Антио­хии была своя шко­ла моза­и­ки и мастер­ские, про­сла­вив­ши­е­ся на весь мир. Рим­ская Антио­хия была пере­пол­не­на моза­и­ка­ми высо­чай­ше­го каче­ства.

Лют­фи Саваш (Lütfi Savaş), гла­ва про­вин­ции Хатай, спит и видит при­бы­ли от туриз­ма. Толь­ко в фев­ра­ле он содей­ст­во­вал откры­тию про­ек­та «Моза­ич­ная доро­га», чтобы при­влечь тури­стов в четы­ре горо­да про­вин­ции, бога­тых гре­че­ски­ми и рим­ски­ми моза­и­ка­ми: Хатай, Гази­ан­теп, Кахра­ман­ма­раш и Шан­лы­ур­фа. К 2017 г. пла­ни­ру­ет­ся постро­ить архео­ло­ги­че­ский парк в про­вин­ции Хатай, а моза­и­ки раз­ме­стить в спе­ци­аль­но пред­на­зна­чен­ном для них музее. Ортай­лы пола­га­ет, что моза­и­ка со ске­ле­том долж­на остать­ся на сво­ём месте, а новый музей надо постро­ить пря­мо над ней, как посту­пи­ли в Изра­и­ле с Лод­ской моза­и­кой.


1На моза­и­ке напи­са­но гре­че­ское сло­во ΕΥΦΡΟΣΥΝΟΣ, кото­рое озна­ча­ет «радост­ный». — Прим. перев.

© 2016 г. The History Blog.
© 2016 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА