The History Blog |
Среди руин дома III в. н. э. турецкие археологи обнаружили античную мозаику, на которой изображён скелет, радующийся большой буханке хлеба и кувшину вина. Она была найдена в 2012 г. в Антакии (античная Антиохия), столице самой южной турецкой провинции Хатай при строительстве канатной дороги.
Исследователи полагают, что эта панель была символом, тщательно продуманной центральной композицией мозаичного пола в триклинии (столовой) изысканной виллы. В прямоугольник, обрамлённый плетёным орнаментом, вписано три сцены. С одной стороны отсутствует большая часть мозаики, но видны голова и руки слуги, несущего огонь. Здесь изображена растопка бани. Средняя сцена почти не повреждена, на ней два человека идут к солнечным часам на колонне. Первым выступает молодой человек, занимающий высокое положение в семействе, возможно, сын владельца дома, а за ним следует слуга или дворецкий. Солнечные часы показывают 9—
(Историк Ильбер Ортайлы (İlber Ortaylı) оспаривает толкование, связанное с едой, выпивкой и весельем. Он придаёт надписи иной смысл: «Тот, кто наслаждается едой, скоро будет пировать со смертью» — и полагает, что это здание было не частным домом богатого человека, а чем-то вроде благотворительной столовой, откуда старались побыстрее выпроводить посетителей).
Существует некая путаница с датировкой мозаики. Первая из прочитанных мною статей об этой находке сообщает, что мозаика относится к III в. — то есть, к III в. н. э., но в последующих сообщениях того же новостного агентства она датируется III в. до н. э. Это, в свою очередь, подхватила и международная пресса. И в III в. до н. э., и в III в. н. э. антиохийская элита говорила и писала по-гречески, так что слова здесь не слишком помогают.
Здесь говорится: «Провинция Хатай известна своими мозаиками римского времени, которые датируются II и III вв. до н. э.», — но это не римское время. Антиохию основал Селевк I Никатор, полководец Александра Великого, в 300 г. до н. э., и до 64 г. до н. э. ею правили монархи из династии Селевкидов, а затем она вошла в состав римской провинции Сирия как свободный город.
Мне не кажется вероятным, что мозаика была создана в первые годы правления Селевкидов. Я полагаю, что это мозаика римского времени — на основании стеклянных тессер, тематики, внешнего вида и качества изготовления. Действительно, Демет Кара (Demet Kara), археолог Археологического музея провинции Хатай, называющая даты во всех статьях, сопоставляет антиохийскую мозаику с другими мозаиками со скелетами в Италии, а они, бесспорно, римские.
Хотя тема скелета или черепа, символизирующего неизбежность смерти, была эллинистической, римляне продолжали развивать её в своём искусстве. Им нравилось обедать в одной комнате со скелетом. В Помпеях и Риме сохранилось несколько мозаик I в. н. э. с пирующими, выпивающими и возлежащими скелетами. В знаменитом Боскореальском кладе — серебряном сервизе, погребённом перед извержением Везувия в 79 г. н. э., — содержится две серебряных чаши, на которых отчеканены скелеты философов и вырезаны эпикурейские высказывания, наподобие «Наслаждайся жизнью, пока можешь, ибо неизвестно, что будет завтра». Эти чаши, как и мозаики со скелетами, должны были напоминать пирующим о том, как мимолётна жизнь и как важно наслаждаться мгновением — очень подходящая идея для комнаты, посвящённой удовольствиям вкуса.
В Антакии было найдено множество мозаик исключительного качества, так как в течение нескольких веков Антиохия была крупным городом. В Ранней Римской империи это был третий по величине город после Рима и Александрии. Богатые и влиятельные люди тратили огромные суммы на украшение своих домов самыми лучшими напольными мозаиками, какие только можно было купить за деньги. В Антиохии была своя школа мозаики и мастерские, прославившиеся на весь мир. Римская Антиохия была переполнена мозаиками высочайшего качества.
Лютфи Саваш (Lütfi Savaş), глава провинции Хатай, спит и видит прибыли от туризма. Только в феврале он содействовал открытию проекта «Мозаичная дорога», чтобы привлечь туристов в четыре города провинции, богатых греческими и римскими мозаиками: Хатай, Газиантеп, Кахраманмараш и Шанлыурфа. К 2017 г. планируется построить археологический парк в провинции Хатай, а мозаики разместить в специально предназначенном для них музее. Ортайлы полагает, что мозаика со скелетом должна остаться на своём месте, а новый музей надо построить прямо над ней, как поступили в Израиле с Лодской мозаикой.