The History Blog |
Одна из самых значительных в мире частных коллекций античной скульптуры была недоступна в течение четырех десятилетий. Впрочем, на обозрение широкой публике она не выставлялась с XIX века. Коллекция древностей семейства Торлония — 620 первоклассных греческих, римских и этрусских статуй и саркофагов, — без всякого преувеличения, может успешно конкурировать с собраниями античной скульптуры Капитолийских и Ватиканских музеев, и итальянское правительство в течение многих лет пыталось заключить соглашение с семьей, которое позволило бы показать эти уникальные сокровища публике. Во вторник, 15 марта, министр культуры Дарио Франческини объявил, что долгожданное соглашение достигнуто, и порядка 60—
По римским меркам, семья Торлония — новая. Ее основал Марино Торлония, урожденный Марин Турлониас, родившийся в 1725 г. в Оверни во Франции. Он переехал в Рим и стал слугой влиятельного неаполитанского кардинала Трояно Аквавива д’Арагона, который сегодня больше известен из-за того, что в 1744 г. нанял Джакомо Казанову, но вскоре уволил его, когда обнаружилось, что тот прячет юного беглеца в резиденции кардинала на площади Испании. Аквавива умер в 1747 г., оставив Марино Торлония наследство, с помощью которого тот сделался торговцем тканями.
Бизнес процветал, и Марино вложил часть своего дохода в небольшое ссудное дело. Когда он помог Папе Пию VI решить некоторые досадные финансовые вопросы, то получил титул герцога. Его сын Джованни Раймондо Торлония унаследовал оба дела и продолжил их. При Наполеоне он совершал удачные сделки с французскими оккупантами, и когда после Парижского мирного договора в 1814 г. французские войска ушли, Джованни стал «мешком с деньгами», которых так недоставало старым благородным семействам. Банк Марино Торлония с удовольствием давал им деньги взаймы под имущество и украшения.
Папа Пий VII предоставил Джованни Раймондо Торлония княжеский титул в 1814 г. — первому из многих. Семья Торлония стала одной из богатейших в Риме — спустя всего два поколения после Марина Турлониаса, — облагородилась настолько, насколько это только было возможно, и, благодаря выгодным бракам, состояла в родстве с некоторыми знатнейшими домами города — Колонна, Орсини и Боргезе. Взыскивая залоги по кредитам, семья Торлония приобрела обширные земли и множество произведений искусства, в том числе поступившие от семей Орсини, Чезарини, Каэтани-Русполи, а также ценную коллекцию античной скульптуры, собранную в XVII в. семьей Джустиниани.
Но Торлония не ограничивались взысканием ссудных залогов, подобно бандитам. После потрясений наполеоновского периода многие знатные семьи были вынуждены продать свою собственность и частные коллекции. Прекрасная коллекция истинного любителя древностей кардинала Алессандро Альбани была продана вместе с его римским дворцом — виллой Альбани — семье Киджи, которая, в свою очередь, продала все это имущество Торлония. Джованни также купил свыше тысячи предметов из имущества скульптора и реставратора Бартоломео Кавачеппи, в том числе ценные скульптуры, приобретенные последним из коллекций семей Савелли, Чези и Пио да Карпи.
Кроме того, обширные владения Торлония оказались бесценным источником античной скульптуры. Осушая болота и осваивая земли, Торлония проворно выкапывали предметы старины, — особенно в искусственной римской гавани Порт, городе Фьюмичино, где сейчас находится аэропорт Леонардо да Винчи, и в древних этрусских городах Вульчи и Черветери.
В 1859 г. сын Джованни, Алессандро, основал частный музей в одном из своих дворцов на виа делла Лунгара. Скульптуры, в том числе около сотни римских портретных бюстов позднереспубликанского и имперского периодов, которые оцениваются настолько высоко, что многие ученые ставят их выше бюстов из Капитолийских и Ватиканских музеев, — были установлены в 77 комнатах дворца. Уже к
В
Из-за этой напряженности в отношениях государства с семьей Торлония длительные переговоры ни к чему не приводили. Наконец через 40 лет стороны смогли прийти к согласию, хотя подавляющее большинство скульптур Торлония демонстрироваться не будет — по крайней мере, не сразу. Я надеюсь, что это — лишь первый шаг. Ни одно из этих произведений не должно пылиться в подвалах.
История этой коллекции, собранной путем покупок, взысканий долгов и раскопок во владениях Торлония, может быть центральной темой первой выставки. Это особенно актуально для собрания Торлония — в противоположность некоторым более старым коллекциям, постепенно собиравшимся знатными семьями в течение столетий. Торлония поглотили целые собрания, что позволяет по-новому взглянуть на историю коллекционирования древностей в Риме, если соответственно разделить произведения. Например, разместить предметы из коллекции Кавачеппи в одной секции, предметы из коллекции Джустиниани — в другой, скульптуры из раскопок во владениях Торлония — в третьей.
Министерство надеется организовать передвижную выставку — хотя эти планы пока еще находятся на ранней стадии. После демонстрации в Риме сокровища коллекции Торлония покажут в лучших музеях Европы и Соединенных Штатов. В конечном итоге она обретет свое постоянное место дома, в Риме.