The History Blog |
В ходе строительства Линии C — третьей линии метро в Риме — сделана сенсационная находка: казармы преторианской гвардии II в. н. э. В девяти метрах под виа Иппонио, между Термами Каракаллы и Латеранской базиликой, в историческом центре Рима, казармы занимают огромное пространство площадью в 1753 м2 (Агентство AP сообщает о 900 м2, но все итальянские СМИ называют более высокую цифру, и я воспроизвожу их сведения) — и это пока только раскопанная часть. Они были построены в правление императора Адриана (117—
В казармах 39 комнат, каждая размером 4 на 4 м, открываются в центральный проход. Некоторые из комнат — вероятно, квартиры офицеров, — богато украшены напольными мозаиками и настенными фресками. Стены сложены из кирпичей с клеймами императорских печей, датированными между 123 и 136 гг. н. э., что позволяет отнести к этому периоду всё строение. На участке имеется также массовое захоронение. Пока в нём раскопано 13 скелетов и несколько артефактов, в том числе бронзовая монета и бронзовый браслет.
Недалеко отсюда находится несколько руин строений военного назначения. Под Латеранской базиликой расположен Новый лагерь отборной конницы (Castra Nova Equitum Singularium, построенный при Септимии Севере около 200 г. н. э.), к северу от него пара блоков под виа Тассо — это остатки Первого лагеря отборной конницы (Castra Priora Equitum Singularium, Траян, около 100 г. н. э.), а к западу от них, возле церкви Санто Стефано Ротондо — Иноземный лагерь (Castra Peregrina, Август, I в. н. э.).
Строительство линии метро C началось в 2007 г., и с тех пор ему постоянно препятствовали проблемы с финансированием, коррупционные скандалы и великолепные археологические открытия, поглощающие деньги и время. Сами тоннели метро сооружаются на глубине 25 метров, чтобы не натыкаться повсюду на античные руины, но новые станции неизбежно погружаются в толщу тысячелетней истории. Казармы обнаружены в ходе строительства станции «Амба Арадам», и городские власти пытались скрыть эти новости, чтобы не объявлять, что строительство линии снова откладывается.
В прошлую среду газета «Иль Темпо» осторожно сообщила о находке, опубликовав статью, полную цитат из письма Франческо Просперетти, специального управляющего археологической зоны Рима. Просперетти пишет, что это исключительное открытие, причём казармы так хорошо сохранились, что невозможно будет их разобрать, закончить строительство, а затем воссоздать строение в первоначальном контексте. Казарменный комплекс так велик, что занимает всю южную половину станции и тянется дальше. Северная часть станции тоже изобилует археологическими остатками, которые ещё не исследованы, так что пока неизвестно, что это такое и какие последствия оно может повлечь. Объясняя, почему предварительные археологические раскопки на этом месте не обнаружили столь большое и хорошо сохранившееся здание, Просперетти отмечает, что археологи взяли пробы, указывавшие на наличие античных поверхностей под массивным современным строением, но они находились на такой глубине, что исследовать их на предварительном этапе было невозможно.
Метростроительная компания теперь должна решить, как быть дальше, и любое решение, скорее всего, потребует времени и денег. Линия метро C уже стала самым дорогим метростроительным проектом в истории. На пресс-конференции в понедельник Просперетти заверил собравшихся, что и к археологическому открытию огромной важности, и к бюджету и срокам строительства метро отнесутся с уважением. Планируется интегрировать руины в состав станции и создать первую настоящую «археологическую станцию» в Риме, без лишних расходов или отсрочек. Если такое развитие событий кажется вам не слишком вероятным, то это потому, что оно и в самом деле не слишком вероятно.