09.06.2016 г.
The History Blog
Найден первый в Афинах античный оракул

Мра­мор­ный омфа­лос в пря­мо­уголь­ном ограж­де­нии.

Архео­ло­ги обна­ру­жи­ли пер­вый ора­кул Апол­ло­на в Афи­нах. Извест­ны ора­ку­лы в дру­гих рай­о­нах Гре­ции, наи­бо­лее зна­ме­нит Дель­фий­ский ора­кул, но в Афи­нах най­ден толь­ко этот. Он нахо­дит­ся в Кера­ми­ке — древ­нем гон­чар­ном рай­оне (отсюда его назва­ние) — к севе­ро-запа­ду от Акро­по­ля, в дело­вом рай­оне Афин. Здесь нахо­дит­ся нек­ро­поль, исполь­зо­вав­ший­ся в раз­ные эпо­хи, а сего­дня извест­ный как ули­ца Гроб­ниц, ибо над­гроб­ные памят­ни­ки и сте­лы сто­ят вдоль доро­ги в Элев­син, где совер­ша­лись таин­ства.

К югу от погре­бе­ний нахо­дит­ся свя­ти­ли­ще, обна­ру­жен­ное в 1890 г. Кири­а­ко­сом Миол­на­сом, осно­во­по­лож­ни­ком науч­ной архео­ло­гии в Гре­ции. Миол­нас рас­ко­пал мра­мор­ный камень-омфа­лос, уста­нов­лен­ный в пря­мо­уголь­ном ограж­де­нии меж­ду алта­рём и тре­уголь­ной базой для ста­туи в куль­то­вой нише. Омфа­лос, что озна­ча­ет «пуп», сим­во­ли­зи­ро­вал центр мира. Счи­та­лось так­же, что он обес­пе­чи­вал пря­мую связь с бога­ми. Камень-омфа­лос в Дель­фий­ском ора­ку­ле был полым; иссле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что риту­ал вклю­чал истол­ко­ва­ние про­ро­че­ских газов, под­ни­мав­ших­ся из него. Посколь­ку Гека­ту часто изо­бра­жа­ли трёх­те­лой, Миол­нас счи­тал, что на базе неко­гда сто­я­ла ста­туя Гека­ты и храм был посвя­щён ей, но Арте­ми­ду тоже ино­гда изо­бра­жа­ли трой­ст­вен­ной, а позд­нее на этом участ­ке было най­де­но несколь­ко над­пи­сей и дру­гих арте­фак­тов, ука­зы­ваю­щих на то, что это было свя­ти­ли­ще Арте­ми­ды Соте­ры, то есть, Арте­ми­ды Спа­си­тель­ни­цы.


Коло­дец ора­ку­ла, око­ло III в. н. э.

В 2012 г. во вре­мя работ по рас­чист­ке участ­ка сотруд­ни­ки Немец­ко­го архео­ло­ги­че­ско­го инсти­ту­та обна­ру­жи­ли, что омфа­лос уста­нов­лен на мра­мор­ной пли­те, закры­ваю­щей отвер­стие. В про­шлом году омфа­лос под­ня­ли кра­ном и обна­ру­жи­ли то, что было скры­то на про­тя­же­нии тысяч лет: круг­лый коло­дец глу­би­ной девять мет­ров, постро­ен­ный из полу­ци­лин­дри­че­ской гли­ня­ной чере­пи­цы, на кото­рой боль­ше два­дца­ти раз выре­за­на фра­за ΕΛΘΕ ΜΟΙ Ω ΠΑΙΑΝ ΦΕΡΩΝ ΤΟ ΜΑΝΤEΙΟΝ ΑΛΗΘΕΣ, что пере­во­дит­ся «При­ди ко мне, о Пеан, и при­не­си истин­ное пред­ска­за­ние». Пеан — это эпи­тет Апол­ло­на, сына Зев­са и бра­та Арте­ми­ды. Повто­ря­ю­ща­я­ся фра­за — это молит­ва, воз­зва­ние к богу, чтобы он дал истин­ные и точ­ные отве­ты на вопро­сы палом­ни­ков.


Архео­лог спус­ка­ет­ся с помо­щью кра­на, чтобы иссле­до­вать коло­дец.

Диа­метр шах­ты все­го око­ло 65 см, так что это очень узкое место для архео­ло­ги­че­ско­го иссле­до­ва­ния. Одна­ко иссле­до­ва­те­ли осто­рож­но спус­ка­ют­ся туда с помо­щью кра­на. Судя по сти­лю над­пи­сей, они отно­сят­ся к рим­ско­му пери­о­ду, веро­ят­но к III в. н. э., но коло­дец, веро­ят­но, нахо­дил­ся здесь гораздо рань­ше.


«Хотя хоро­шо извест­но, что древ­ние гре­ки засыпа́ли вопро­са­ми Дель­фий­ский и дру­гие ора­ку­лы, в самих Афи­нах впер­вые най­де­но антич­ное соору­же­ние, пред­на­зна­чен­ное для ора­ку­ла, — рас­ска­за­ла агент­ству «Haaretz» Юта Штро­цек (Jutta Stroszeck), руко­во­ди­тель рас­ко­пок в Кера­ми­ке, кото­рые ведёт Немец­кий архео­ло­ги­че­ский инсти­тут в Афи­нах. Коло­дец, веро­ят­но, исполь­зо­вал­ся для гид­ро­ман­тии, то есть, гада­ния по воде.

Древ­ние часто обра­ща­лись к ора­ку­лам — не толь­ко за пред­ска­за­ни­я­ми буду­ще­го, но и за ука­за­ни­я­ми по про­стым повсе­днев­ным вопро­сам: как най­ти или удер­жать любов­ни­ка, чего ждать в путе­ше­ст­вии, как выле­чить­ся от болез­ни и так далее, — а так­же иска­ли в свя­ти­ли­ще убе­жи­ща».


Отвер­стие коло­д­ца.

Наход­ка очень важ­на ещё и пото­му, что под­твер­жда­ет: омфа­лос нахо­дит­ся на изна­чаль­ном месте. Во всей Гре­ции он такой один. Омфа­лос в Дель­фах был неко­гда пере­ме­щён и ныне сто­ит внут­ри свя­ти­ли­ща, но совер­шен­но в дру­гом месте.

Чтобы защи­тить коло­дец ора­ку­ла, его закры­ли дере­вян­ной крыш­кой с водо­стой­ким покры­ти­ем. Пла­ни­ру­ет­ся пере­вез­ти неко­то­рые мра­мор­ные фраг­мен­ты, в том чис­ле омфа­лос, в музей Кера­ми­ка. В свя­ти­ли­ще поме­стят копию, кото­рая при­мет на себя удар сти­хий, в то вре­мя как ори­ги­нал будет нахо­дить­ся в без­опас­но­сти.

© 2016 г. The History Blog.
© 2016 г. Фото: Юта Штроцек.
© 2016 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА