13.07.2016 г.
The History Blog
Греческие археологи за 22 дня нашли 23 затонувших корабля

Дай­ве­ры реги­ст­ри­ру­ют гру­ду рим­ских амфор с зато­нув­ше­го кораб­ля, най­ден­но­го в 2015 г.

Архи­пе­лаг Фур­ни на восто­ке Эгей­ско­го моря дав­но изве­стен мест­ным дай­ве­рам и, увы, гра­би­те­лям, как рай­он, где зато­ну­ло мно­же­ство кораб­лей. В про­шлом сен­тяб­ре груп­па дай­ве­ров из неком­мер­че­ско­го Мор­ско­го фон­да RPM, сле­дуя ука­за­ни­ям рыба­ка, бив­ше­го рыбу гар­пу­ном, иссле­до­ва­ла при­бреж­ные воды вокруг неко­то­рых ост­ро­вов архи­пе­ла­га Фур­ни. Это была корот­кая экс­пе­ди­ция, но за десять дней погру­же­ний груп­па обна­ру­жи­ла 22 зато­нув­ших кораб­ля.


Дай­вер Манос Мити­кас под­ни­ма­ет амфо­ру с мор­ско­го дна во вре­мя экс­пе­ди­ции это­го сезо­на. Зато­нув­ший корабль, види­мо, вёз груз в основ­ном из Север­ной Афри­ки.

В этом году они вер­ну­лись сюда в рас­ши­рен­ном соста­ве: коман­да, вклю­чав­шая более двух дюжин дай­ве­ров, мор­ских архео­ло­гов и рестав­ра­то­ров, иссле­до­ва­ла этот рай­он с 8 июня по 2 июля. За эти 22 дня она обна­ру­жи­ла ещё 23 зато­нув­ших кораб­ля, дати­ру­е­мые с пери­о­да гре­че­ской арха­и­ки (VIII—V вв. до н. э.) до XIX в. Итак, менее чем за год вбли­зи архи­пе­ла­га Фур­ни было най­де­но 45 зато­нув­ших кораб­лей. Хотя обшир­ное гре­че­ское побе­ре­жье, тра­ди­ции тор­гов­ли, силь­ные с антич­но­сти до наших дней, и пре­да­тель­ские воды погу­би­ли за про­шед­шие тыся­че­ле­тия мно­же­ство кораб­лей, те 45 судов, что най­де­ны близ Фур­ни, состав­ля­ют 20 % от всех иден­ти­фи­ци­ро­ван­ных и задо­ку­мен­ти­ро­ван­ных зато­нув­ших кораб­лей в терри­то­ри­аль­ных водах Гре­ции.


Дай­вер изме­ря­ет самос­скую амфо­ру с само­го древ­не­го из зато­нув­ших кораб­лей, око­ло 525—480 гг. до н. э.

При­го­вор всем этим кораб­лям под­пи­са­ла топо­гра­фия ост­ров­ков. Рас­пре­де­ле­ние кораб­ле­кру­ше­ний ука­зы­ва­ет на то, что их выбро­си­ло на отвес­ные ска­лы; неко­то­рые из них сто­я­ли на яко­ре, спа­са­ясь от силь­но­го штор­ма, одна­ко ветер пере­ме­нил­ся и понёс кораб­ли на утё­сы. Вряд ли эки­па­жи мог­ли пере­жить такие уда­ры сти­хии. Даже если бы люди пере­плы­ли бур­ное море, здесь не было пля­жей, чтобы взо­брать­ся наверх, — толь­ко кру­тые ска­лы.


Амфо­ры, веро­ят­но, элли­ни­сти­че­ские, с Книда и Коса.

Все кораб­ли, най­ден­ные к насто­я­ще­му вре­ме­ни, были тор­го­вы­ми: эти малень­кие суда нес­ли эки­па­жи чис­лен­но­стью не более дюжи­ны чело­век и при­во­ди­лись в дви­же­ние пару­са­ми. Дере­вян­ные кор­пу­са кораб­лей не пере­жи­ли сто­ле­тия на дне моря, но амфо­ры из их гру­за пере­жи­ли. Раз­лич­ные типы амфор поз­во­ля­ют опре­де­лить, какие това­ры вез­ли суда. Фор­ма и раз­ме­ры кув­ши­нов поз­во­ля­ют так­же сде­лать выво­ды о том, где они были изготов­ле­ны. В более круп­ных амфо­рах, веро­ят­но, содер­жа­лись три самых попу­ляр­ных про­дук­та: олив­ко­вое мас­ло, вино и гарум (соус из пере­бро­див­ших рыбьих потро­хов, широ­ко исполь­зо­вав­ший­ся в кухне антич­но­го Сре­ди­зем­но­мо­рья), а в неболь­ших кув­ши­нах, ско­рее все­го, хра­ни­лись осо­бые про­дук­ты, такие как фрук­то­вое варе­нье, оре­хи и бла­го­во­ния.

Все кораб­ли, обна­ру­жен­ные в про­шлом году, были антич­ны­ми, а откры­тия это­го года дати­ру­ют­ся с VI в. до н. э. до нача­ла XIX в. От более новых кораб­лей оста­лись неко­то­рые дере­вян­ные эле­мен­ты; но толь­ко на одном из най­ден­ных на Фур­ни судов дере­во сохра­ни­лось в откры­тых частях. Кро­ме мно­же­ства амфор, дай­ве­ры нашли арте­фак­ты, в том чис­ле яко­ря, сто­ло­вую посу­ду, лам­пы, каст­рюли и кера­ми­ку. Самые важ­ные наход­ки сезо­на — это амфо­ры с Книда и Коса на кораб­ле, постро­ен­ном в сред­не­эл­ли­ни­сти­че­ский пери­од, позд­не­ар­ха­и­че­ское или ран­не­клас­си­че­ское гру­зо­вое суд­но, корабль рим­ско­го вре­ме­ни с амфо­ра­ми с мыса Синоп в Чёр­ном море, рим­ское суд­но III—IV вв. н. э. из севе­ро­аф­ри­кан­ских про­вин­ций импе­рии и корабль с гру­зом сто­ло­вой посуды, тоже из Север­ной Афри­ки. Мор­ские архео­ло­ги обна­ру­жи­ли так­же два камен­ных яко­ря, круп­ней­шие из най­ден­ных в Эгей­ском море.

Соглас­но оцен­кам иссле­до­ва­те­лей, иссле­до­ван­ный рай­он состав­ля­ет менее 15 % от общей пло­ща­ди побе­ре­жья архи­пе­ла­га Фур­ни. Ожи­да­ет­ся, что про­дол­же­ние иссле­до­ва­ний поз­во­лит вла­стям лока­ли­зо­вать ещё боль­ше зато­нув­ших кораб­лей, а архео­ло­гам — понять, как исполь­зо­ва­лась аква­то­рия и иссле­до­вать нави­га­цию и гру­зо­пе­ре­воз­ки в рай­оне архи­пе­ла­га в раз­лич­ные эпо­хи.

© 2016 г. The History Blog.
© 2016 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА