The History Blog |
В античном городе Виминаций в Сербии, примерно в 60 милях восточнее Белграда, раскопаны чрезвычайно редкие магические таблички, сделанные из золота и серебра вместо обычного свинца. Археологи исследовали участок рядом с электростанцией перед её расширением и нашли большую семейную гробницу, украшенную цветными настенными фресками. В ней много комнат с множеством захоронений с середины III в. н. э. по V в. н. э.
Вместе с одним из скелетов, который датируется IV в. н. э., были погребены два свинцовых цилиндрика с тремя свёрнутыми листами: одним серебряным и двумя золотыми. На этих листах вырезан текст и символы. На одном из них — арамейский текст, записанный греческими буквами. Археологи идентифицировали загадочное сочетание имён на нём: Ваал, Яхве и Тобарабау, Сенесейлам и Сесенгенфарангес, три божества или демона (в зависимости от того, язычник вы или христианин), в которых некогда верили на территории нынешней Сирии. Магическая табличка, одновременно взывающая к Ваалу и Яхве, не имеет никаких аналогов.
На двух других листах вырезаны не буквы, а неизвестные символы. Обычно магические таблички (defixiones по-латыни) писали на греческом или латинском языке с несколькими непонятными словами. Эти мистические слова (voces mysticae) не принадлежали ни к одному человеческому языку и предназначались для того, чтобы взывать к божествам и демонам теми словами, которые лишь они способны были понять. В них также использовались charakteres — символы, изображавшие, как считалось, астрологические знаки или космические силы, или же, в христианских заклятиях, ангелов и прочих небожителей. Серебряная магическая табличка — единственная из до сих пор найденных, где содержатся только символы.
Магические таблички, которые обнаруживаются по всему греко-римскому миру и ещё довольно долго в христианскую эпоху, взывали к духам, демоническим или божественным силам ради достижения определённой цели — уничтожить врага, добиться возвращения украденных вещей, заполучить кого-то себе в постель или обеспечить проигрыш команды соперников. Эти таблички представляли собой листы свинца, на которых царапали заклинания против избранных объектов. Затем их сворачивали или складывали и помещали в надлежащее место — обычно под землю, в могилы, колодцы, храмы, святилища или дома проклинаемых.
Самые ранние из сохранившихся магических табличек были найдены в греческой колонии Селинунт на Сицилии (современный город Кастельветрано, где выращивают самые лучшие зелёные оливы) и датируются началом V в. до н. э. Двадцать две селинунтские таблички в основном представляют собой проклятия тяжущихся, предназначенные для того, чтобы поразить судебных противников. Популярны также были проклятия против спортивных команд-соперников, деловых конкурентов, воров, а также любовные и сексуальные заклятия. Мужчины обычно использовали такие таблички, чтобы возбудить в женщинах страсть, а женщины — для того, чтобы укрепить привязанность мужчин.
Всего найдено около 1500 античных магических табличек. Подавляющее большинство сделано из свинца, некоторые — из сплава свинца с оловом и медью. Ничтожное меньшинство таких заклятий вырезано на драгоценных металлах. В данном случае речь идёт о первых магических табличках, найденных в Сербии. И тот факт, что единственные defixiones, найденные здесь, — это чрезвычайно редкие экземпляры из золота и серебра, — свидетельствует о богатстве Виминация.
Виминаций был столицей римской провинции Верхняя Мёзия. Его стратегическое положение на границе с готами сделало его одним из самых значимых городов в империи. Виминаций имел постоянный военный лагерь и был процветающим торговым центром. После того, как он был вновь открыт в XIX в., в ходе раскопок здесь был найден крупнейший римский амфитеатр на Балканах, 40 тыс. артефактов, из них 700 — золотые и серебряные, и более 14 тыс. могил римского времени (крупнейшее из обнаруженных до сих пор римских кладбищ), причём в некоторых содержались необычайно прекрасные и редкие драгоценности, а в одной — уникальные золотые и серебряные магические таблички.
В той части кладбища, где раскопаны таблички, находятся также несколько христианских могил, и археологи не исключают, что некоторые из погребённых в гробнице тоже могли быть христианами. В IV в. ортодоксия ещё не сложилась окончательно, и синкретизм, очевидный в табличке, может быть делом рук христианина, попавшего под влияние близких, хотя внешне и противоположных, верований.