10.08.2016 г.
The History Blog
Поразительный мозаичный пол IV в., раскопанный на Кипре, представляет сцену колесничных состязаний на древнеримском ипподроме

Моза­и­ка с состя­за­ни­я­ми квад­риг в Ака­ки на Кип­ре, нача­ло IV в. Фото: © Еле­ни Папа­до­пу­лу.

После года рас­ко­пок в деревне Ака­ки воз­ле Нико­сии на Кип­ре была пол­но­стью откры­та боль­шая наполь­ная моза­и­ка рим­ско­го вре­ме­ни с изо­бра­же­ни­ем состя­за­ний на колес­ни­цах. Рас­коп­ки на этом месте нача­лись в 2014 г., когда были обна­ру­же­ны остат­ки боль­шой цистер­ны раз­ме­ром 10 на 14 м. Летом 2015 г. к югу от цистер­ны была рас­ко­па­на сек­ция моза­и­ки. Ввиду сво­его огром­но­го раз­ме­ра, исклю­чи­тель­но высо­ко­го каче­ства и очень ред­ко­го сюже­та с колес­нич­ны­ми состя­за­ни­я­ми она пред­став­ля­ет собой одно из самых важ­ных архео­ло­ги­че­ских откры­тий на Кип­ре.

В ходе рас­ко­пок это­го года моза­и­ка была откры­та почти пол­но­стью. Она име­ет 11 м в дли­ну и 4 м в шири­ну и, ско­рее все­го, рас­по­ла­га­лась на полу круп­ной вил­лы. Она дати­ру­ет­ся пер­вой поло­ви­ной IV в. Боль­шей частью она в хоро­шей сохран­но­сти. На цве­ти­сто укра­шен­ной сцене четы­ре квадри­ги (quadrigae, колес­ни­цы, запря­жён­ные четырь­мя коня­ми, как в «Бен-Гуре»), пред­став­ля­ю­щие, воз­мож­но, четы­ре пар­тии про­фес­сио­наль­ных колес­ни­чих в рим­ском мире — «крас­ных», «белых», «зелё­ных» и «синих», — состя­за­ют­ся в цир­ке или на иппо­дро­ме. Колес­ни­цы мчат­ся вокруг про­доль­но­го барье­ра (spina), рас­по­ло­жен­но­го в цен­тре поля. Все колес­ни­чие сто­ят, каж­дая квад­ри­га отме­че­на дву­мя над­пи­ся­ми: веро­ят­но, это име­на колес­ни­че­го и пер­во­го коня.


Архео­лог Фри­ни Хаджихри­сто­фи отбра­сы­ва­ет тень на моза­и­ку с колес­нич­ны­ми состя­за­ни­я­ми со спи́ной, колон­на­ми и дель­фи­на­ми в цен­тре навер­ху. AP Photo / Пав­лос Ври­о­нидес. Фото © Eleni Papadopoulou.

В восточ­ном кон­це спи́ны сто­ит meta — пово­рот­ная точ­ка, где про­ис­хо­ди­ло боль­ше все­го несчаст­ных слу­ча­ев, неред­ко смер­тель­ных для воз­ни­чих и коней, когда колес­ни­чий пытал­ся кру­то повер­нуть четы­рёх гало­пи­ру­ю­щих лоша­дей и двух­ко­лёс­ную повоз­ку. Мета изо­бра­же­на как круг­лая плат­фор­ма с тре­мя кону­са­ми, каж­дый из кото­рых увен­чан яйцом. Спи́на на одном кон­це укра­ше­на малень­ким свя­ти­ли­щем (aedicula), а посе­редине — тре­мя колон­на­ми, увен­чан­ны­ми дель­фи­на­ми, изо ртов кото­рых льёт­ся вода. Меж­ду колес­ни­ца­ми на ска­ко­вой дорож­ке сто­ят два чело­ве­ка: один дер­жит кнут, вто­рой — сосуд с водой. Изо­бра­же­на так­же фигу­ра всад­ни­ка.


Подроб­но­сти колес­нич­ных состя­за­ний. Фото: © Еле­ни Папа­до­пу­лу.

Сце­ну окру­жа­ет рам­ка с замыс­ло­ва­ты­ми гео­мет­ри­че­ски­ми узо­ра­ми. В запад­ном кон­це наполь­но­го покры­тия нахо­дит­ся ещё одна моза­и­ка: девять меда­льо­нов, рас­по­ло­жен­ных по кру­гу, в каж­дом из кото­рых рас­по­ло­жен бюст жен­щи­ны. Эту сек­цию ещё пред­сто­ит пол­но­стью рас­чи­стить, но уже ясно, что девять фигур — это музы, кото­рых мож­но иден­ти­фи­ци­ро­вать по сим­во­лам в их руках.


Моза­и­ка с муза­ми. Фото: © Еле­ни Папа­до­пу­лу.

Такие сце­ны состя­за­ний очень ред­ко встре­ча­ют­ся в восточ­ных про­вин­ци­ях Рим­ской импе­рии, и даже на Запа­де их мож­но пере­счи­тать по паль­цам. В Гре­ции най­де­но все­го две такие сце­ны, а в осталь­ной импе­рии (Север­ная Афри­ка, Фран­ция и Испа­ния) — семь. Эта наход­ка осо­бен­но пора­зи­тель­на, пото­му что это един­ст­вен­ная моза­и­ка с подоб­ным сюже­том, най­ден­ная на Кип­ре, при­чём она была обна­ру­же­на во внут­рен­них зем­лях, в два­дца­ти милях к запа­ду от Нико­сии. Почти весь рим­ский архео­ло­ги­че­ский мате­ри­ал был най­ден у побе­ре­жья ост­ро­ва.


Гео­мет­ри­че­ская рам­ка вокруг моза­и­ки с колес­нич­ны­ми бега­ми. Фото © Еле­ни Папа­до­пу­лу.

Обра­ща­ясь к жур­на­ли­стам, Мари­на Иеро­ни­миду, дирек­тор Депар­та­мен­та древ­но­стей, ска­за­ла: «Это чрез­вы­чай­но важ­ная наход­ка, как из-за тех­ни­ки испол­не­ния, так и из-за сюже­та. Она уни­каль­на для Кип­ра, посколь­ку при­сут­ст­вие это­го моза­ич­но­го пола в обла­сти, весь­ма уда­лён­ной от моря, даёт новые цен­ные сведе­ния об этом пери­о­де исто­рии Кип­ра и об исполь­зо­ва­нии моза­ич­ных полов на ост­ро­ве».

В мае сле­дую­ще­го года рас­коп­ки про­дол­жат­ся, и архео­ло­ги наде­ют­ся открыть новые части моза­и­ки и вил­лы. Тем вре­ме­нем полы закро­ют вре­мен­ны­ми защит­ны­ми соору­же­ни­я­ми.


Фото­гра­фии с сай­та «Daily Mail»:

Открыт моза­ич­ный пол дли­ной 11 м с изо­бра­же­ни­ем антич­ных колес­нич­ных состя­за­ний на иппо­дро­ме. Этот вели­ко­леп­ный арте­факт, дати­ру­е­мый IV в., был обна­ру­жен в деревне Ака­ки неда­ле­ко от Нико­сии, сто­ли­цы Кип­ра: это пер­вая моза­и­ка с таким сюже­том на Кип­ре и одна из очень немно­гих — во всём мире.

Архео­ло­ги­че­ская экс­пе­ди­ция ещё работа­ет, чтобы открыть весь пол, но раз­ме­ры види­мой поверх­но­сти уже состав­ля­ют 11 на 4 м. Архео­ло­ги пола­га­ют, что это вели­ко­леп­ное наполь­ное покры­тие неко­гда нахо­ди­лось на вил­ле, при­над­ле­жав­шей бога­то­му или знат­но­му чело­ве­ку, когда Кипр был под­вла­стен Риму.

Сооб­ща­ет­ся, что моза­ич­ный пол — это ред­кая и уни­каль­ная наход­ка, ибо он пре­крас­но сохра­нил­ся, а изо­бра­же­ние деталь­но про­ра­бота­но. Экс­пер­ты счи­та­ют, что здесь изо­бра­же­ны четы­ре пар­тии, состя­зав­ши­е­ся в колес­нич­ных бегах в рим­скую эпо­ху; у гре­ков в то вре­мя это тоже было рас­про­стра­нён­ным раз­вле­че­ни­ем.

На этом антич­ном про­из­веде­нии искус­ства изо­бра­же­ны сце­ны колес­нич­ных бегов, где один из колес­ни­чих сто­ит, слов­но его тянут четы­ре коня; все­го здесь пред­став­ле­но четы­ре раз­ных заезда. Воз­ле каж­до­го из четы­рёх колес­ни­чих рас­по­ло­же­ны над­пи­си; архео­ло­ги счи­та­ют, что в каж­дой назва­но имя колес­ни­че­го и одно­го из коней.

Вдоль оваль­ной аре­ны сто­ит три кону­са, увен­чан­ных яйце­об­раз­ны­ми пред­ме­та­ми, а на отда­ле­нии вид­ны три колон­ны с фигу­ра­ми дель­фи­нов, из кото­рых, види­мо, льёт­ся вода. На дру­гой части моза­и­ки изо­бра­жён чело­век на коне и ещё две сто­я­щие фигу­ры: одна с кну­том, вто­рая с кув­ши­ном воды.

Архео­ло­ги пола­га­ют, что это потря­саю­щее про­из­веде­ние неко­гда было частью вил­лы, при­над­ле­жав­шей бога­то­му или знат­но­му чело­ве­ку, когда Кипр нахо­дил­ся под вла­стью рим­лян. Посколь­ку оно най­де­но в 30 км к запа­ду от Нико­сии, сто­ли­цы Кип­ра, иссле­до­ва­те­ли пола­га­ют так­же, что наход­ка про­льёт свет на антич­ное про­шлое внут­рен­ней части ост­ро­ва.

В зна­ме­ни­том филь­ме 1959 г. «Бен-Гур» была девя­ти­ми­нут­ная сце­на колес­нич­ных бегов на иппо­дро­ме. Бен-Гур, кото­ро­го игра­ет Чар­лтон Хестон, мчит­ся на колес­ни­це, запря­жён­ной чет­вер­нёй.

Малень­кую часть укра­шен­но­го моза­и­кой пола обна­ру­жил фер­мер ещё в 1939 г., но пол­но­мас­штаб­ные рас­коп­ки нача­лись лишь спу­стя деся­ти­ле­тия ввиду того, что работа велась на дру­гих участ­ках, — объ­яс­ни­ли иссле­до­ва­те­ли.

Экс­пер­ты назы­ва­ют этот моза­ич­ный пол уни­каль­ной наход­кой как из-за тех­ни­ки созда­ния, так и из-за сюже­та. Они наде­ют­ся, что эта наход­ка даст нам новые сведе­ния об этом пери­о­де исто­рии Кип­ра и об исполь­зо­ва­нии моза­ич­ных полов на ост­ро­ве.

Иппо­дро­мы обыч­но стро­и­ли на скло­нах хол­мов, а извле­чён­ную поро­ду сва­ли­ва­ли вдоль кра­ёв соору­же­ния, чтобы создать насыпь для зри­тель­ских мест. Иппо­дро­мы име­ли про­дол­го­ва­тую фор­му, один конец был полу­круг­лым, а вто­рой — квад­рат­ным, так что соору­же­ние в целом выгляде­ло как бук­ва U с замкну­тым кон­цом. На фото­гра­фии — руи­ны иппо­дро­ма в Афро­ди­сиа­де, Тур­ция.

Иссле­до­ва­те­ли обна­ру­жи­ли, что боль­шин­ство самых важ­ных нахо­док на ост­ро­ве, таких, как эта хоро­шо сохра­нив­ша­я­ся моза­и­ка, най­де­ны вдоль побе­ре­жья, так как имен­но здесь в антич­но­сти про­цве­та­ли боль­шие и малень­кие горо­да. В древ­но­сти Кипр был бога­тым ост­ро­вом и сла­вил­ся добы­чей меди, дре­ве­си­ной из обшир­ных тогда лесов, а так­же кера­ми­кой, мно­же­ство экзем­пля­ров кото­рой было най­де­но в сосед­них стра­нах.

© 2016 г. The History Blog.
© 2016 г. Доп. фото: Daily Mail.
© 2017 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА