27.06.2016 г.
Live Science
Открыты ворота в храмовый комплекс древнегреческого бога?

Брон­зо­вая мас­ка Пана, обна­ру­жен­ная воз­ле Гип­по­са, необы­чай­но вели­ка по срав­не­нию с дру­ги­ми таки­ми брон­зо­вы­ми мас­ка­ми это­го гре­че­ско­го бога, изготов­лен­ны­ми в тот же пери­од.

На севе­ре Изра­и­ля архео­ло­ги, воз­мож­но, рас­ко­па­ли свя­ти­ли­ще гре­че­ско­го бога Пана в древ­нем горо­де Гип­пос.

В ходе рас­ко­пок, кото­рые ведёт Инсти­тут архео­ло­гии име­ни Цин­ма­на уни­вер­си­те­та Хай­фы, обна­ру­же­ны мону­мен­таль­ные рим­ские ворота, кото­рые могут вести в ком­плекс постро­ек, посвя­щён­ный куль­ту Пана, бога стад и пас­ту­хов, — в гре­че­ской мифо­ло­гии он изо­бра­жал­ся как полу­че­ло­век-полу­ко­зёл.

Новая архео­ло­ги­че­ская наход­ка, воз­мож­но, поз­во­лит иссле­до­ва­те­лям луч­ше понять преды­ду­щие откры­тия, сде­лан­ные в этом древ­нем горо­де. В про­шлом году архео­ло­ги нашли брон­зо­вую мас­ку пана, необы­чай­но боль­шую по срав­не­нию с дру­ги­ми таки­ми брон­зо­вы­ми мас­ка­ми это­го гре­че­ско­го бога, кото­рые отно­сят­ся к тому же пери­о­ду. Тогда иссле­до­ва­те­ли заяви­ли, что дати­ро­вать этот арте­факт или объ­яс­нить его пред­на­зна­че­ние будет непро­сто.

После того, как недав­но были най­де­ны ворота, Миха­эль Эйзен­берг, началь­ник экс­пе­ди­ции, ска­зал, что теперь у иссле­до­ва­те­лей есть отправ­ной пункт, кото­рый помо­жет им най­ти отве­ты на вопро­сы.


Груп­па архео­ло­гов обна­ру­жи­ла ворота, кото­рые, воз­мож­но, ведут в свя­ти­ли­ще Пана.

«Теперь, когда ворота пол­но­стью рас­ко­па­ны, мы не толь­ко полу­чи­ли более точ­ные сведе­ния для дати­ров­ки мас­ки, но и ука­за­ния на её пред­на­зна­че­ние, — заявил Эйзен­берг. — Воз­мож­но, перед нами ворота, кото­рые вели в свя­ти­ли­ще бога Пана или одно­го из сель­ских богов?»

Мас­ка была най­де­на в руи­нах боль­шо­го камен­но­го зда­ния, и архео­ло­ги наде­я­лись, что рас­чист­ка осталь­но­го зда­ния даст им кон­текст, поз­во­ля­ю­щий опре­де­лить её про­ис­хож­де­ние.

На осно­ва­нии резуль­та­тов рас­ко­пок иссле­до­ва­те­ли пред­по­ла­га­ют, что высота ворот состав­ля­ла око­ло 6 м, а само зда­ние, веро­ят­но, было даже выше. Кро­ме того, они дати­ро­ва­ли стро­е­ние эпо­хой рим­ско­го импе­ра­то­ра Адри­а­на, кото­рый пра­вил в 117—138 гг. н. э.
Эйзен­берг выдви­нул гипо­те­зу, что здесь, за пре­де­ла­ми горо­да, мог нахо­дить­ся хра­мо­вый ком­плекс бога Пана, постро­ен­ный пря­мо перед ворота­ми Гип­по­са.

«Мас­ка, а теперь и ворота, в кото­рых она нахо­ди­лась, по-преж­не­му будо­ра­жат наше вооб­ра­же­ние, — ска­зал Эйзен­берг. — Культ Пана порой вклю­чал в себя цере­мо­нии, в ходе кото­рых участ­ни­ки пили вино, при­но­си­ли жерт­вы и совер­ша­ли экс­та­ти­че­ские риту­а­лы, пред­по­ла­гав­шие обна­же­ние и секс. Этот культ обыч­но отправ­лял­ся за пре­де­ла­ми город­ских стен, в пеще­рах и вооб­ще на при­ро­де».


Архео­лог уни­вер­си­те­та Хай­фы с брон­зо­вой мас­кой Пана.

Гип­пос, назы­вав­ший­ся так­же Сус­си­та, сто­ит на Гали­лей­ском море; он был осно­ван в III в. до н. э. и раз­ру­шен зем­ле­тря­се­ни­ем в 749 г. н. э. Гип­пос важен так­же для исто­рии хри­сти­ан­ства, так как, наряду с дру­ги­ми древни­ми горо­да­ми вдоль реки Иор­дан, неко­гда вхо­дил в так назы­вае­мое Деся­ти­гра­дье — область, где, соглас­но Ново­му Заве­ту, Иисус совер­шал чуде­са.

Иссле­до­ва­те­ли сооб­щи­ли, что если даль­ней­шие рас­коп­ки при­не­сут новые откры­тия, вновь обна­ру­жен­ный мате­ри­ал про­льет свет на исто­рию древ­не­го горо­да. «Как имен­но культ Пана или его сото­ва­ри­ща Дио­ни­са, бога вина, отправ­лял­ся здесь, в Гип­по­се? — спра­ши­ва­ет Эйзен­берг. — Чтобы отве­тить на этот вопрос, мы про­дол­жим рас­коп­ки».

Кей­си Димер

© 2016 г. Live Science.
© 2016 г. Доп. фото: Sci-News.com.
© 2016 г. Фото: доктор Михаэль Эйзенберг, университет Хайфы.
© 2016 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА