08.06.2016 г.
Haaretz
В афинской гавани Пирей найдены монументальные античные морские базы

Огром­ные укреп­ле­ния и зато­нув­шие кора­бель­ные доки тыся­че­лет­ней дав­но­сти слу­жи­ли базой, с кото­рой гре­че­ская мор­ская махи­на сокру­ши­ла пер­сов.


Гавань Муни­хия: с помо­щью циф­ро­вых тех­но­ло­гий архео­ло­ги зафик­си­ро­ва­ли квад­рат­ную баш­ню раз­ме­ром 10 на 10 м на южном укреп­лён­ном моле (Фото: Бьорн Ловен).

Огром­ные укреп­ле­ния и зато­нув­шие кора­бель­ные доки тыся­че­лет­ней дав­но­сти най­де­ны в Пирее, гава­ни Афин. Это остат­ки частич­но зато­нув­ше­го пор­та, кото­рый сыг­рал важ­ней­шую роль в зна­ме­ни­той Сала­мин­ской бит­ве гре­ков про­тив Пер­сид­ской импе­рии — это мор­ское сра­же­ние спас­ло Гре­цию и юную афин­скую демо­кра­тию в 480 г. до н. э.

После Мара­фон­ской бит­вы, состо­яв­шей­ся деся­тью года­ми ранее, в 490 г. до н. э., афин­ский государ­ст­вен­ный дея­тель Феми­стокл соста­вил обо­ро­ни­тель­ный воен­ный план про­тив пер­сид­ско­го втор­же­ния, в осно­ве кото­ро­го лежа­ла исклю­чи­тель­но воен­но-мор­ская мощь. Как выра­жа­ет­ся Пла­тон, «Феми­стокл отнял у сограж­дан копье и щит и уни­зил афин­ский народ до греб­ной ска­мей­ки и вес­ла»[1].

Стро­и­тель­ные работы в Пирее нача­лись уже в 493 г. до н. э. (так­же по сове­ту Феми­сток­ла). Сего­дня в ходе недав­них под­вод­ных иссле­до­ва­ний, про­ведён­ных в рам­ках про­ек­та «Гавань Зеа» (Zea Harbour Project, ZHP), кото­рый объ­еди­ня­ет в себе назем­ную и под­вод­ную архео­ло­гию древ­них гава­ней Зеа и Муни­хия в Пирее, обна­ру­же­ны мор­ские базы и огром­ные укреп­ле­ния, свиде­тель­ст­ву­ю­щие о мощи афин­ско­го флота, кото­рый неко­гда власт­во­вал над морем.


Гава­ни Пирея очень загряз­не­ны. Чтобы защи­тить себя, архео­ло­ги наде­ва­ют хими­че­ски стой­кие гид­ро­ко­стю­мы и мас­ки, пол­но­стью закры­ваю­щие лицо, с кла­па­на­ми избы­точ­но­го дав­ле­ния (Фото: Вас­си­лис Циа­рис).

«Мы впер­вые иден­ти­фи­ци­ро­ва­ли мор­ские базы Пирея V в. до н. э. — кора­бель­ные доки, ста­пе­ля, укреп­ле­ния гава­ни», — рас­ска­зал агент­ству «Хаарец» Бьорн Ловен, дирек­тор про­ек­та «Гавань Зеа».

Бла­го­да­ря этим откры­ти­ям мор­ские базы в Пирее обре­та­ют не мень­шее исто­ри­че­ское и архео­ло­ги­че­ское зна­че­ние, чем Акро­поль и Пар­фе­нон или афин­ская Аго­ра, — при­ба­вил Ловен.

Одна­ко исто­ри­че­ское откры­тие было сде­ла­но бла­го­да­ря счаст­ли­во­му слу­чаю.


Улов дня


В 2010 г. ста­рый рыбак при­вёл архео­ло­гов на место мор­ских баз, дати­ру­ю­щих­ся эпо­хой Сала­мин­ской бит­вы. Он знал о них: в дет­стве он часто ловил рыбу, сидя на антич­ной колонне, кото­рая под­ни­ма­ет­ся из моря в север­ной части Муни­хии в Пирее, там, где неко­гда нахо­ди­лась древ­няя гавань.


Архео­лог рас­ка­пы­ва­ет древ­ние доки в гава­ни Муни­хия в Пирее. (Фото: Вас­си­лис Циа­рис)

После того, как рыбак про­вёл дай­ве­ров через сумрач­ный лаби­ринт швар­то­вых цепей, яко­рей и совре­мен­но­го лома, в кото­ром види­мость под водой ино­гда не пре­вы­ша­ет 20 см, архео­ло­ги наткну­лись на важ­ней­шую наход­ку: остат­ки мону­мен­таль­ной антич­ной сте­ны, кото­рая поко­ит­ся на мор­ском дне, с огром­ны­ми бло­ка­ми-осно­ва­ни­я­ми трёх колон­над.

Вско­ре было обна­ру­же­но и рас­ко­па­но шесть доков — древ­ние наве­сы, постро­ен­ные в фор­ме кры­тых рамп, где неко­гда содер­жа­лись антич­ные воен­ные кораб­ли, три­ре­мы (назван­ные так, пото­му что име­ли три ряда ска­мей для греб­цов). Три­ре­мы — это один из клас­сов судов, при­ни­мав­ших уча­стие в Сала­мин­ской бит­ве в 480 г. до н. э., в кото­рой Афин­ский союз во гла­ве с Феми­сто­к­лом бла­го­да­ря бле­стя­ще­му мор­ско­му манёв­ру победил более мно­го­чис­лен­ных пер­сов под коман­до­ва­ни­ем Ксерк­са.

Если при­ба­вить к это­му ещё девять доков, най­ден­ных в гава­ни Зеа, то под­вод­ные рас­коп­ки обна­ру­жи­ли остат­ки 15 доков V в. до н. э.

На осно­ва­нии дан­ных кера­ми­ки, а так­же дати­ров­ки по изото­пу угле­ро­да C-14 из обра­ботан­но­го кус­ка дере­ва, най­ден­но­го в осно­ва­нии колон­на­ды, коман­да иссле­до­ва­те­лей отнес­ла доки при­мер­но к 520—480 гг. до н. э. или вско­ре после это­го.


Худо­же­ст­вен­ная рекон­струк­ция три­ре­мы, поме­щён­ной в самые ран­ние доки гава­ни Муни­хия (Рис.: Яннис Накас)

«Эти доки постро­и­ли, когда афин­ская демо­кра­тия была ещё моло­да. Заман­чи­во думать, что неко­то­рые из афин­ских три­рем, сра­жав­ших­ся про­тив пер­сов при Сала­мине в 480 г. до н. э., ско­рее все­го, раз­ме­ща­лись в этих доках», — гово­рит Ловен.

«Сле­ду­ет пом­нить, что в бит­ве при Сала­мине пред­ста­ви­те­ли всех обще­ст­вен­ных клас­сов греб­ли и сра­жа­лись на бор­ту три­рем. Я прак­ти­че­ски уве­рен, что в резуль­та­те это­го крайне важ­но­го сра­же­ния в Сала­мин­ском про­ли­ве, к запа­ду от Пирея (а оно ста­ло пово­рот­ной точ­кой в миро­вой исто­рии), уста­но­ви­лись неве­ро­ят­но проч­ные свя­зи меж­ду боль­шин­ст­вом граж­дан. Имен­но так в V в. до н. э. афин­ский флот пре­вра­тил­ся в ста­но­вой хре­бет пер­вой в мире демо­кра­тии. В сущ­но­сти, мы рас­ка­пы­ва­ем мате­ри­аль­ные следы это­го выдаю­ще­го­ся исто­ри­че­ско­го собы­тия», — при­ба­вил Ловен.


Мор­ская мощь Афин


Мор­ская победа в бит­ве при Сала­мине осво­бо­ди­ла гре­ков от пер­сид­ско­го ига. Когда пер­сид­ские кораб­ли поки­ну­ли Эгей­ское море, харак­тер Делос­ской лиги — сою­за гре­че­ских государств во гла­ве с Афи­на­ми — посте­пен­но пре­вра­тил­ся из обо­ро­ни­тель­но­го в насту­па­тель­ный. Афи­ны полу­чи­ли воз­мож­ность раз­ме­стить свой мно­го­чис­лен­ный флот по все­му Сре­ди­зем­но­му морю и исполь­зо­ва­ли её, чтобы выко­вать вели­кую Гре­че­скую импе­рию (нема­ло государств на этой терри­то­рии вынуж­де­ны были при­со­еди­нить­ся к сою­зу про­тив сво­ей воли).


Спут­ни­ко­вая фото­гра­фия совре­мен­но­го Пирея, где вид­ны очер­та­ния трёх гава­ней: Кан­та­рос, Зеа и Муни­хия (Фото: GoogleEarthPro)

Чтобы обес­пе­чить целост­ность сво­ей импе­рии и защи­тить её богат­ство, скоп­лен­ное в резуль­та­те мор­ской тор­гов­ли и сбо­ра нало­га с под­чи­нён­ных государств, Афи­ны содер­жа­ли боль­шой воен­но-мор­ской флот. На пике его раз­ви­тия в Пирее сто­я­ло око­ло 400 три­рем, кото­рые тре­бо­ва­ли команд общей чис­лен­но­стью в 80 тыс. моря­ков и сол­дат.

Когда Афи­ны достиг­ли вер­ши­ны сво­его могу­ще­ства, под их вла­стью нахо­ди­лось 150 ост­ро­вов и при­бреж­ных горо­дов. Афин­ские три­ре­мы пат­ру­ли­ро­ва­ли Чёр­ное море на севе­ре, побе­ре­жье Изра­и­ля на восто­ке и дель­ту Нила на юге.

Сего­дня участ­ни­ки про­ек­та «Гавань Зеа» рас­ко­па­ли часть этой воен­ной маши­ны.


Непри­ступ­ная гавань


Вра­гам ни разу не уда­лось взять Пирей с моря, посколь­ку на бере­гу и в гава­ни он рас­по­ла­гал пре­вос­ход­ной систе­мой укреп­ле­ний.

Сре­ди новых свиде­тельств, най­ден­ных в ходе реа­ли­за­ции про­ек­та «Гавань Зеа», — длин­ные под­вод­ные сте­ны вдоль побе­ре­жья Зеи и ранее неиз­вест­ная фаза стро­и­тель­ства.

«Ста­ло ясно, что этот порт пред­став­лял собой так назы­вае­мый λι­μήν κλῃστός, “закры­тую гавань”, как и боль­шин­ство мор­ских гава­ней это­го вре­ме­ни, — ска­зал Мадс Мёл­лер Ниель­сен, один из участ­ни­ков про­ек­та, иссле­дую­щий фор­ти­фи­ка­ции гава­ни. — Это озна­ча­ет, что гавань была защи­ще­на со сто­ро­ны моря боль­ши­ми укреп­лён­ны­ми мола­ми и име­ла боль­шой цен­траль­ный вход, через кото­рый дол­жен был прой­ти каж­дый корабль, чтобы попасть внутрь».

Древ­не­гре­че­ские источ­ни­ки сооб­ща­ют, что гавань мож­но было запе­реть с помо­щью цепи, натя­ну­той меж­ду дву­мя квад­рат­ны­ми сто­ро­же­вы­ми баш­ня­ми, кото­рые сто­я­ли по обе­им сто­ро­нам от вхо­да в гавань. Вра­же­ские суда долж­ны были не толь­ко захва­тить обе баш­ни при вхо­де, но и сде­лать это в усло­ви­ях посто­ян­но­го обстре­ла с укреп­ле­ний вдоль бере­га. Это, веро­ят­но, была почти непри­ступ­ная гавань», — гово­рит Мёл­лер Ниель­сен.


Порт Пирей сего­дня: спу­стя тыся­чи лет он всё ещё исполь­зу­ет­ся. (Фото: Bloomberg)

Воз­мож­но, порт в Пирее и был непри­ступ­ным, но Афи­ны — не были. К 431 г. до н. э. их гос­под­ство в восточ­ном Сре­ди­зем­но­мо­рье вовлек­ло их в кон­фликт с круп­ней­шей сухо­пут­ной дер­жа­вой Гре­ции — Спар­той и её союз­ни­ка­ми. Вой­на была дол­гой и тяжё­лой, но в 404/403 гг. Афи­ны были побеж­де­ны, и спар­тан­цы сры­ли мор­ские базы и укреп­ле­ния в Пирее, оста­вив колы­бель могу­ще­ст­вен­но­го афин­ско­го флота лежать в руи­нах.

Про­ект «Гавань Зеа» реа­ли­зу­ет­ся Дат­ским инсти­ту­том в Афи­нах, под руко­вод­ст­вом док­то­ра Бьор­на Лове­на. В основ­ном про­ект кури­ру­ет Эфо­рат под­вод­ной архео­ло­гии, а неко­то­рые назем­ные иссле­до­ва­ния про­во­дят­ся под эгидой Эфо­ра­та древ­но­стей запад­ной Атти­ки, Пирея и ост­ро­вов. Глав­ным спон­со­ром про­ек­та с 2004 г. явля­ет­ся фонд «Карлс­берг».

Филип­пе Бох­стром

Дере­вян­ная сте­на: бит­ва при Сала­мине. Режис­сёр, про­дю­сер и сце­на­рист: Бьорн Ловен

При­ме­ча­ния пере­вод­чи­цы:


[1]При­ведён­ное выра­же­ние — не цита­та из Пла­то­на, а пере­сказ неких упрё­ков, обра­щён­ных к Феми­сто­клу, у Плу­тар­ха (Themist. 4); Пла­тон же гово­рил, что Феми­стокл сде­лал афи­нян «из стой­ких гопли­тов мат­ро­са­ми и моря­ка­ми» (Ibid.).

© 2016 г. Haaretz Daily Newspaper Ltd.
© 2016 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА