25.08.2016 г.
The History Blog
На этрусской стеле упомянута богиня Уни

Частич­но очи­щен­ная этрус­ская сте­ла.

На этрус­ской сте­ле с над­пи­сью, най­ден­ной в этом году в древ­нем посе­ле­нии Под­жо Кол­ла, обна­ру­жи­лось уди­ви­тель­ное имя: Уни, боги­ня пло­до­ро­дия и мате­рин­ства, кото­рая была этрус­ским экви­ва­лен­том гре­ко-рим­ских богинь Геры и Юно­ны. Воз­мож­но, имен­но ей покло­ня­лись в хра­ме. Дру­гие наход­ки из Под­жо Кол­ла, из кото­рых наи­бо­лее изве­стен кера­ми­че­ский фраг­мент со сце­ной рож­де­ния, самой ран­ней в евро­пей­ском искус­стве, под­твер­жда­ют пред­по­ло­же­ние, что этот город был цен­тром куль­та пло­до­ро­дия.


Три поверх­но­сти сте­лы с над­пи­ся­ми.

Мас­сив­ная пли­та была най­де­на в фун­да­мен­те камен­но­го хра­ма, насчи­ты­ваю­ще­го 2500 лет, одна­ко здесь она была исполь­зо­ва­на повтор­но. Архео­ло­ги пола­га­ют, что в пер­вом, дере­вян­ном хра­ме сте­ла явля­лась важ­ной частью свя­щен­ной обста­нов­ки. Она име­ет огром­ные раз­ме­ры: вес 227 кг, высота 1,2 м и шири­на 60 см; вдоль кра­ёв пере­д­ней и боко­вых сто­рон выре­за­на над­пись, состо­я­щая из букв и зна­ков пре­пи­на­ния. После частич­ной очист­ки кам­ня было обна­ру­же­но 75 букв. Теперь их уже почти 120, и их чис­ло про­дол­жа­ет рас­ти, так что эта над­пись может ока­зать­ся самой длин­ной этрус­ской над­пи­сью на камне. Уже несо­мнен­но, что это один из трёх длин­ней­ших свя­щен­ных (не над­гроб­ных) этрус­ских тек­стов, извест­ных к насто­я­ще­му вре­ме­ни.


Сте­ла, встро­ен­ная в осно­ва­ние хра­ма (впе­ре­ди, со сре­зан­ной гра­нью).

Когда впер­вые было объ­яв­ле­но об обна­ру­же­нии сте­лы, архео­ло­ги выра­зи­ли надеж­ду узнать из над­пи­си, како­му боже­ству был посвя­щён этот храм, ибо этрус­ские свя­ти­ли­ща очень ред­ко уда­ёт­ся иден­ти­фи­ци­ро­вать. Поэто­му обна­ру­же­ние име­ни боги­ни Уни — это испол­не­ние меч­ты. Кро­ме име­ни боги­ни Уни иссле­до­ва­те­ли нашли сло­во «tinaś», кото­рое они счи­та­ют изме­нён­ной фор­мой име­ни Тина или Тиния; так зва­ли бога неба и гла­ву боже­ст­вен­ной иерар­хии в этрус­ском пан­теоне. Тина был этрус­ским экви­ва­лен­том Зев­са или Юпи­те­ра.


Рисун­ки с изо­бра­же­ни­ем каж­дой сто­ро­ны сте­лы.

Адри­а­но Мад­жа­ни, спе­ци­а­лист по этрус­ской эпи­гра­фи­ке, и Рекс Уол­лес, спе­ци­а­лист по ком­па­ра­тив­ной линг­ви­сти­ке и про­фес­сор клас­си­че­ской фило­ло­гии Амхёрст­ско­го кол­ле­джа Мас­са­чу­сет­ско­го уни­вер­си­те­та, иссле­ду­ют над­пись и работа­ют над пере­во­дом тек­ста. Они обна­ру­жи­ли, что текст выре­зан весь­ма тща­тель­но: веро­ят­но, спе­ци­а­ли­сту, очень опыт­но­му рез­чи­ку по кам­ню, было пору­че­но выбить сло­ва, запи­сан­ные пис­цом или хра­мо­вым слу­жи­те­лем.

«Веро­ят­но, ока­жет­ся, что это свя­щен­ный текст, кото­рый рас­ска­жет нам нема­ло важ­но­го о ран­ней систе­ме веро­ва­ний уте­рян­ной куль­ту­ры, сыг­рав­шей осно­во­по­ла­гаю­щую роль для запад­ных тра­ди­ций», — ска­зал архео­лог Гре­го­ри Уор­ден, один из руко­во­ди­те­лей и глав­ный иссле­до­ва­тель архео­ло­ги­че­ско­го про­ек­та «Доли­на Мугел­ло», в рам­ках кото­ро­го было сде­ла­но откры­тие.

«Воз­мож­но так­же, что здесь сфор­му­ли­ро­ва­ны зако­ны свя­ти­ли­ща — ряд пред­пи­са­ний, свя­зан­ных с цере­мо­ни­я­ми, про­во­див­ши­ми­ся здесь, воз­мож­но, на алта­ре или в дру­гом свя­щен­ном месте», — ска­зал Уор­ден.

Пере­вод пока нахо­дит­ся на началь­ной ста­дии, поэто­му все заяв­ле­ния сфор­му­ли­ро­ва­ны очень осто­рож­но. Иссле­до­ва­те­ли архео­ло­ги­че­ско­го про­ек­та «Доли­на Мугел­ло» пред­ста­вят над­пись с упо­ми­на­ни­ем боги­ни Уни на выстав­ке во Фло­рен­ции 27 авгу­ста. На лек­ции будет демон­стри­ро­вать­ся голо­грам­ма сте­лы, так как сам камень ещё нахо­дит­ся в про­цес­се кон­сер­ва­ции в Архео­ло­ги­че­ском управ­ле­нии Фло­рен­ции. Наход­ка будет так­же опуб­ли­ко­ва­на в ноябрь­ском выпус­ке жур­на­ла «Этрус­ские иссле­до­ва­ния» (Etruscan Studies).


Гре­го­ри Уор­ден со сте­лой.

«На дан­ный момент мы можем под­твер­дить, что это одно из самых важ­ных откры­тий в этрус­ко­ло­гии за послед­ние деся­ти­ле­тия, — ска­зал Уор­ден. — Это откры­тие даст нам не толь­ко цен­ную инфор­ма­цию о харак­те­ре рели­ги­оз­ных обы­ча­ев в Под­жо Кол­ла, но и важ­ней­шие сведе­ния для пони­ма­ния этрус­ских пред­став­ле­ний и риту­а­лов, а так­же их пись­мен­но­сти и, воз­мож­но, язы­ка».

© 2016 г. The History Blog.
© 2016 г. Фото: The Mugello Valley Archaeological Project.
© 2017 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА