30.08.2016 г.
Archaeology Magazine
Под Позитано увидела свет великолепная вилла

Леп­ные купидо­ны вер­хом на мор­ских чудо­ви­щах и дель­фи­ны рас­тя­ги­ва­ют эле­гант­ную зелё­ную дра­пи­ров­ку на фрес­ке, изо­бра­жён­ной на стене недав­но рас­ко­пан­ной рим­ской вил­лы в Пози­та­но. Фигур­ная леп­ни­на ред­ко встре­ча­ет­ся в домаш­них инте­рье­рах — обыч­но её исполь­зо­ва­ли в обще­ст­вен­ных местах, таких как бани (Мар­ко Меро­ла).

«Когда мы попа­ли в это место, то гла­зам не пове­ри­ли», — гово­рит архео­лог Луча­на Яко­бел­ли из уни­вер­си­те­та Моли­зе, откры­вая малень­кую двер­цу в крип­ту церк­ви Сан­та Мария Ассун­та в цен­тре горо­да. Внут­ри царит полу­мрак, и ей при­хо­дит­ся осве­щать путь фона­ри­ком. Мы мед­лен­но спус­ка­ем­ся по несколь­ким при­став­ным лест­ни­цам сквозь желез­ные леса к един­ст­вен­но­му хоро­шо осве­щён­но­му участ­ку, при­мер­но в 9 м под цер­ко­вью. Затем Яко­бел­ли ведёт меня в ком­на­ту, где, как она и обе­ща­ла, кажет­ся, что ярко-зелё­ные, жёл­тые, крас­ные и синие фрес­ки сами по себе осве­ща­ют про­стран­ство. Мы при­бы­ли к исклю­чи­тель­но хоро­шо сохра­нив­шим­ся руи­нам рос­кош­ной при­мор­ской вил­лы (villa maritima), неко­гда слу­жив­шей для бога­тых рим­лян убе­жи­щем от лет­ней жары и город­ской суе­ты и тол­кот­ни в пер­вые века до и после нашей эры.


Фраг­мент яркой настен­ной фрес­ки на вил­ле в Пози­та­но (Мар­ко Меро­ла).

Судя по все­му, в ходе сво­их иссле­до­ва­ний 16 апре­ля 1758 г. эту вил­лу уже видел швей­цар­ский архи­тек­тор и инже­нер Карл Вебер, пер­вый учё­ный руко­во­див­ший рас­коп­ка­ми на терри­то­ри­ях, раз­ру­шен­ных извер­же­ни­ем Везу­вия в 79 г. н. э. В сво­ём поле­вом отчё­те он пишет, что начал рас­коп­ки воз­ле «церк­ви с коло­коль­ней, неда­ле­ко от пля­жа, у под­но­жия гор Сан­та-Мария-а-Кастел­ли и Сант-Андже­ло; на глу­бине 30 пядей мы нашли зна­ме­ни­тое антич­ное зда­ние, в кото­ром пер­вая моза­и­ка выпол­не­на из бело­го и чёр­но­го мра­мо­ра».


Кро­ме настен­ных фре­сок, архео­ло­ги так­же нашли фраг­мен­ты рас­пис­ной леп­ни­ны, неко­гда укра­шав­шей три­кли­ний (Мар­ко Меро­ла)

Но толь­ко в 2003 г., в ходе рестав­ра­ци­он­ных работ в крип­те архео­ло­ги впер­вые полу­чи­ли воз­мож­ность попасть в вели­ко­леп­ный три­кли­ний (сто­ло­вую) вил­лы. Но после трёх­лет­них рас­ко­пок им при­шлось оста­но­вить­ся, когда пре­кра­ти­лось финан­си­ро­ва­ние работ, и толь­ко летом 2015 г. рас­коп­ки воз­об­но­ви­лись. До кон­ца года, пока финан­си­ро­ва­ние про­ек­та вновь не исчер­па­лось, Яко­бел­ли воз­глав­ля­ла охран­ные рас­коп­ки под общим руко­вод­ст­вом Аде­ле Кам­па­нел­ли, мест­но­го дирек­то­ра по архео­ло­гии, и Марии Анто­ньет­ты Яннел­ли, архео­ло­га-смот­ри­те­ля. Коман­да архео­ло­гов и рестав­ра­то­ров уда­ля­ла грязь и камеш­ки, выбро­шен­ные при извер­же­нии (lapilli), и рас­чи­ща­ла пора­зи­тель­ные настен­ные фрес­ки, воз­ни­кав­шие из-под зава­лов.


Архео­лог сидит на лесах в три­кли­нии. Неко­то­рые сте­ны ком­на­ты сохра­ни­лись в пол­ную высоту (почти 5,5 м), а дру­гие обру­ши­лись — веро­ят­но, вслед­ст­вие извер­же­ния Везу­вия на рас­сто­я­нии 65 км отсюда (Мар­ко Меро­ла).

Бла­го­да­ря антич­ной систе­ме искус­ст­вен­ных террас, выре­зан­ных в склоне хол­ма, на кото­ром сто­ит Пози­та­но, вил­ла мог­ла зани­мать пло­щадь более 0,9 га. Неко­то­рые учё­ные дума­ют, что по раз­ме­ра­ми она была сопо­ста­ви­ма с горо­дом Пози­та­но. Ман­та Зар­ма­ку­пи из Бир­мин­гем­ско­го уни­вер­си­те­та, спе­ци­а­лист по рос­кош­ным рим­ским вил­лам в Неа­по­ли­тан­ском зали­ве, с этим не соглас­на. «Я могу себе пред­ста­вить, что вил­ла раз­ме­ща­лась на терра­си­ро­ван­ной плат­фор­ме, откуда наклон­ные спус­ки вели вниз, на дру­гие терра­сы, и зани­ма­ла на хол­ме боль­ше двух уров­ней, как совре­мен­ные дома, но не думаю, что вся дерев­ня сто­ит на месте вил­лы», — гово­рит она. Одна­ко вели­ко­ле­пие фре­сок на сте­нах вил­лы не вызы­ва­ет сомне­ний. «Каче­ство настен­ных фре­сок очень высо­ко, и деко­ра­тив­ная про­грам­ма три­кли­ния выглядит уни­каль­ной», — гово­рит Зар­ма­ку­пи. «Соче­та­ние фре­сок с леп­ни­ной встре­ча­ет­ся ред­ко и заслу­жи­ва­ет вни­ма­ния. Дета­ли леп­ни­ны, напри­мер фигу­ры, кото­рые одно­вре­мен­но и удер­жи­ва­ют, и укра­ша­ют дра­пи­ров­ку, уси­ли­ва­ют впе­чат­ле­ние, что ткань и в самом деле мяг­кая».


Вла­де­лец вил­лы пору­чил луч­шим худож­ни­кам создать мастер­ски напи­сан­ные обра­зы фан­та­сти­че­ской архи­тек­ту­ры (Мар­ко Меро­ла).

Кро­ме вели­ко­леп­ных фре­сок, в отвер­стии, открыв­шем­ся в слое вул­ка­ни­че­ско­го мусо­ра под север­ной сте­ной три­кли­ния, архео­ло­ги нашли гру­ду окис­лив­ших­ся кув­ши­нов, чаш и блюд — сереб­ря­ный сер­виз для пир­шеств (symposium), на кото­рых соби­ра­лись вла­де­лец вил­лы и его высо­ко­по­став­лен­ные гости.

Мест­ная адми­ни­ст­ра­ция наде­ет­ся открыть вил­лу для пуб­ли­ки и пла­ни­ру­ет постро­ить про­зрач­ный пеше­ход­ный мост над этим участ­ком. Это поз­во­лит посе­ти­те­лям немно­го вку­сить рос­кош­ной жиз­ни, кото­рая про­те­ка­ла здесь почти 2000 лет назад.

Мар­ко Меро­ла, корре­спон­дент по архео­ло­гии в Неа­по­ле

© 2016 г. Archaeology Magazine
© 2017 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА