28.09.2016 г.
Live Science
Обнаружены ветхозаветные городские ворота и святилище

В Нацио­наль­ном пар­ке Тель-Лахиш нахо­дит­ся при­врат­ное стро­е­ние (сле­ва) с шестью ком­на­та­ми, рас­се­чён­ны­ми город­ской ули­цей. Фото: Гай Фитус­си.

Сего­дня (28 сен­тяб­ря 2016 г.) архео­ло­ги сооб­щи­ли, что после рас­ко­пок в Изра­и­ле увиде­ли свет древ­ние город­ские ворота и свя­ти­ли­ще, кото­рое, соглас­но Вет­хо­му Заве­ту, в VIII в. до н. э. при­ка­зал раз­ру­шить царь Езе­кия.

По мне­нию Управ­ле­ния древ­но­стей Изра­и­ля, так назы­вае­мое при­врат­ное свя­ти­ли­ще, веро­ят­но, слу­жит свиде­тель­ст­вом о меро­при­я­ти­ях Езе­кии, две­на­дца­то­го царя Иудеи, по иско­ре­не­нию идо­лов. Chabad.org, интернет-сайт, посвя­щён­ный иуда­из­му, сооб­ща­ет, что Ахаз, отец Езе­кии, был извест­ным без­бож­ни­ком, и когда Езе­кия взо­шёл на трон, то при­ка­зал уни­что­жить всех лож­ных идо­лов (пред­ме­ты, дру­гие боже­ства или живот­ные, кото­рым люди покло­ня­лись) в цар­стве.

В Вет­хом Заве­те рас­ска­зы­ва­ет­ся, как «Он [Езе­кия] убрал свя­ти­ли­ща на воз­вы­шен­но­стях, раз­бил свя­щен­ные кам­ни и сру­бил стол­бы Аше­ры [посвя­щён­ные этой богине]» (Чет­вёр­тая кни­га Царств 18:4).


Рас­полз­ши­е­ся ворота


Ворота рас­по­ло­же­ны в древ­нем горо­де Тель-Лахиш, на пло­ща­ди 24,5 на 24,5 м; стро­е­ние име­ет шесть ком­нат, по три с каж­дой сто­ро­ны от глав­ной ули­цы горо­да.

Север­ную сек­цию ворот рас­ко­па­ла несколь­ко десят­ков лет назад экс­пе­ди­ция под руко­вод­ст­вом архео­ло­гов из Вели­ко­бри­та­нии и Тель-Ави­вско­го уни­вер­си­те­та. Целью послед­них рас­ко­пок, про­во­див­ших­ся с янва­ря по март 2016 г., было пол­ное извле­че­ние ворот на свет.

Рас­коп­ки ста­ли нелёг­кой работой, так как эти ворота — круп­ней­шие в Изра­и­ле; они дати­ру­ют­ся эпо­хой Пер­во­го Хра­ма, когда в цар­стве исполь­зо­вал­ся храм, постро­ен­ный царём Соло­мо­ном.

«Раз­ме­ры ворот соот­вет­ст­ву­ют исто­ри­че­ским и архео­ло­ги­че­ским сведе­ни­ям, кото­ры­ми мы рас­по­ла­га­ем», — сооб­щил в офи­ци­аль­ном заяв­ле­нии Саар Ганор, дирек­тор рас­ко­пок, пред­ста­ви­тель Управ­ле­ния древ­но­стей Изра­и­ля. Соглас­но биб­лей­ско­му тек­сту, «всё про­ис­хо­ди­ло» у ворот древ­не­го горо­да Тель-Лахиш, где пер­во­на­чаль­но было постро­е­но при­врат­ное свя­ти­ли­ще.

Высо­ко­по­став­лен­ные лица — в том чис­ле город­ские ста­рей­ши­ны, судьи, пра­ви­те­ли, цари и чинов­ни­ки — сиде­ли на ска­мьях у город­ских ворот, и «эти ска­мьи най­де­ны в ходе наших рас­ко­пок», — ска­зал Ганор.

Более того, новое откры­тие пока­зы­ва­ет нам, «как извест­ные нам биб­лей­ские рас­ска­зы ста­но­вят­ся исто­ри­че­ски­ми и архео­ло­ги­че­ски­ми дан­ны­ми», по мере про­дви­же­ния иссле­до­ва­ний, — ска­зал Зеэв Эль­кин, министр по делам Иеру­са­ли­ма и нацио­наль­но­го наследия, а так­же охра­ны окру­жаю­щей среды и депу­тат Кнес­се­та, изра­иль­ско­го пар­ла­мен­та.


Раз­би­тые алта­ри


Город­ские ворота Тель-Лахи­ша теперь рас­ко­па­ны; они сохра­ни­лись на высоту око­ло 4 м. В ходе рас­ко­пок обна­ру­жи­лось, что в пер­вой ком­на­те нахо­ди­лись ска­мьи с под­ло­кот­ни­ка­ми, а так­же кув­ши­ны, сов­ки для зер­на и руч­ки кув­ши­нов с клей­ма­ми с име­нем «lmlk»: эта печать при­над­ле­жа­ла царю.

Эти кув­ши­ны, веро­ят­но, име­ют отно­ше­ние к воен­ным и адми­ни­ст­ра­тив­ным при­готов­ле­ни­ям Иудей­ско­го цар­ства к войне про­тив Сен­нахе­ри­ба, асси­рий­ско­го царя, в кон­це VIII в. до н. э.

Даль­ней­шие рас­коп­ки обна­ру­жи­ли новые свиде­тель­ства о дея­тель­но­сти Езе­кии.

«Лест­ни­ца в при­врат­ном свя­ти­ли­ще под­ни­ма­лась в боль­шую ком­на­ту, где сто­я­ла ска­мья, на кото­рую воз­ла­га­лись под­но­ше­ния, — ска­зал Ганор. — В углу ком­на­ты был обна­ру­жен про­ход, веду­щий в свя­тая свя­тых [при­врат­ное свя­ти­ли­ще]; к нашей огром­ной радо­сти в этой ком­на­те мы нашли два четы­рёхро­гих алта­ря и мно­го кера­ми­ки, в том чис­ле лам­пы, чаши и под­став­ки».

Одна­ко рога с алта­рей были наме­рен­но сре­за­ны.

«Веро­ят­но, это свиде­тель­ство о рели­ги­оз­ной рефор­ме, при­пи­сы­вае­мой царю Езе­кии; в резуль­та­те этой рефор­мы культ был цен­тра­ли­зо­ван в Иеру­са­ли­ме, а куль­то­вые воз­вы­шен­но­сти, постро­ен­ные вне сто­ли­цы, — раз­ру­ше­ны», — ска­зал Ганор.

Кро­ме того, архео­ло­ги нашли камен­ный туа­лет, уста­нов­лен­ный в углу при­врат­но­го свя­ти­ли­ща, воз­мож­но, для того, чтобы осквер­нить послед­нее. В Биб­лии упо­ми­на­ют­ся и дру­гие слу­чаи, когда на куль­то­вых участ­ках раз­ме­ща­лись убор­ные с целью осквер­не­ния. Напри­мер, царь Иегу при­ка­зал уни­что­жить культ Баа­ла в Сама­рии. «Они уни­что­жи­ли свя­щен­ный камень Баа­ла, раз­ру­ши­ли храм Баа­ла и сде­ла­ли из него отхо­жее место, как это есть и до сего­дняш­не­го дня». (Чет­вёр­тая кни­га Царств, 10:27).

Одна­ко сего­дня впер­вые архео­ло­ги­че­ское откры­тие под­твер­жда­ет свиде­тель­ство Биб­лии об убор­ных. Лабо­ра­тор­ные иссле­до­ва­ния камен­но­го туа­ле­та пока­зы­ва­ют, что он нико­гда не исполь­зо­вал­ся и, види­мо, про­сто слу­жил сим­во­лом до тех пор, пока при­врат­ное свя­ти­ли­ще не было запе­ча­та­но, а затем раз­ру­ше­но Сен­нахе­ри­бом в 701 г. до н. э.

Дей­ст­ви­тель­но, в ходе рас­ко­пок обна­ру­же­ны так­же свиде­тель­ства о пора­же­нии Иудей­ско­го цар­ства, в том чис­ле нако­неч­ни­ки стрел и ядра для пращ, свиде­тель­ст­ву­ю­щие о руко­паш­ной схват­ке у город­ских ворот. Одна­ко это не един­ст­вен­ное свиде­тель­ство о похо­де Сен­нахе­ри­ба. Об этой войне извест­но так­же из архео­ло­ги­че­ских дан­ных, Биб­лии (Чет­вёр­тая кни­га Царств, 18 и Вто­рая кни­га Пара­ли­по­ме­нон, 32) и настен­ных релье­фов из двор­ца Сен­нахе­ри­ба в Нине­вии, где изо­бра­же­но заво­е­ва­ние Тель-Лахи­ша.

Рас­коп­ки про­во­ди­лись Управ­ле­ни­ем древ­но­стей Изра­и­ля в рам­ках ини­ци­а­ти­вы Мини­стер­ства по делам Иеру­са­ли­ма и нацио­наль­но­го наследия, сов­мест­но с Управ­ле­ни­ем при­ро­ды и пар­ков Изра­и­ля. Архео­ло­ги­че­ский уча­сток, рас­по­ло­жен­ный на терри­то­рии Нацио­наль­но­го пар­ка Тель-Лахиш, пока закрыт для пуб­ли­ки.

Лау­ра Геджел

При­врат­ное зда­ние (сле­ва), обна­ру­жен­ное в Нацио­наль­ном пар­ке Тель-Лахиш. Фото: Гай Фитус­си.

Чле­ны иссле­до­ва­тель­ской груп­пы вос­про­из­ве­ли город­ские ворота Лахи­ша в циф­ро­вом виде. Фото: архи­тек­то­ры Рим Шоаф и Хила Бер­гер-Онн, Управ­ле­ние древ­но­стей Изра­и­ля.

Участ­ни­ки архео­ло­ги­че­ской экс­пе­ди­ции рас­ка­пы­ва­ют алтарь и обна­ру­жи­ва­ют его уни­что­жен­ные рога. Фото: Саар Ганор.

Участ­ни­ки архео­ло­ги­че­ской экс­пе­ди­ции тща­тель­но рас­ка­пы­ва­ют уча­сток. Фото: Йоли Шварц.

Участ­ни­ца архео­ло­ги­че­ской экс­пе­ди­ции в поле осто­рож­но счи­ща­ет грязь и мусор с недав­но рас­ко­пан­ных арте­фак­тов. Фото: Йоли Шварц.

Рас­коп­ки ясно пока­зы­ва­ют, что с это­го алта­ря были уда­ле­ны рога. Фото: Йоли Шварц.

В ходе рас­ко­пок обна­ру­же­но мно­го арте­фак­тов пери­о­да Пер­во­го Хра­ма: мас­ля­ные лам­пы, отпе­чат­ки клейм на кув­ши­нах и даже нако­неч­ни­ки стрел. Фото: Кла­ра Амит.

Нако­неч­ни­ки стрел, най­ден­ные на участ­ке, слу­жат свиде­тель­ст­вом о бит­вах армий Сен­нахе­ри­ба и царя Езе­кии. Фото: Кла­ра Амит.

Новые нако­неч­ни­ки стрел из рас­ко­пок свиде­тель­ст­ву­ют о столк­но­ве­ни­ях асси­рий­цев и иуде­ев у город­ских ворот. Фото: Йоли Шварц.

Печа­ти ука­зы­ва­ют на вла­дель­цев сохра­нив­ших­ся пред­ме­тов. Над­пись «lnhm avadi», ско­рее все­го, — имя высо­ко­по­став­лен­но­го чинов­ни­ка Иудей­ско­го цар­ства. Фото: Кла­ра Амит.

Участ­ник архео­ло­ги­че­ской экс­пе­ди­ции осмат­ри­ва­ет руч­ку кув­ши­на с над­пи­сью lmlk hbrn, кото­рая озна­ча­ет «при­над­ле­жит царю Хев­ро­на». Фото: Йоли Шварц.

Экс­пер­ты счи­та­ют, что туа­лет был поме­щён здесь, чтобы пре­кра­тить отправ­ле­ние куль­та в при­врат­ном свя­ти­ли­ще. Фото: Управ­ле­ние древ­но­стей Изра­и­ля.

Участ­ни­ки архео­ло­ги­че­ской экс­пе­ди­ции выно­сят туа­лет из при­врат­но­го свя­ти­ли­ща. Фото: Игорь Кра­мер­ман.

Рас­коп­ки под­твер­жда­ют биб­лей­ские рас­ска­зы о ста­рей­ши­нах, судьях, пра­ви­те­лях и царях, сидев­ших у ворот горо­да. Фото: Саар Ганор.

© 2016 г. Live Science.
© 2016 г. Фото: the Israel Antiquities Authority.
© 2017 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА