Live Science |
Сегодня (28 сентября 2016 г.) археологи сообщили, что после раскопок в Израиле увидели свет древние городские ворота и святилище, которое, согласно Ветхому Завету, в VIII в. до н. э. приказал разрушить царь Езекия.
По мнению Управления древностей Израиля, так называемое привратное святилище, вероятно, служит свидетельством о мероприятиях Езекии, двенадцатого царя Иудеи, по искоренению идолов. Chabad.org, интернет-сайт, посвящённый иудаизму, сообщает, что Ахаз, отец Езекии, был известным безбожником, и когда Езекия взошёл на трон, то приказал уничтожить всех ложных идолов (предметы, другие божества или животные, которым люди поклонялись) в царстве.
В Ветхом Завете рассказывается, как «Он [Езекия] убрал святилища на возвышенностях, разбил священные камни и срубил столбы Ашеры [посвящённые этой богине]» (Четвёртая книга Царств 18:4).
Расползшиеся ворота
Ворота расположены в древнем городе Тель-Лахиш, на площади 24,5 на 24,5 м; строение имеет шесть комнат, по три с каждой стороны от главной улицы города.
Северную секцию ворот раскопала несколько десятков лет назад экспедиция под руководством археологов из Великобритании и Тель-Авивского университета. Целью последних раскопок, проводившихся с января по март 2016 г., было полное извлечение ворот на свет.
Раскопки стали нелёгкой работой, так как эти ворота — крупнейшие в Израиле; они датируются эпохой Первого Храма, когда в царстве использовался храм, построенный царём Соломоном.
«Размеры ворот соответствуют историческим и археологическим сведениям, которыми мы располагаем», — сообщил в официальном заявлении Саар Ганор, директор раскопок, представитель Управления древностей Израиля. Согласно библейскому тексту, «всё происходило» у ворот древнего города Тель-Лахиш, где первоначально было построено привратное святилище.
Высокопоставленные лица — в том числе городские старейшины, судьи, правители, цари и чиновники — сидели на скамьях у городских ворот, и «эти скамьи найдены в ходе наших раскопок», — сказал Ганор.
Более того, новое открытие показывает нам, «как известные нам библейские рассказы становятся историческими и археологическими данными», по мере продвижения исследований, — сказал Зеэв Элькин, министр по делам Иерусалима и национального наследия, а также охраны окружающей среды и депутат Кнессета, израильского парламента.
Разбитые алтари
Городские ворота Тель-Лахиша теперь раскопаны; они сохранились на высоту около 4 м. В ходе раскопок обнаружилось, что в первой комнате находились скамьи с подлокотниками, а также кувшины, совки для зерна и ручки кувшинов с клеймами с именем «lmlk»: эта печать принадлежала царю.
Эти кувшины, вероятно, имеют отношение к военным и административным приготовлениям Иудейского царства к войне против Сеннахериба, ассирийского царя, в конце VIII в. до н. э.
Дальнейшие раскопки обнаружили новые свидетельства о деятельности Езекии.
«Лестница в привратном святилище поднималась в большую комнату, где стояла скамья, на которую возлагались подношения, — сказал Ганор. — В углу комнаты был обнаружен проход, ведущий в святая святых [привратное святилище]; к нашей огромной радости в этой комнате мы нашли два четырёхрогих алтаря и много керамики, в том числе лампы, чаши и подставки».
Однако рога с алтарей были намеренно срезаны.
«Вероятно, это свидетельство о религиозной реформе, приписываемой царю Езекии; в результате этой реформы культ был централизован в Иерусалиме, а культовые возвышенности, построенные вне столицы, — разрушены», — сказал Ганор.
Кроме того, археологи нашли каменный туалет, установленный в углу привратного святилища, возможно, для того, чтобы осквернить последнее. В Библии упоминаются и другие случаи, когда на культовых участках размещались уборные с целью осквернения. Например, царь Иегу приказал уничтожить культ Баала в Самарии. «Они уничтожили священный камень Баала, разрушили храм Баала и сделали из него отхожее место, как это есть и до сегодняшнего дня». (Четвёртая книга Царств, 10:27).
Однако сегодня впервые археологическое открытие подтверждает свидетельство Библии об уборных. Лабораторные исследования каменного туалета показывают, что он никогда не использовался и, видимо, просто служил символом до тех пор, пока привратное святилище не было запечатано, а затем разрушено Сеннахерибом в 701 г. до н. э.
Действительно, в ходе раскопок обнаружены также свидетельства о поражении Иудейского царства, в том числе наконечники стрел и ядра для пращ, свидетельствующие о рукопашной схватке у городских ворот. Однако это не единственное свидетельство о походе Сеннахериба. Об этой войне известно также из археологических данных, Библии (Четвёртая книга Царств, 18 и Вторая книга Паралипоменон, 32) и настенных рельефов из дворца Сеннахериба в Ниневии, где изображено завоевание Тель-Лахиша.
Раскопки проводились Управлением древностей Израиля в рамках инициативы Министерства по делам Иерусалима и национального наследия, совместно с Управлением природы и парков Израиля. Археологический участок, расположенный на территории Национального парка Тель-Лахиш, пока закрыт для публики.